Город Фотофакт: «На месте Юбилейного был разводной мост, как в Питере»

Фотофакт: «На месте Юбилейного был разводной мост, как в Питере»

Проектная документация для капремонта Юбилейного моста обошлась бюджету в 4,4 млн рублей | ngs55.ruПроектная документация для капремонта Юбилейного моста обошлась бюджету в 4,4 млн рублей | ngs55.ru
Проектная документация для капремонта Юбилейного моста обошлась бюджету в 4,4 млн рублей

Пока рабочие ремонтируют Юбилейный мост, корреспонденты НГС.ОМСК решили поразглядывать архивные снимки сооружения, — историк рассказал, почему этот мост разбирали каждую весну, и пояснил, чем он был уникален.

Юбилейный мост с 8 октября закрыт на капитальный ремонт, движение по нему будет перекрыто до лета. Перед часовней у моста вырыли огромный котлован. НГС.ОМСК решил вспомнить историю одного из старейших мостов города. Напомним, в соцсети «ВКонтакте» появлялась фотография, автор которой обратил внимание на визуально «просевший» Юбилейный мост. После этого бывший гендиректор омского «Мостовика» Олег Шишов через помощников опубликовал отрывок из своей книги, в котором он предупредил о возможном обрушении Юбилейного моста. Шишов рассказал, что этот мост строили по новой в те времена технологии предварительного напряжения армированных конструкций.

Вид на Юбилейный мост с правого берега ОмиВид на Юбилейный мост с правого берега Оми
Вид на Юбилейный мост с правого берега ОмиВид на Юбилейный мост с правого берега Оми
Вид на Юбилейный мост с правого берега Оми

«Ненадежность [этой технологии] вызвана очень плохой защитой высокопрочных пучков от коррозии», — предупредил тогда Шишов и добавил, что в конструкции моста идет «несколько опасных и необратимых разрушений». Он также заметил, что предупреждал мэрию об этом, а в 2012 году даже советовал экс-губернатору Леониду Полежаеву не ездить по этому мосту. «Особая опасность в том, что он может упасть, когда на мосту будет большая нагрузка — транспорт, заполненный омичами», — написал экс-гендиректор «Мостовика».

Как рассказал НГС.ОМСК историк и краевед Сергей Первых, первый мост через Омь был деревянным, его построили, по некоторым данным, в 1767 году — через полвека после основания Омска. Деревянный мост доставлял местным властям много хлопот — каждую весну Омка, которая в те времена была полноводной и судоходной, размывала и сносила мост: по реке сплавляли лес. Позднее мост начали разбирать каждый год перед ледоходом на реке, к тому же Ильинский (а ныне — Юбилейный) мост не давал проходить судам вверх по Омке.

Архивное фото, на котором запечатлён один из предшественников Юбилейного моста Архивное фото, на котором запечатлён один из предшественников Юбилейного моста 
Архивное фото, на котором запечатлён один из предшественников Юбилейного моста 

В царской России по нему проходили крестные ходы. Первый мост через Омь носил название Ильинского — его могли назвать так в честь Ильинской церкви на Ильинской горке (сейчас здесь находится памятник Ленину, но омичам уже предлагали восстановить церковь на этом месте).

Вид на Ильинский мост в 1870 году; уже тогда мост выглядел живописноВид на Ильинский мост в 1870 году; уже тогда мост выглядел живописно
Вид на Ильинский мост в 1870 году; уже тогда мост выглядел живописно

Историк и краевед рассказал интересный факт: оказывается, предшественником современного Юбилейного моста был разводной мост, похожий на те сооружения, что есть в Санкт-Петербурге. Так, в 1903 году на месте деревянного Ильинского возвели новый «ажурный» мост. Его называли «Железным». Сооружение получило и другое название — «Парижский», поскольку проект моста привезли со всемирной выставки в Париже. Макет моста на выставке увидели члены Городской думы Омска и рассказали о нем в городе. Специалисты смогли воспроизвести и построить мост по макету. По одной из версий, в строительстве моста участвовали мастера-французы. Уникальность этого моста состояла в том, что он был разводным.

На архивном снимке видны конструкции посередине пролета моста — это сооружение было разводным, через него в начале XX века за деньги 2 раза в неделю пропускали баржиНа архивном снимке видны конструкции посередине пролета моста — это сооружение было разводным, через него в начале XX века за деньги 2 раза в неделю пропускали баржи
На архивном снимке видны конструкции посередине пролета моста — это сооружение было разводным, через него в начале XX века за деньги 2 раза в неделю пропускали баржиНа архивном снимке видны конструкции посередине пролета моста — это сооружение было разводным, через него в начале XX века за деньги 2 раза в неделю пропускали баржи
На архивном снимке видны конструкции посередине пролета моста — это сооружение было разводным, через него в начале XX века за деньги 2 раза в неделю пропускали баржи

«Если обратимся к документам, то увидим, что в 1919–1923 годах мост разводили раза 2–3 в неделю. В отличие от питерских мостов, которые поднимаются, пролёт этого моста (Железного. — НГС.ОМСК), который ближе к "Яблоньке" поворачивался вокруг себя, открывая проход. С этого Гордума имела некоторый доход — за пропуск судов к верховьям Оми. Омь была судоходной до города Каинска (ныне — город Куйбышев Новосибирской области)», — пояснил Первых и добавил, что мост приводил в движение механический привод.

Уникальный снимок — так разводили мост в 1904 году, пролёт мог поворачиваться вокруг своей оси; в результате мост оказывался вдоль реки, а не поперёкУникальный снимок — так разводили мост в 1904 году, пролёт мог поворачиваться вокруг своей оси; в результате мост оказывался вдоль реки, а не поперёк
Уникальный снимок — так разводили мост в 1904 году, пролёт мог поворачиваться вокруг своей оси; в результате мост оказывался вдоль реки, а не поперёк

Мост перестали разводить, потому что механизм сломался, и Железный мост еле смогли свести. В 1937-38 годах к Железному мосту пристроили трамвайный мост (трамваи могли уходить с улицы Лермонтова на улицу Бударина и далее — по улице Гагарина), но в 1948 году трамвайный мост размыло и снесло во время половодья. Железный мост выстоял. Около трех лет между правым и левым берегом Оми не было сообщения.

Железный мост в 1960-е годы: на снимке видно, как по нему ходят троллейбусы; трамвайного сообщения в те годы уже не былоЖелезный мост в 1960-е годы: на снимке видно, как по нему ходят троллейбусы; трамвайного сообщения в те годы уже не было
Железный мост в 1960-е годы: на снимке видно, как по нему ходят троллейбусы; трамвайного сообщения в те годы уже не было

На архивном снимке, сделанном в 1960-е годы, вода в реке поднялась очень высоко.

В царской России по мосту часто проходил маршрут крестных ходов — в последние годы через Юбилейный мост часто ходили участники митингов и демонстраций, а в День города мост становился пешеходнымВ царской России по мосту часто проходил маршрут крестных ходов — в последние годы через Юбилейный мост часто ходили участники митингов и демонстраций, а в День города мост становился пешеходным
В царской России по мосту часто проходил маршрут крестных ходов — в последние годы через Юбилейный мост часто ходили участники митингов и демонстраций, а в День города мост становился пешеходнымВ царской России по мосту часто проходил маршрут крестных ходов — в последние годы через Юбилейный мост часто ходили участники митингов и демонстраций, а в День города мост становился пешеходным
В царской России по мосту часто проходил маршрут крестных ходов — в последние годы через Юбилейный мост часто ходили участники митингов и демонстраций, а в День города мост становился пешеходным

По данным альбома «Омск. Тогда и сейчас», современный Юбилейный мост через Омь построили в 1967 году, к 50-летнему юбилею Октябрьской революции.

Напомним, в начале марта в омских книжных магазинах появился альбом с историческими снимками «Омск.Тогда и сейчас». Сотрудники новосибирского издательства Gelio Vostok год работали над книгой. Добавим, НГС.ОМСК к 300-летию города готовил спецпроект «Омск через призму веков», где тоже можно посмотреть архивные снимки и узнать много нового из истории города.

Мост, который разводили через реку, называли «Железным»; его разобрали к ноябрю 1966 года, после того как Омск отпраздновал своё 250-летие
Мост, который разводили через реку, называли «Железным»; его разобрали к ноябрю 1966 года, после того как Омск отпраздновал своё 250-летие
Строительство моста в 1966–1967 годах: на снимке слева от стройки отчётливо виден узкий деревянный пешеходный мост, справа ведётся надвижка бетонного пролёта современного Юбилейного моста
Строительство моста в 1966–1967 годах: на снимке слева от стройки отчётливо виден узкий деревянный пешеходный мост, справа ведётся надвижка бетонного пролёта современного Юбилейного моста
1 из 2
Мост, который разводили через реку, называли «Железным»; его разобрали к ноябрю 1966 года, после того как Омск отпраздновал своё 250-летие
НГС.ОМСК
Фото НГС (1, 7) предоставлены компанией Gelio Vostok (2–6, 8) и Сергеем Первых (9–13)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».​
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления