Город Кинорецензии «Викинг»: от образа воина-неудачника до скучных батальных сцен (кинообзор)

«Викинг»: от образа воина-неудачника до скучных батальных сцен (кинообзор)

29 декабря в России, в том числе и в Омске, прошла премьера разрекламированного фильма «Викинг» с Данилой Козловским в роли князя Владимира

29 декабря в России, в том числе и в Омске, прошла премьера разрекламированного фильма «Викинг» с Данилой Козловским в роли князя Владимира. Режиссером ленты выступил Андрей Кравчук («Адмиралъ», «Итальянец»). В главных ролях помимо Козловского снялись Светлана Ходченкова, Максим Суханов и Игорь Петренко. Фильм вышел в двух версиях: с пометками «18+» и «12+». В первой есть постельные сцены, вторая рассчитана на семейный просмотр.

От «Викинга» можно было ожидать эпичности и эпохальности, покоривших поклонников «Трои» или «Александра». Но их там нет, как и многого другого, что обещали создатели фильма. Для начала хочется пояснить, почему собственно «Викинг», ведь в фильме об этом ничего не сказано, и кого-то это название приведет в замешательство. Викинг у многих людей ассоциируется с рыжим здоровым детиной с топором в руке, в рогатом шлеме, и, разумеется, это должен быть выходец из скандинавских стран. Но это не так. Викинг — не национальная принадлежность, а профессия. Это воин, который ходит в набеги. Слово «викинг» происходит от древненорвежского «víkingr», которое, по наиболее распространённой версии, означает «покидать, удаляться»: так называли людей, покидающих родные края с целью наживы, захвата рабов, территорий и торговли награбленным. Именно им и был Владимир Святославович. Князем и викингом. Но именно викингом, как и князем, Владимира не показали. Зато в фильме он плохой воин и неудачник, которого не слушаются собственные люди и дружинники.

А ведь Владимир был отменным политиком и воеводой, харизматичным и сильным вождем, который с детства знал, что его жизнь висит на волоске, и каждый раз выходил из самых сложных ситуаций победителем. Он был правителем жестоким даже для своего сурового времени. Владимир Святославович пришел к власти под знаменем язычества и, заняв киевский стол, старательно и безжалостно выжег все ростки христианства, посаженные его бабкой, княгиней Ольгой. А затем, руководствуясь только политикой, не менее безжалостно огнем и мечом крестил свой народ. Он был любимцем и любителем женщин. «Повесть временных лет» так передает образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Сам Козловский в одном из интервью сказал, что хотел сыграть своего героя не как князя и военачальника, а скорее как золотую середину между молодым парнем из X и XXI веков. Видимо, мнение актера важнее исторических фактов.

Фильм пестрит историческими несостыковками, на которые сначала смотришь сквозь пальцы, а к концу фильма просто негодуешь от количества допущенных ляпов. Например, отсутствует такой исторический персонаж, как дядька Владимира Добрыня, его советник, учитель и правая рука, прошедший с ним огонь, воду и медные трубы. Вместо него Владимиру в фильме помогает Свенельд (в исполнении Максима Суханова), который, по историческим данным, сам был князем, воеводой, ближником отца Владимира — князя Святослава, и находился на момент показанных действий в союзе с Ярополком, но никак не с Владимиром.

В «Викинге» отсутствуют захватывающие сцены битв, которые ожидаешь увидеть в фильме после просмотра трейлера. Батальные сцены скорее нелепы (например, момент с атакующими печенегов пешими воинами, которых просто расстреляли), не зрелищны и просто скучны. И конечно, здесь есть здоровый безбашенный парень-берсерк в медвежьей шкуре, дерущийся огромным молотом, куда же без него.

Создатели фильма очень гордятся декорациями и костюмами: якобы все вещи сделаны так, будто ими пользуются, костюмы выглядят так, будто их носят не первый день, а дома сооружены так, будто в них живут, герои же похожи на настоящих людей того времени. Но на деле оружие и доспехи воинов выглядят так, будто они за ними абсолютно не следят и хранят в яме вместе с землей и водой, об исторической составляющей внешнего вида оружия и доспехов лучше промолчать. Княжьи дома показаны как норы орков, в них нет убранства, это грязные и темные деревянные землянки, и в княжьих палатах хранят овощи. Полоцк показан как грязная частная усадьба. Киев выглядит как деревня с частоколом, все здесь в грязи. При этом Киев в те времена был одним из крупнейших городов мира, стольным городом великих князей. Но мы видим 10 хат в черноземе за двухметровым забором. Жители Киева показаны придурковатыми и бессловесными. Викинги зачем-то лижут землю перед боем. Огромная печенежская орда на экране состоит из нескольких десятков всадников.

Отдельно хочется выделить сценарий. Во время просмотра фильма все время остается ощущение сумбура, непонятно, почему происходит то или иное действие. По реакции зрителей было видно, что сценарием недовольны как хорошо знакомые с историей люди, так и зрители, знающие о крестителе Руси лишь понаслышке. Героям «Викинга» не сопереживаешь. Они появляются и исчезают одинаково нелепо. Их линии не расписаны, и зрителю все равно, что с ними будет. Как пример — Рогнеда в исполнении Александры Бортич. Родителей девушки убивают воины Владимира, город захватывают, ее насилует князь, при этом совершенно непонятно, от чего она проникается любовью к сотворившему такое с ее жизнью князю. Сцена исповеди Владимира фальшива и затянута. Хочется ее перемотать. Козловский явно переигрывает. Его игре можно было бы поверить лишь в одном случае — если бы этим князем был сам Данила. А финальную сцену фильма невозможно описывать без смеха и горечи одновременно. Жители Киева с радостью в глазах уничтожают свои старые святилища, скидывают в реку богов, которым поклонялись их предки, и они смирно идут принимать крещение. Представьте, что папа римский заставит католиков принять буддизм, выкинуть крестики, сжечь церкви. Какой процент сделает это добровольно? Видимо, в X веке люди были толерантнее, чем сейчас.

Операторская работа заслуживает похвалы, есть несколько красивых сцен, но из-за самого развития сюжета перестаешь обращать внимание на картинку.

По версии сайта «КиноПоиск», «Викинг» набрал 5,5 балла после выхода в прокат. На IMDb критики оценили фильм в 6,6 балла. Рейтинг ожидаемости 86 % фильм не оправдывает. Его не посоветуешь людям, знающим и любящим историю, зрителям, идущим в кино за эпичностью, компьютерной графикой и эффектами, а также любителям исторических драм или батальных сцен. Слоган фильма «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить» хочется переделать в «Тебе нужно потратить время на что-то более стоящее», ведь ничего, во что хочется верить, увидеть не удалось.

Александр Зубов
Фото kinopoisk.ru
Видео канала «iVideos» на youtube.com

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства