Город Фотофакт: «На месте Юбилейного был разводной мост, как в Питере»

Фотофакт: «На месте Юбилейного был разводной мост, как в Питере»

Проектная документация для капремонта Юбилейного моста обошлась бюджету в 4,4 млн рублей

НГС.ОМСК публикует архивные фото моста, который в октябре закроют на реконструкцию — оказалось, что и раньше этот объект доставлял властям немало хлопот из-за своих особенностей.

На этой неделе определился подрядчик, который будет ремонтировать Юбилейный мост. Им станет красноярская компания «Мостремстрой». Реконструкция обойдётся в 328 млн рублей. Мост закроют на 8 месяцев 7 октября 2017 года по 30 мая 2018 года.

НГС.ОМСК решил повторить текст об истории этого уникального моста, который находится в самом центре Омска и в праздники становится пешеходным. Это один из старейших и самых обсуждаемых в городе мостов. Год назад в соцсети «ВКонтакте» появилась фотография, автор которой обратил внимание на визуально «просевший» Юбилейный мост. После этого бывший гендиректор омского «Мостовика» Олег Шишов через помощников опубликовал отрывок из своей книги, в котором он предупредил о возможном обрушении Юбилейного моста. Шишов рассказал, что этот мост строили по новой в те времена технологии предварительного напряжения армированных конструкций.

Вид на Юбилейный мост с правого берега Оми

«Ненадежность [этой технологии] вызвана очень плохой защитой высокопрочных пучков от коррозии», — предупредил тогда Шишов и добавил, что в конструкции моста идёт «несколько опасных и необратимых разрушений». Он также заметил, что предупреждал мэрию об этом, писал губернаторам и ныне действующему мэру и в 2012 году посоветовал экс-губернатору Леониду Полежаеву не ездить по этому мосту. «Особая опасность в том, что он может упасть, когда на мосту будет большая нагрузка — транспорт, заполненный омичами», — написал экс-гендиректор «Мостовика».

Как рассказал НГС.ОМСК историк и краевед Сергей Первых, первый мост через Омь был деревянным, его построили, по некоторым данным, в 1767 году — через полвека после основания Омска. Деревянный мост доставлял местным властям много хлопот — каждую весну Омка, которая в те времена была полноводной и судоходной, размывала и сносила мост: по реке сплавляли лес. Позднее мост начали разбирать каждый год перед ледоходом на реке, к тому же Ильинский (а ныне — Юбилейный) мост не давал проходить судам вверх по Омке.

Архивное фото, на котором запечатлён один из предшественников Юбилейного моста

В царской России по нему проходили крестные ходы. Первый мост через Омь носил название Ильинского — его могли назвать так в честь Ильинской церкви на Ильинской горке (сейчас здесь находится памятник Ленину, недавно омичам предложили на этом месте восстановить церковь).

Вид на Ильинский мост в 1870 году; уже тогда мост выглядел живописно

Историк и краевед рассказал интересный факт: оказывается, предшественником современного Юбилейного моста был разводной мост, похожий на те сооружения, что есть в Санкт-Петербурге. Так, в 1903 году на месте деревянного Ильинского возвели новый «ажурный» мост. Его называли «Железным». Сооружение получило и другое название — «Парижский», поскольку проект моста привезли со всемирной выставки в Париже. Макет моста на выставке увидели члены Городской думы Омска и рассказали о нём в городе. Специалисты смогли воспроизвести и построить мост по макету. По одной из версий, в строительстве моста участвовали мастера-французы. Уникальность этого моста состояла в том, что он был разводным.

На архивном снимке видны конструкции посередине пролета моста — это сооружение было разводным, через него в начале XX века за деньги 2 раза в неделю пропускали баржи

«Если обратимся к документам, то увидим, что в 1919–1923 годах мост разводили раза 2–3 в неделю. В отличие от питерских мостов, которые поднимаются, пролёт этого моста (Железного. — НГС.ОМСК), который ближе к "Яблоньке" поворачивался вокруг себя, открывая проход. С этого Гордума имела некоторый доход — за пропуск судов к верховьям Оми. Омь была судоходной до города Каинска (ныне — город Куйбышев Новосибирской области)», — пояснил Первых и добавил, что мост приводил в движение механический привод.

Уникальный снимок — так разводили мост в 1904 году, пролёт которого мог поворачиваться вокруг своей оси; в результате мост оказывался вдоль реки, а не поперёк

Мост перестали разводить, потому что механизм сломался, и Железный мост еле смогли свести. В 1937–38 годах к Железному мосту пристроили трамвайный мост (трамваи могли уходить с улицы Лермонтова на улицу Бударина и далее — по улице Гагарина), но в 1948 году трамвайный мост размыло и снесло во время половодья. Железный мост выстоял. Около трёх лет между правым и левым берегом Оми не было сообщения.

Железный мост в 1960-е годы: на снимке видно, как по нему ходят троллейбусы; трамвайного сообщения в те годы уже не было

На архивном снимке, сделанном в 1960-е годы, вода в реке поднялась очень высоко.

В царской России по мосту часто проходил маршрут крестных ходов — сейчас через Юбилейный мост часто ходят участники митингов и демонстраций, а в День города мост становится пешеходным

По данным альбома «Омск. Тогда и сейчас», современный Юбилейный мост через Омь построили в 1967 году к 50-летнему юбилею Октябрьской революции. С тех пор на мосту не проводили капитальный ремонт.

Напомним, в начале марта в омских книжных магазинах появился альбом с историческими снимками «Омск.Тогда и сейчас». Сотрудники новосибирского издательства Gelio Vostok год работали над книгой. Добавим, НГС.ОМСК к 300-летию города готовил спецпроект «Омск через призму веков», где тоже можно посмотреть архивные снимки и узнать много нового из истории города.

Мост, который разводили через реку, называли «Железным»; его разобрали к ноябрю 1966 года, после того как Омск отпраздновал своё 250-летие
Строительство моста в 1966–1967 годах: на снимке слева от стройки отчётливо виден узкий деревянный пешеходный мост, справа ведётся надвижка бетонного пролёта современного Юбилейного моста
1 из 2
Мост, который разводили через реку, называли «Железным»; его разобрали к ноябрю 1966 года, после того как Омск отпраздновал своё 250-летие
НГС.ОМСК
Фото НГС (1, 7) предоставлены компанией Gelio Vostok (2–6, 8) и Сергеем Первых (9–13)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».​
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Выглядит как мечта ребенка из Сибири»: омичка — о том, почему стоит отдохнуть в Выборге
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства