Город Кинорецензии От человека к монарху: смотрим скандальную «Матильду» в Омске

От человека к монарху: смотрим скандальную «Матильду» в Омске

Николая II и Матильду Кшесинскую сыграли Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска

26 октября в Омске три кинотеатра запустили в прокат скандальный фильм Алексея Учителя о романе танцовщицы балета Матильды Кшесинской и наследника престола России Николая.

Интерес к «Матильде» до выхода картины подпитывали активисты, высказавшие протест, и СМИ, писавшие об этом. Не удивительно, что сама лента оказалась заранее раскритикована. С одной стороны сторонники и единомышленники экс-прокурора Крыма и депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской метали молнии из глаз при малейшем упоминании фильма. С другой стороны негодовали и те, кто в принципе не имели претензий к картине, но оказались недовольны столь бурным «пиаром» в СМИ и соцсетях. Искусственно раздутый интерес к картине заранее настроил зрителей против «Матильды», хотя фильм не так уж плох. Особенно выгодно лента про императора смотрится на фоне многочисленных премьер отечественного кинематографа, разочаровавших многих критиков и зрителей, например, «Притяжения» или «Викинга».

Видео канала «КиноПоиск. Официальный канал» на youtube.com

Стоит ли смотреть «Матильду», нужно ли её заранее не любить, чего ждать от фильма и в какой момент чувствовать ярость за осквернение образа императора? На все эти вопросы мы попытались ответить после посещения премьерного показа киноленты.

Про любовь и про историю

Фильм Алексея Учителя не претендует на звание биографического или на точное воспроизведение событий того времени. Хотя несколько сцен и сюжетных линий отражают факты, вписанные во все учебники истории и фигурирующие в документальных фильмах о династии Романовых. Но более детальной и тем более претендующей на достоверность исторической канвы в фильме вы не найдёте. Да и кто доподлинно знает, как оно было на самом деле?

«Матильда» больше про любовь, чем про историю. Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска сыграли главные роли в этом фильме, показав чувства Николая II и Матильды абсолютно человечными, не лишёнными естественности и присущей всем людям страсти. И любовь зритель видит не только во влечении наследника престола к балерине. Любовью наполнены глаза матери Николая, Марии Фёдоровны (роль исполнила Ингеборга Дапкунайте), когда она в заботе о будущем сына даёт ему советы. Видна любовь и в образе невесты будущего императора, принцессы Алекс (Луиза Вольфрам), принявшей православие ради будущего мужа. В противовес светлой и созидающей любви Алексей Учитель вводит в фильм персонажа, которого губят чувства. Офицер Воронцов в исполнении Данилы Козловского, влюбленный в Матильду, демонстрирует тёмные стороны любви. Возможно, именно в этом и есть смысл персонажа Козловского, поскольку сюжетная линия вокруг него не вписывается в общую картину. Но об этом — позже.

Про скандалы

Что провокационного увидели в фильме противники «Матильды», понимаешь не сразу. Да, с первых минут на экране чередуются образы монарха, приравненного к лику святых, и молодого мужчины, чьи глаза блестят при виде оголённой женской груди. Да, Николай на протяжении фильма проявляет слабость, как физическую, так и эмоциональную. Да, в отдельные моменты он демонстрирует слабость характера и другие черты, присущие любому живому человеку, мужчине, чей разум помутили чувства.

И тут стоит вспомнить о самой концепции монархии. Монарх не просто человек, он проводник и посланник Бога, образ, к которому стремятся люди в сложные времена. А в фильме Николай влюбляется, в кого не надо, сомневается в себе, хочет отречься от престола, падает в обморок на коронации. И в этом контексте наследник российского престола действительно выглядит жалким и неполноценным императором, но полным и живым человеком в глазах современного зрителя, который уже и коммунизма толком не помнит, не то что сути монархии.

Весь фильм — это путь от молодого и влюблённого Ники до зрелого и принявшего свой долг Николая II. Весь фильм — это трансформация человека в монарха, простого смертного в нетленный образ, олицетворение будущего не только для самого себя, но для целой страны. От первых кадров до последних сцен Николай кардинально меняется, не без помощи других персонажей. Такое «становление императора» может быть оскорбительным, если помнить о том, что во времена монархии даже думать никто не смел, что император — обычный человек, смертный, уязвимый.

Оскорбляться этим в 2017 году? Пожалуй, это могут позволить себе далеко не все. Хотя не стоит тыкать пальцем и развешивать ярлыки «царебожников», каждый хранит память о том, что ему близко и дорого, каждый отстаивает свою правду и веру. Для одних важно, что Хан Соло стрелял первым, а для других принципиальны такие моменты в «Матильде». Другое дело, какими именно способами люди пытаются выразить свою позицию — одни приводят к появлению мемов в соцсетях, а другие раздувают скандал и зарабатывают дурную славу.

О персонажах

Олицетворением монархии в «Матильде» стал образ невесты Николая. Немецкая принцесса Алекс, внучка королевы Виктории, воспитанная на европейский манер, стойкая и готовая к своей судьбе монарха. Она полная противоположность Николая, готового отречься от наследия династии ради любви. Ради долга она жертвует личным и решительно заявляет: «После свадьбы не будет принцессы Алекс, будет Александра Фёдоровна». Образ её отчасти нечеловеческий, не столько личного в ней, сколько абсолютного.

Ещё одним образцом женщины-монарха является мать Николая. Мария Фёдоровна в фильме демонстрирует свои черты властной над сыном и осознающей ответственность перед страной женщины. Благодаря её советам отчасти будущий правитель становится тем, кем ему суждено было стать. В противовес адекватным и гармоничным персонажам в фильме появляются странные герои, без которых, сказать честно, фильм бы ничего не лишился.

Роль одного из таких персонажей досталась Даниле Козловскому. Зачем он в «Матильде»? Наверное, потому что без его имени и лица афиша смотрелась бы менее интересной. Другого смысла в появлении вымышленного персонажа, никак существенно не влияющего на сюжет, не обнаруживается. И если в иных случаях выдуманная роль придаёт фильму изюминку (как было с появлением никогда не существовавшей в оригинальной истории эльфийки Тауриэль в «Хоббите»), то здесь Козловский просто врывается в кадр и вызывает желание перемотать бессмысленные сцены с ним.

Аналогичные вопросы возникают и к другим персонажам, сюжеты вокруг которых не то что не развиваются логично, но и вообще не дают понять зрителю, что он только что увидел. Например, не ясно, для чего в картине появляется сумасшедший учёный, линия которого умирает в зародыше, как и эмбрионы в стеклянных банках, расставленные по его кабинету. Он же появляется в другой сцене как экстрасенс, приглашённый принцессой Алекс для связи с духом умершего императора Александра, — загадочный мужчина уходит из кадра так же стремительно, как появляется, оставляя больше вопросов, чем ответов. Режиссёру как будто не хватило времени, чтобы развернуть этого персонажа лицами к зрителю. Но если хронометраж поджимал, лучше бы эти драгоценные минуты потратили на обнажённую грудь Матильды, которой зрителя подразнили в самом начале фильма, напомнив о том, что пора пересмотреть «Игру престолов».

О трансформации

По сути, единственный персонаж, за которым стоит следить на протяжении всего фильма, — сам Николай. Важно разглядеть, как он меняется, становится взрослее и сдержаннее, как приходит к пониманию того, кто он есть. Если в начале фильма зритель видит человека, подверженного страсти, то к концу ленты он превращается в императора. На смену заботам личного характера приходят проблемы народа, государства. Сомневающийся, делающий выбор и неопределившийся Ники уходит, и остаётся престолонаследник Николай, проникающийся чувством долга перед иконой. За плечами его — женщина, выбранная Богом, а женщина, которую выбрал человек, остаётся в его сердце и памяти. Финальные сцены ставят точку в его истории и дают понять, что трансформация окончена и как бы он ни сопротивлялся в начале, в конце он принял свою судьбу.

Стоит ли смотреть «Матильду»? Определённо стоит. Хотя бы ради того, чтобы сформировать своё мнение о фильме, а не повторять за другими то, что они прочитали в интернете. Кроме того, фильм впечатляет тем, что зритель увидит на экране: красивые женщины, наряды, антураж церквей и дворцовые интерьеры. Увлекает и любовная линия, ведь никому это не чуждо. Чего-то откровенно отталкивающего или возмутительного в фильме нет, если не считать «странных» сцен с Козловским. «Матильда» отлично подойдёт для просмотра в выходные, чтобы скоротать время за красивой, почти диснеевской сказкой. Но формировать какое-либо мнение об императоре по этой ленте не стоит, здесь больше метафоры и обобщения, чем документальной справки и повода для конфликтов. По данным сайта IMDb, фильм набрал 6,5 балла по оценкам критиков. Для сравнения, «Викинг» на сайте оценили на 4,6 балла, а «Притяжение» набрал 5,4 балла.

Как сообщалось ранее, задолго до премьеры «Матильды» вокруг фильма нарастала буря волнений и скандалов. После заявлений Поклонской о том, что кино порочит образ императора, общественники стали выходить на пикеты и собирать подписи для отзыва прокатного удостоверения фильма. Омск не стал исключением, горожане устроили молитвенные стояния против фильма, которого они ещё не видели. Но добиться запрета показа «Матильды» не удалось, хотя большинство кинотеатров в Омске всё же отказались от этой ленты.

Увидеть на большом экране историю любви наследника престола и балерины омичи могут пока только в трёх кинотеатрах. Не побоялись выпустить скандальную ленту в прокат в первый же день «Маяк», «Галактика» и «Слава». За несколько дней до премьеры в «Вавилоне» прекратили продавать билеты на премьеру, пообещав показать фильм позже, в киноцентре его можно будет увидеть с завтрашнего дня. В залах и фойе кинотеатров усилили охрану, пригласили полицейских и стали досматривать личные вещи зрителей.

Ирина Алексеева
Видео и скрины с него канала «КиноПоиск. Официальный канал» на youtube.com

Присоединяйтесь к обсуждения фильма в нашей группе «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Чувствовала, что меня вот-вот прикончат»: три причины обратить внимание на спектакль «Гедда Габлер» в «Пятом театре»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Рекомендуем
Знакомства