После трёх случаев нападения на школы узнаём у психолога, на что стоит обратить внимание родителям и как обезопасить своих детей от одноклассников с ножами.
Сегодня, 19 января, в Улан-Удэ произошло очередное нападение на школу. Кровавые драмы в российских школах вскрыли сразу несколько проблем: недостатки в системе образования, слабый контроль за насильственным интернет-контентом, семейные конфликты. Пожалуй, тише других звучат важные вопросы о том, как быть тем, кто постоянно находится рядом с потенциальными преступниками.
Эхом поножовщины в пермской школе, где двое подростков напали на четвероклашек и их учительницу, стала разборка девятиклассников в школе под Челябинском. Тоже с ножом. К счастью, жизни единственного пострадавшего в челябинском инциденте ничего не угрожает. Как распознать в ребенке надвигающуюся бурю и остановить ее, пока не случилось беды? Об этом в интервью Сети городских порталов рассказала кандидат психологических наук, мать пятерых детей, автор блога @larangsovet в соцсети Instagram Лариса Суркова.
— Насилие в школах — современная проблема? Или раньше его было не меньше?
— Объективно на этот вопрос ответить нельзя. В современных школах этого насилия много за счет того, что есть постоянные примеры для подражания: кто-то выкладывает в Сеть видео избиения одноклассников, а остальные хотят повторить, так же прославиться. Этот тренд никак не блокируется, довольно часто остается безнаказанным. Психологов в школах сократили. И никто не задумывается, почему происходят подобные инциденты, их не разбирают.
— По каким причинам дети становятся агрессивными?
— Причин много, но главная в том, что у нас все общество нагружено огромным количеством психологических проблем. Мы находимся в постоянной борьбе, стремимся быть не хуже всех. Довольно часто эта борьба распространяется и на детей: очень хочется, чтобы ребенок ничем не отличался от других и чтобы у него всё было. Причем под «всё» подразумевается в первую очередь материальный достаток. Родители всё чаще забывают о душах, об умах детей, не уделяя им свое время. Именно с позиции качества, а не количества. Можно находиться рядом с ребёнком, но при этом не быть вместе с ним: не общаться, не интересоваться его мыслями и делами. Конечно, все проблемы начинаются не в подростковом возрасте, всё идет из раннего детства. Просто к подростковому возрасту все накопленные проблемы превращаются в один большой снежный ком.
— Есть ли надежная профилактика отклонений в психике у детей?
— Единственная надежная профилактика — это подготовка родителей. Людям надо со школьной скамьи объяснять, что такое ребенок, каково жить с ребенком, какие чувства он испытывает. У нас родители этого не знают. Они рожают себе пупсика, который к трем годам перестает подчиняться им, и начинаются проблемы. У нас является нормой физическое насилие по отношению к детям, хотя, казалось бы, мы живем в современной стране. Насилие со стороны родителей рождает насилие в ребенке.
— Когда стоит обязательно показать ребенка психологу, на какие особенности в поведении обратить внимание, чтобы не пропустить беду?
— Психологу имеет смысл нанести визит после первого класса и в 10–12 лет. Если ребёнок закрывается, если много времени сидит отрешённым от вас, не общается с вами, агрессивен, огрызается, постоянно швыряет предметы, делает другие вещи, которые вызывают у вас внутреннюю тревогу, — всё это повод для похода к психологу. Можно сказать, что так ведут себя все подростки, но лучше перебдеть.
— Допустим, проблемы с психикой ребёнка становятся очевидными, понятно, что он агрессивен, и недалеко до взрыва. Что предпринять его родителям в такой ситуации? Изолировать ребенка от общества?
— Иногда и стоит изолировать, но родитель не может этого решить сам, без помощи специалиста. Обязательно нужно обращаться к психологам, психиатрам. И очень хочется верить, что вернут психологов в школе, именно как службу, у которой будет время наблюдать за детьми и анализировать их поведение.
— Известно, что один из молодых людей был зачинщиком нападения на пермских школьников, второй — попал под его влияние. Есть ли способ оградить ребенка от чужого влияния?
— Единственный способ — быть для своего ребенка бОльшим авторитетом, чем тот человек, который оказывает влияние. Авторитет зарабатывается с самого рождения ребенка. Очень важно выстраивать доверительные отношения, показывать положительный пример. Авторитет — это прежде всего личный пример. Невозможно требовать от ребенка «ты должен вырасти хорошим человеком», когда это говорит пьяный папа, играющий в «танчики».
— Если в классе есть очевидный агрессор, из-за которого страдают другие дети, как родители могут их защитить?
— Родителям сложно защитить ребенка, потому что их нет в школе и объективно они не видят ситуацию. Такие проблемы, как в Перми, должны выявлять педагоги. Но сейчас школы превращаются в непонятную субстанцию с большим количеством письменных отчетов. У педагогов остается все меньше времени для работы с детьми как с личностями. И всё же школу нельзя исключать из жизни ребенка.
— Детский омбудсмен РФ Анна Кузнецова рассказала, что родители школьника, устроившего поножовщину в Перми, уже обращались за помощью в социальные органы, но все, что там сделали — выписали им штраф. Получается, если сами родители не в состоянии справиться с агрессией ребёнка, им никто не может помочь? Насколько эффективны институты социальной защиты и профилактики насилия, которые есть в России?
— Я думаю, правильнее говорить, что их нет. Опека, комиссии по делам несовершеннолетних — это карательные органы, у них нет задач помочь семье.
— Какими взрослыми вырастают агрессивные дети?
— Это непредсказуемо. Есть понятие в психологии — компенсация (механизм защиты психики, позволяющий человеку самостоятельно преодолевать негативные качества. — Прим. ред.). Агрессоры могут компенсироваться самостоятельно, осознать свои недостатки и исправиться, или жизнь их поломает. Я бы не стала делать предположений относительно того, каким вырастет агрессивный ребенок.
— Стоит ли молчать, когда происходят такие трагедии, как в Перми, или про них надо говорить как можно громче, чтобы остановить их распространение?
— Об этом надо говорить, но без деталей и подробностей, как это делается сейчас в СМИ. Чересчур много подробностей: как зашли, как обошли охрану, какое оружие использовали, — всё это является инструкцией для тех, кто вздумает повторить. Ведь эти парни — вроде как «герои», их по телевизору показывают, обсуждают. Как правило, взрослым это кажется глупым, но подростковый кризис такой — странный.
Фото Ларисы Сурковой на facebook.com, Саши Савельевой, Тимура Шарипкулова
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, наши Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.