Все новости
Все новости

Фотофакт: «На месте Юбилейного был разводной мост, как в Питере»

Проектная документация для капремонта Юбилейного моста обошлась бюджету в 4,4 млн руб.

Поделиться

В Омске обнародованы архивные фото моста, который вскоре могут закрыть на реконструкцию — историк рассказал, почему этот мост разбирали каждую весну, и пояснил, чем он был уникален.

Неделю назад на заседании горсовета депутаты обсуждали капремонт Юбилейного моста. Напомним, тогда депутат Сергей Дроздов рассказал, что на время капремонта планируют перекрыть ул. Ленина на участке от музея им. Врубеля до Ленинградского моста. Дроздов заявил, что перекрытие Юбилейного может парализовать весь город.

НГС.ОМСК решил узнать об истории моста, который находится в самом центре Омска и в праздники становится пешеходным. Это один из старейших и самых обсуждаемых в городе мостов. Напомним, год назад в соцсети «ВКонтакте» появилась фотография, автор которой обратил внимание на визуально «просевший» Юбилейный мост. После этого бывший гендиректор омского «Мостовика» Олег Шишов через помощников опубликовал отрывок из своей книги, в котором он предупредил о возможном обрушении Юбилейного моста. Шишов рассказал, что этот мост строили по новой в те времена технологии предварительного напряжения армированных конструкций.

«Ненадежность [этой технологии] вызвана очень плохой защитой высокопрочных пучков от коррозии», — предупредил тогда Шишов и добавил, что в конструкции моста идет «несколько опасных и необратимых разрушений». Он также заметил, что предупреждал мэрию об этом, писал губернаторам и ныне действующему мэру и в 2012 году посоветовал экс-губернатору Леониду Полежаеву не ездить по этому мосту. «Особая опасность в том, что он может упасть, когда на мосту будет большая нагрузка — транспорт, заполненный омичами», — написал экс-гендиректор «Мостовика». 

Как рассказал НГС.ОМСК историк и краевед Сергей Первых, первый мост через Омь был деревянным, его построили, по некоторым данным, в 1767 году — через полвека после основания Омска. Деревянный мост доставлял местным властям много хлопот — каждую весну Омка, которая в те времена была полноводной и судоходной, размывала и сносила мост: по реке сплавляли лес. Позднее мост начали разбирать каждый год перед ледоходом на реке, к тому же Ильинский (а ныне — Юбилейный) мост не давал проходить судам вверх по Омке.

Архивное фото, на котором запечатлён один из предшественников Юбилейного моста 

Архивное фото, на котором запечатлён один из предшественников Юбилейного моста 

Поделиться

В царской России по нему проходили крестные ходы. Первый мост через Омь носил название Ильинского — его могли назвать так в честь Ильинской церкви на Ильинской горке (сейчас здесь находится памятник Ленину, недавно омичам предложили на этом месте восстановить церковь).

Вид на Ильинский мост в 1870 год; уже тогда мост выглядел живописно.

Вид на Ильинский мост в 1870 год; уже тогда мост выглядел живописно.

Поделиться

Историк и краевед рассказал интересный факт: оказывается, предшественником современного Юбилейного моста был разводной мост, похожий на те сооружения, что есть в Санкт-Петербурге. Так, в 1903 году на месте деревянного Ильинского возвели новый «ажурный» мост. Его называли «Железным». Сооружение получило и другое название — «Парижский», поскольку проект моста привезли со всемирной выставки в Париже. Макет моста на выставке увидели члены Городской думы Омска и рассказали о нем в городе. Специалисты смогли воспроизвести и построить мост по макету. По одной из версий, в строительстве моста участвовали мастера-французы. Уникальность этого моста состояла в том, что он был разводным. 

«Если обратимся к документам, то увидим, что в 1919–1923 годах мост разводили раза 2–3 в неделю. В отличие от питерских мостов, которые поднимаются, пролёт этого моста (Железного. — НГС.ОМСК), который ближе к "Яблоньке" поворачивался вокруг себя, открывая проход. С этого Гордума имела некоторый доход — за пропуск судов к верховьям Оми. Омь была судоходной до города Каинска (ныне —  город Куйбышев Новосибирской области)», —  пояснил Первых и добавил, что мост приводил в движение механический привод. 

Уникальный снимок — так разводили мост в 1904 году, пролёт которого мог поворачиваться вокруг своей оси; в результате мост оказывался вдоль реки, а не поперёк

Уникальный снимок — так разводили мост в 1904 году, пролёт которого мог поворачиваться вокруг своей оси; в результате мост оказывался вдоль реки, а не поперёк

Поделиться

Мост перестали разводить, потому что механизм сломался, и Железный мост еле смогли свести. В 1937-38 годах к Железному мосту пристроили трамвайный мост (трамваи могли уходить с ул. Лермонтова на ул. Бударина и далее — по ул. Гагарина), но в 1948 году трамвайный мост размыло и снесло во время половодья. Железный мост выстоял. Около трех лет между правым и левым берегом Оми не было сообщения. 

Железный мост в 1960-е годы: на снимке видно, как по нему ходят троллейбусы; трамвайного сообщения в те годы уже не было.

Железный мост в 1960-е годы: на снимке видно, как по нему ходят троллейбусы; трамвайного сообщения в те годы уже не было.

Поделиться

На архивном снимке, сделанном в 1960-е годы, вода в реке поднялась очень высоко.

По данным альбома «Омск. Тогда и сейчас», современный Юбилейный мост через Омь построили в 1967 году к 50-летнему юбилею Октябрьской революции. С тех пор на мосту не проводили капитальный ремонт.

Напомним, в начале марта в омских книжных магазинах появился альбом с историческими снимками «Омск.Тогда и сейчас». Сотрудники новосибирского издательства Gelio Vostok год работали над книгой. Добавим, НГС.ОМСК к 300-летию города готовил спецпроект «Омск через призму веков», где тоже можно посмотреть архивные снимки и узнать много нового из истории города.

НГС.ОМСК
Фото НГС (1, 7) предоставлены компанией Gelio Vostok (2-6, 8) и Сергеем Первых (9-13)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».​

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter