![](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/ed/5c/e3ed5cf2bdb9f993258fff853656443d/656x438_1:5603_ea939ae86aa3b45ead80b09a7cb42e45@1500x1000_0xS0ie7ByH_6720500016416063762.jpg.webp)
Разорванный на части самолёт, 178 погибших и десятки пожарных, которые тушат пламя, — сложно поверить, что 33 года назад на территории омского аэропорта произошла одна из крупнейших авиакатастроф. НГС.ОМСК ознакомился с 12-томным уголовным делом и публикует снимки, сделанные в тот день.
11 октября 1984 года в Омске Ту-154 столкнулся с наземной техникой и сгорел. Накануне мы опубликовали воспоминания ветерана противопожарной охраны. Но чтобы узнать подробности авиакатастрофы, корреспондент НГС.ОМСК отправился в Омский областной суд, где ему показали засекреченное некогда дело. Всего — 12 объемных папок. Тысячи страниц со страшными снимками, стенограммами последних записей, объяснительных, раскаяний и протоколов, рассказанных холодным официальным языком, но от этого не менее ужасающих. Отрывки из уголовного дела, которое завели после самой крупной авиакатастрофы в России, — в фоторепортаже НГС.ОМСК.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/a2/84/6ba2840230289e32d5283013be2c881c/656x438_1:5603_75434505f920d74bc3ab2a95f0e51a98@1500x1000_0x0o0gHlQh_2580142154478678733.jpg.webp)
Трагедия, которая унесла 178 жизней, произошла из-за целого ряда ошибок и вольностей сотрудников аэропорта. Начальник не пришёл на работу, диспетчер старта перед приземлением самолёта дремал в кресле, рабочие, обслуживающие наземную технику, выехали сушить полосу без разрешения. Кроме того, сушильные машины с реактивными двигателями, приделанными к КраАЗу и «Уралу», так называемые «Горынычи», ездили по взлётной полосе без включённых проблесковых огней. Эти самые «мигалки» позже нашли в десятках метров от самих автомобилей — их откинуло туда во время взрыва.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/42/cc/af42ccf4c879b0d9d78c69afc3c59f54/656x438_1:5603_c6e5b0f158a622e6bc7f7a2542dfabb2@1500x1000_0xSWrL0rbV_6068843933396355447.jpg.webp)
Началось всё с того, что 11 октября 1984 года борт Ту-154б № 85242 с 170 пассажирами и экипажем летел из Краснодара в Новосибирск. Посреди ночи он должен был совершить посадку в Омске. Она оказалась последней. Когда шасси самолёта коснулись полотна, неподалёку всё ещё работали сушильные машины. С ними ехал УАЗ с контрольной аппаратурой. Столкновение было неизбежным.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/d0/df/bcd0dfc01ee023ee1453a382846bd017/656x438_1:5603_7fd25c61d68b4ef79f766718c0d925c0@1500x1000_0xWuWjD8iJ_4564995786530100329.jpg.webp)
Самолёт начал уходить в сторону, но не успел. Удар пришёлся в боковую часть судна. Поскольку на «Урале» и КрАЗе были тонны горючего, оно тут же загорелось. Адское пламя хлынуло в салон самолёта, сжигая заживо всех пассажиров. Судно развалилось на несколько частей. Передняя половина к тому же перевернулась. Закрытая кабина пилотов спасла последним жизнь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/ce/d2/c1ced2074f681258ff738e90e728853e/656x438_1:5603_75aabf8ff077a701185c9c47b1ab832c@1500x1000_0xIuHZ5znH_9319252727850788228.jpg.webp)
Последние записи одного из бортовых самописцев, или «чёрных ящиков», зафиксировали разговор между капитаном самолёта и вторым пилотом. Сначала они включили фары, но на подлёте выключили, поскольку из-за дождя они давали ослепляющие блики. Снова включили их уже на самой посадке. Именно когда самолёт на огромной скорости мчался к полосе с выпущенными шасси, капитан заметил, что на полосе что-то отсвечивает.
— Что тут такое? — спросил капитан и через три секунды, не получив ответа, повторил: — Что такое?
— Машина! — крикнул в тот же момент второй пилот. — Вправо! Вправо!
После этого был грохот и шум, но самописец продолжал записывать...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/17/80/99/17809977a056fcf6d7b4eaef6a0051c1/656x438_1:5603_0f2d69092651427ee73dd9b3686f7cdc@1500x1000_0xbjBasrjW_5290078589424117713.jpg.webp)
После нескольких секунд грохота на самописце вновь можно разобрать слова.
— (На фоне шума.) Спокойно.
— Так, связь есть, — произнес капитан. — Так, дверь там открыть.
— Не открывается дверь, — ответил бортинженер, но на фоне шума капитан его не услышал.
— Что такое?!
— Дверь не открывается!
— А?
— Дверь не открывается!
Начались возня, стук и шум. Среди них уже непонятные обрывки фраз: «Вылез, Петрович? Вылазь!.. Что ты волнуешься?.. А как открывать? Чем будешь?.. А там хоть пиджак!.. Открывай!..». В итоге экипаж выбрался через разбитое ветровое стекло.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/95/9c/4f959c32e5d8baaeb9038016fe7feb73/656x438_1:5603_5101853aa675b76c6b180e7346143a59@1500x1000_0xt8RCexn2_8923103020338131578.jpg.webp)
В это время сотрудники аэропорта начали обрывать телефоны — они вызывали пожарных, фиксировали погоду. Даже от напечатанных на бумаге стенограмм записей разговоров веет паникой.
— Андрей (Бородаенко, диспетчер старта. — НГС.ОМСК), он уже развалился, да?
— Здесь огонь и дым. Ничего не видать отсюда.
— Вон уже хвост поднялся. Значит, всё. Все сгорели пассажиры.
— Ужас. Это просто...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/03/70/d8037014d0382e87800b6ddd2ec03d5d/656x438_1:5603_583a3e43f1b92f7b5b3d60acfb5bf5c6@1500x1000_0xikmI1SmO_9312278329328219127.jpg.webp)
Первыми на место прибыли пожарные аэропорта и увидели ужасающую картину. Обломки самолёта, багаж, останки людей — всё было раскидано по полосе и горело. Тушить пламя приехали десятки пожарных бригад со всего города. Обгоревшие тела складывали в ряды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/e9/0f/0be90f532ddd656208acd731bfba63f1/656x438_1:5603_eaeeaf4cdf2509847cda98b5cde1b2ec@1500x1000_0xVmAYEGTC_0145017293754292790.jpg.webp)
Несколько страниц дела посвящены слову «...бодно», которое невнятно произнес диспетчер старта диспетчерам круга и посадки незадолго до крушения. Они два раза спросили у него: «Андрей, полоса?», на что он сонным голосом ответил: «...бодно». Последние поняли это как «полоса свободна», хотя на тот момент там работала наземная техника. По словам остальных сотрудников аэропорта, именно поэтому Ту-154 «дали добро» на посадку. Позже на допросе Андрей Бородаенко признался, что заснул на рабочем месте и этого разговора вообще не помнит.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/83/10/6b/83106b8e66effa4d5f32e6a1523253e6/656x438_1:5603_1b423e1637107b9ed237b5b3c6b98582@1500x1000_0xxEmSp9pM_0696202003553209242.jpg.webp)
Из допроса Андрея Бородаенко следователем:
— Почему ты спал?
— Восьмого [октября] после ночи сдавал повторно кардиограмму, потом поехал домой. Девятого прошёл на МВЛ (местные воздушные линии. — НГС.ОМСК), выпили вдвоём бутылку «Славянки». Получил зарплату. Зашли и выпили по 100 граммов. В начале шестого часа вечера приехал домой. Десятого работал по хозяйству. Перед заступлением на дежурство спал с четырёх до шести часов вечера. Затем ходил за ребёнком в детсад. В 22 часа прошёл медосмотр. Чувствовал себя нормально.
<...>
— Кому вы доложили, что полоса свободна?
— Этой связи я не помню.
— Бывали у вас случаи, что вы спали на работе?
— Были случаи. Дремал.
<...>
— Видели ли заходящий на посадку самолёт?
— Да, видел. Слева. Посадочные огни самолёта были включены.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/3f/d7/c13fd76fb8445101c0f1019c7a52c52a/656x438_1:5603_ae749320b372c9971559fcc83826764d@1500x1000_0xd4DRjMFv_0515546486614900168.jpg.webp)
Почти целый том заняли протоколы осмотра тел. Каждый пожарный, который работал на месте, также писал объяснительную, почему он действовал именно так, а не иначе. Показания очевидцев ужасают — пожарные тушили горящих людей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/c3/ce/00c3ceec6b4616d5e42f7822861dea55/656x438_1:5603_1c513a9fe292bba6e98ce6af20bc9862@1500x1000_0xwZcbjOXX_3904728496144354503.jpg.webp)
Бортпроводники, пассажиры, включая 24 детей, погибли почти сразу. Нескольких людей с сильными ожогами доставили в больницу, но они всё равно умерли. Каким-то чудом спасся лишь один пассажир — мужчина. Позже корреспонденты ТАСС узнали, что он лишился ноги и наотрез отказался вспоминать этот день.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/02/4b/5b/024b5b5364b0e2c55eb13f0b8d0575f6/656x438_1:5603_786d5f93c4fbd1f4d878e661991d2398@1500x1000_0xwGtrVjLu_6274442728153147389.jpg.webp)
Жертвами авиакатастрофы стали не только пассажиры с бортпроводниками, но и сотрудники наземной службы. Они буквально находились в эпицентре адского пламени и не успели покинуть кабины машин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/15/70/bc1570be3bb6766231a917b0fad61d5d/656x438_1:5603_ae87c3e2d0d45462d1b4131b0157f576@1500x1000_0xdyFJFj67_3512720586358479900.jpg.webp)
Контролёрам в УАЗе, которые замеряли влажность полосы, повезло не больше. Они погибли от удара.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/59/ee/9d59eeed22a5f95f0f27b4b6765470ed/656x438_1:5603_0839047ae904da073bc4bf0d88fdf23d@1500x1000_0xWouJNKic_5425736928418694087.jpg.webp)
В результате погибли 178 человек: 174 из них были на борту, ещё четверо работали в наземной службе. Диспетчер старта полностью признал вину и даже не просил снисхождения. Омский областной суд признал виновными четырёх человек. Диспетчеру старта Андрею Бородаенко и начальнику авиаотряда Борису Ишалову, который опоздал на работу и не провёл инструктаж с сотрудниками, дали по 15 лет колонии. Диспетчера посадки Василия Огородникова приговорили к 13 годам колонии, а начальника службы спецавтотранспорта Михаила Токарева, который без разрешения распорядился сушить полосу, — к 12 годам колонии.
Фото из материалов уголовного дела, предоставленного Омским областным судом, снятые автором
Присоединяйтесь к нам в «Одноклассниках» и делитесь с друзьями этой статьёй.
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.