В Омске рядом с коттеджной Чукреевкой сносят почти достроенную трехэтажку — история этого дома и земли под ним напоминает остросюжетный детектив. Хозяин обвиняет в произволе приставов и суд. Вдобавок ко всему спорный дом построен на землях, проданных подсудимым экс-чиновником Гамбургом. Подробности запутанной истории коттеджа на ул. Дергачева, часто ли в Омске строятся дома без разрешения и какие здания в городе можно и вовсе снести — в материале НГС.НОВОСТИ.
Приставы начали снос нового трехэтажного дома на левобережье на ул. Дергачева, 262, близ коттеджного поселка Чукреевка: Кировский райсуд признал этот дом самовольной постройкой. Как сообщили в пресс-службе управления судебных приставов, земля под домом, который признан многоквартирным, предназначена для индивидуального жилищного строительства, а разрешение на строительство многоэтажки получено не было.
Собственник дома Сергей Гайкалов, как уточнили приставы, отказался добровольно сносить почти достроенное здание. Ликвидировать трехэтажку предложили члены товарищества индивидуальных застройщиков «Инициатива», которые обратились в прокуратуру и мэрию Омска. Там поддержали инициативу «Инициативы» и постановили: снос будет проводиться за счет собственника, которого собираются еще и оштрафовать за неисполнение решения суда. Добровольно сносить почти готовый дом Гайкалов отказался.
Автору в УФССП пояснили, что на момент сноса дом был нежилым, в стадии черновой отделки — на окнах лишь установлены стеклопакеты, здание не подключено к коммуникациям. Застройщиком дома, по словам приставов, является некое «частное лицо». Было определено, что дом — не коттедж, а многоквартирное жилье. В итоге новостройку было решено снести.
Призрачный квартал
Как оказалось, дело здесь не только в нарушении закона, есть и конфликт интересов, который тянется уже несколько лет. Рядом со скандальной трехэтажкой находятся еще два идентичных жилых дома — их проектирование началось 5 лет назад, тогда компания «ДойчХайм Девелопмент» заявила НГС.НОВОСТИ, что на участке в 1 га будет построен немецкий квартал «Бергер» (нем. Berger — житель гор. — И.А.) с клабхаусами и таунхаусами.
Справка: Таунхаус — городской односемейный дом, примыкающий к таким же домам и вместе с ними образующий улицу с домами в едином архитектурном стиле. Клабхаус — промежуточный вариант комфортабельного жилья между квартирой в многоквартирном доме и коттеджем.
Планировалось, что здесь возведут два 6-квартирных клабхауса и один 3-квартирный, а также два 12-квартирных таунхауса. Прилегающую территорию застройщик обещал огородить кованым забором, оснастить парковкой и даже зонами для барбекю, тренажерным залом и бассейном. Каждый из домов был назван в честь городов Германии — Бремен, Мюнхен, Кельн, Дрезден и Франкфурт.
Позднее были созданы ЖСК «Бремен» и «Мюнхен» — в два дома заселились люди, но официально здания так и не были введены в эксплуатацию. Третий, недостроенный дом «Бремен» у компании «ДойчХайм Девелопмент» выкупил Сергей Гайкалов. Меж тем в сентябре прошлого года депархитектуры Омска подал иск в суд, потребовав снести дома «Мюнхен» и «Бремен» как самовольно возведенные. На публичных слушаниях в мэрии в легализации земли под этими многоэтажками и изменения вида ее использования было отказано. Интересно, что компания-проектировщик квартала «ДойчХайм Девелопмент» канула в лету — официальный сайт не работает, а нынешний директор компании Руслан Евтихов отказался обсуждать с автором скандал вокруг домов на ул. Дергачева.
Скандальный «Бремен»
Корреспонденту НГС.НОВОСТИ удалось дозвониться до Сергея Гайкалова, собственника злополучного дома на ул. Дергачева, 262. Как рассказал Гайкалов, возглавляющий курьерскую службу «Эр Эс логистик», он купил недостроенный дом у Руслана Евтихова и вот уже несколько лет судится из-за конфликта Евтихова с директором МТИЗ «Инициатива» Виктором Демиденко.
Евтихов и Демиденко, в свою очередь, ведут многолетние тяжбы между собой — последний возглавляет потребительский кооператив, который отвечает за прокладку коммуникаций в коттеджном поселке «Инициатива», соседствующем с призрачным немецким кварталом.
Гайкалов отметил, что его дом и соседние построены на земле, которую еще в 2008–2012 годах в числе 25 участков продал по заниженной цене находящийся в СИЗО экс-заместитель председателя правительства Омской области Юрий Гамбург.
«Отсюда все проблемы — чиновники мэрии не могут легализовать участки земли якобы из-за того, что эти земли фигурируют в уголовном деле», — сетует Сергей Гайкалов. Сколько денег было вложено в достройку дома на ул. Дергачева, он назвать отказался, отметив, что приставы оценили стоимость сноса его стройки в 3,5 млн руб. и теперь эти деньги хотят взыскать с него. «По городу вообще 150 самостроев стоит, а сносят мой дом, почему эти дома не сносят?» — возмущается он.
Дома-«самоволки»
«Серьезные застройщики иногда допускают строительство до оформления документов, как, например, "Стройбетон", когда восстанавливал дома в квартале ул. Биофабрика, — рассказывает юрист Дмитрий Дмитриев. — Они вводили дома в эксплуатацию и заселяли людей, не имея разрешение на ввод и строительство. Они, очевидно, предполагали, что, имея право на землю и согласованный проект, это разрешение они получат, так же как и Оркиш с аквапарком ("АкваРИО" на ул. Завертяева)». Других случаев, когда жилье строилось без разрешения, юрист не припомнил и отметил, что снос самовольно построенных многоэтажек и новостроек в Омске и вовсе исключение из правил.
Дмитриев добавил, что незаконно возведенных нежилых зданий в Омске достаточно, и привел в пример недавно снесенный долгострой на ул. Бударина. В главном управлении Госстройнадзора и госэкспертизы Омской области согласились с мнением эксперта. В отделе по борьбе с самовольным строительством депархитектуры мэрии рассказали, что зачастую на землях для жилого строительство нелегально строят коммерческие объекты — бани, СТО, отели, как, например, в Амурском и Чкаловском поселках.
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com (1), УФССП Омской области (2), иллюстрация deutschheim.ru (3)