Недавно наш фотограф Елена Латыпова обратила внимание на то, что ее снимок человека в костюме Омской птицы репостнули на одну из страниц в Instagram (деятельность запрещена в РФ). Как оказалось, эту страницу ведет творец легендарного образа — немецкий художник Хайко Мюллер. Там он публикует контент с Омской птицей.
Птица в красном одеянии и со светящимися глазами обрела популярность во второй половине 2009 года. Легенда гласит: один интернет-пользователь на оригинальной картинке сделал надпись «Welcome to Omsk!», что в переводе с английского означает «Добро пожаловать в Омск!» С тех пор образ всё чаще стали ассоциировать с нашим городом. Омская птица стала олицетворением абсурдных шуток: искать смысл и логику в них не нужно. Но идеей художника было совсем не это.
Как появилась птица? В чем ее смысл? Почему она стала именно омской? Эти и другие вопросы корреспондент NGS55.RU Вячеслав Кумпан напрямую решил задать Хайко Мюллеру.
Хайко Мюллер — независимый немецкий художник. Он живет на севере Германии возле Гамбурга с женой и двумя сыновьями. Картины Мюллера выставлялись во многих городах мира: например, в Нью-Йорке, Париже, Санкт-Петербурге, Амстердаме и Бангкоке.
— Расскажите, как и почему вы стали художником?
— У меня есть два старших брата. Один рисовал красками, а другой — карандашами. В детстве я видел, сколько похвалы они получают за свои картины. Мне тоже так хотелось, поэтому я попросил братьев научить меня рисовать. Тогда мне было примерно семь лет.
— Есть ли у вас любимые художники? Направления искусства?
— Да, у меня много любимых художников в различных направлениях искусства. В первую очередь — Сай Твомбли и Майк Келли. К сожалению, их уже нет в живых. Среди живущих — Рупрехт фон Кауфман и Михаэль Борреманс. Среди «старых мастеров» я выделяю Иеронима Босха и Петруса Кристуса. Себя же я отношу к поп-сюрреализму. Если вам интересно, кто мне нравится в этом направлении, вбейте в «Гугл» Feinkunst Krüger и Don’t Wake Daddy. Don’t Wake Daddy — это ежегодная выставка работ в жанре поп-сюрреализм, которую я курирую на протяжении 18 лет совместно с галереей Feinkunst Krüger.
— Давайте поговорим о птице. Как пришла идея нарисовать ее и что вас вдохновляло?
— Около двадцати лет назад я впервые услышал теорию о том, что птицы — прямые потомки динозавров. Эта мысль впечатлила меня и дала волю воображению. Я представил, что воробьи — ближайшие родственники тираннозавров. Не помню, как именно, но я дошел до идеи создания образов маленьких птичек как вестников апокалипсиса. Я придумал несколько персонажей, и Крылатый Дум (та самая Омская птица) была одним из них.
— Когда именно вы ее нарисовали? И много ли времени ушло на создание картины?
— Впервые я нарисовал птицу карандашом в 2006 году. Тогда процесс занял не более четырех часов. В 2008 году я написал картину маслом. Не помню, сколько времени я на нее потратил, но довольно много. Предполагаю, часов 30–40.
— А какой смысл вкладывали в картину?
— Птица должна была представлять собой некоего вестника апокалипсиса. Своеобразный мессия ужаса с чудаковатыми последователями.
— Когда и как вы узнали, что ваша птица набирает в России популярность? Картина становилась мемом.
— В те времена я активно мониторил статистику своего веб-сайта. И я натыкался на ссылки из Vk.com, ведущие на мой портал. Сперва я не придавал этому особого значения, ведь было вполне нормально ссылаться на другие веб-сайты. Но этого становилось больше и больше. Я не мог поверить, сколько людей используют мою птицу.
— И какой была ваша реакция? В конце концов птица стала суперпопулярной в России.
— Просто не находил слов, не мог поверить в то, что происходит. Были времена, когда в интернете я каждый день натыкался на новые картинки — чаще всего в Vk.com. И особенно меня восхищали костюмы. Картинки я коллекционировал, некоторые из них публиковал на Flickr.com. Так я собрал около 380 картинок и видео. Мемы, фанарт, фотографии костюмов, 3D-объекты, иконки и так далее.
— А теперь — больная тема. Авторское право. Птицу использовали везде. Некоторые на ней зарабатывали. Как вы к этому относились?
— Я смирился с тем, что мои авторские права нарушаются. Думал, что крутость этой истории и есть мой гонорар. Однако если люди зарабатывают на птице, то было бы справедливо, если бы они делились. Адрес электронной почты я в секрете не держу. Со мной всегда можно связаться.
— Вы что-нибудь знали об Омске, когда рисовали птицу?
— Я знал, что этот город находится в Сибири. В детстве я смотрел телесериал «Мишель Строгофф» (мини–сериал 1975 года по роману Жюля Верна «Михаил Строгов». — Прим. ред.). На этом всё.
— Как вы считаете, почему птица привязалась именно к Омску?
— Насколько мне известно, в России Омск скорее имеет негативную репутацию, если брать во внимание уровень загрязнения, преступность, наркоманию. Наверное, из-за этого некоторые посчитали, что моя апокалиптическая картина сочетается с образом города. Но замечательно то, что со временем птица в каком-то смысле эволюционировала — стала более позитивным символом. Птица апокалипсиса стала приятелем, который дает тебе силы на решение проблем.
— Вы когда-нибудь бывали в России?
— Однажды, будучи студентом, я провел в Санкт-Петербурге 10 дней. У нашего класса была выставка в местной академии художеств. Замечательное время. Я был восхищен российскими студентами. От поездки я получил большое удовольствие.
— В Instagram (деятельность запрещена в РФ. — Прим. ред.) вы ведете страницу, где до сих пор коллекционируете различный контент, связанный с птицей. Можно ли сказать, что из-за этой истории Омск стал для вас особенным городом?
— Буду честным, об Омске я по-прежнему знаю не так много. Все русские, с которыми я изредка общаюсь, живут в Санкт-Петербурге и Москве. Однако я могу сказать, что эта история послужила толчком в моем развитии как художника и стала неотъемлемой частью моей жизни.
— Может, вы бы хотели посетить Омск? Например, со своей выставкой?
— Это почти случилось в прошлом году. Историю с птицей я рассказал моему другу, сибирскому артисту Андрею Классену. Он связался с одним музеем и организовал мне выставку. Но затем для меня всё стало слишком сложным. Музей хотел, чтобы я выставлялся сразу в нескольких помещениях. В декабре 2021 года я всё отменил. Я бы хотел посетить Омск и показать свои картины. Но предпочел бы стать частью групповой выставки или галереи, а не проводить огромную персональную выставку в музее.