После визита в наш город куратор и идейный вдохновитель фестиваля Stenograffia из Екатеринбурга Евгений Фатеев признал, что Омск хорошеет и меняется. С его разрешения мы публикуем текст полностью.
— Омские впечатления. Должен признаться, что того Омска из столь популярных в интернете мемов, я не нашел. Мне кажется, что омские интернет-мемы — это такая дымовая завеса с нотками омского пижонства. А что скрывает эта дымовая завеса? А скрывает она симпатичный город, пребывающий в состоянии становления. Сегодняшний Омск — складывающийся, но еще не сложившийся, становящийся, но еще не ставший, город. На моей памяти это второй случай становления в постсоветской истории Омска.
Первый опыт был в конце 1990-х — начале 2000-х годов. В этот период в городе были большие деньги, был кровавый драйв передела, был взлет хоккея, строились образчики странной архитектуры. Но этот бурный акт соития города с новым и лихим временем не увенчался оргазмом. Этот секс с садомазохистскими нотками прервали, переместив из города в одну из столиц большого и очень денежного налогоплательщика. 10 лет Омск пребывал в странном состоянии уже осознанных, уже придуманных, уже виденных в грезах, казавшихся возможными, но не нашедших воплощения амбиций и замыслов, версий судьбы. Но вот за дымовой завесой изощренного самоуничижения началось чуть менее громкая, но системная работа. Она еще не завершилась, но контуры Омска, пока еще становящегося, уже просматриваются.
Во-первых, меняется ситуация с дорогами. Все таксисты об этом нам сказали. Дорогами в городе сейчас занимаются. Конечно, все не идеально. Но так везде. Конечно, это касается пока только значимых улиц, но работа идет. И ее нельзя не заметить.
Во-вторых, центр города становится настоящей картинкой. Еще немного, и он станет почти идеальным туристическим аттракционом с отреставрированными фасадами старых зданий, с разноцветьем архитектурных стилей, вплоть до умопомрачительного совмода, с очень недурным общепитом, с прекрасными и широкими тротуарами, малой пластикой и прочим необходимым и положенным. В том числе и с за-фасадной глубиной.
А вот об этом, важном третьем, хотелось бы поподробнее. В Омске стремительно складывается неплохая инфраструктура для тех, кого сегодня принято называть «креативным классом». Возникают симпатичные и очень уютные среды. Обустраиваются переулки и проулки в старой, исторической застройке. Эти среды уже генерят весьма приличный людской поток. Например, невероятно уютный «Камергерский» вошел в обязательное меню фотографирования городских свадеб, а это все не шуточки. Мне кажется, Омск вполне неплохо готовится и во многом уже готов к вызовам складывающейся на наших глазах экономики взаимных услуг, экономической нео-архаики, нео-кустарщины. Акторам этой экономики уже-почти-есть где обменяться своими нехитрыми услугами, уже есть места для их встреч, уже видно, где они кучкуются. Все это мило. Все это приправлено вело- и беговыми дорожками на Стрелке.
Мы жили в центре. Эвент у нас был в центре. И коллег по команде я тоже водил по центру. Центр оккупирован хипстерами и разной степени странности странными людьми. Я понимаю, что есть окраины. Есть Нефтяники и Левый берег. Есть и по-настоящему брутальные места. Но так везде. И везде по-разному.
В итоге. Омск меняется. Омск хорошеет. Сможет ли он решить ключевую и не решенную проблему благосостояния горожан? Посмотрим, но можно смело говорить — Омск жив. Омск пребывает в состоянии становления. У Омска началось новое приключение. Пожелаем ему успехов!