38-летний Василий Фефелов — исполняющий обязанности ректора опорного вуза Омска. На должность он пришел в августе этого года. Это произошло после увольнения бывшего ректора Дмитрия Маевского, которого сейчас судят по громкому делу о мошенничестве. Сам же Василий Фефелов начинал работать в ОмГТУ ассистентом на кафедре физики, всю жизнь занимался химией и был ученым. Теперь в его обязанностях — думать о том, как заманить омскую молодежь работать на заводы, и развеять их страхи перед ними. О кадровом голоде на предприятиях, о заводах мечты и о том, почему именно политех разрабатывает меню для школ и детсадов, — в интервью NGS55.RU.
О заводах будущего
— Многие студенты, приходя в вуз, не знают, где будут работать, а о заводе и слышать не хотят. Об этом мы говорили с одной вашей выпускницей, которая работает сейчас начальником техбюро на «Полете». Что с этим можно сделать?
— Чем успешней выпускник, тем лучше вуз — это главный критерий качества университета. Поэтому в процессе обучения вместе со знаниями мы должны донести до студентов ценности их будущих работодателей, только так возможно подготовить конкурентоспособных специалистов. Корень проблемы кроется в том, что молодые люди не знают своего будущего рабочего места: они не так погружены в проблематику предприятия, в его цели и задачи, что там будут создавать, когда сделают новые цеха.
— Согласна, я и сама работала в таком цехе пару месяцев. Выглядит неприятно.
— Студент должен понимать, что после учебы приходит туда не только как исполнитель, но и как сотрудник, разделяющий цели и ценности предприятия, способный разрабатывать и внедрять новые подходы, участвовать в улучшении его работы. Мы подали заявку на передовую инженерную школу, будем совместно создавать образовательные и научно-производственные пространства, в том числе на самих предприятиях-партнерах. По сути, это будут площадки нашего университета, которые будут находиться на заводах, — лаборатории, учебные классы, конструкторские бюро с рабочими местами. Конечно, они должны быть современными и привлекательными — с зоной коворкинга, опенспейсом.
— Когда планируете запустить?
— Опыт в данном направлении у ОмГТУ уже есть, например с «Газпром нефтью». По другим предприятиям, прежде всего машиностроительным, задача также поставлена. В повестку проректоров это внесено. Думаю, для реализации потребуется до полутора лет.
О перспективных профессиях
— Я видела у вас на сайте, как сильно отличается стоимость обучения разным специальностям. Среди лидеров — IT-направление. Почему так?
— Во многом это связано с маркетингом. IT рекламируют так, что школьники выбирают предметы, связанные с этим направлением. Но есть и другие, не менее перспективные специальности. Не все школьники знают, какие крупные инвестиционные промышленные проекты сейчас реализуются в Омске, где скоро будет создано большое количество высокооплачиваемых мест. В этом году у нас на информатике и вычислительной технике 954 заявления — здесь был самый серьезный конкурс. В магистратуре популярны «нефтегазовое дело» и «техносферная безопасность» (по этому направлению готовят специалистов по охране труда. — Прим. ред.). Самый большой конкурс по первому приоритету на направлении «дизайн» — на одно место претендовали 14 человек. Там небольшое количество бюджетных мест. Еще «туризм» — это девять человек на место, «сервис» — пять человек.
— Куда могут пойти работать выпускники с IT-специальностями?
— Местами работы выпускников с IT-специальностями являются такие компании и предприятия, как «ИТ-Кластер Сибири», «Тамтэк», «ОНИИП», «Автоматика-сервис», «Омскнефтехимпроект», «Сигма», «Сатори Консалтинг» и другие.
— А где самый маленький конкурс?
— Это те направления, где больше всего бюджетных мест. Требуется огромное количество машиностроителей, приборостроителей, электроэнергетиков, теплотехников, поэтому они закрываются с минимальным конкурсом. Есть специальности, которые очень востребованы для региона, и поэтому мы просим увеличить бюджетное финансирование здесь. К таким относятся «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «машиностроение», «радиотехника», «приборостроение» и другие. К тому же физику сдают немногие. Есть в школах проблемы с обучением точным наукам.
— Сейчас Омску и правда не хватает именно предметников, об этом говорил министр образования. Политех как-то помогает абитуриентам в подготовке к ЕГЭ?
— В структуре ОмГТУ действует факультет довузовской подготовки. На базе семи омских школ он готовит учеников 9–11-х классов к сдаче ЕГЭ по ряду профильных предметов: математике, физике, информатике, химии и другим. Это 14 профильных классов при образовательных учреждениях — всего свыше 300 молодых людей. Совсем недавно, к примеру, мы запустили бесплатные курсы по подготовке к ЕГЭ, группы уже усиленно занимаются. Обучение продлится до апреля 2024 года. Тем самым мы помогаем школам, надеемся, что в будущем эти дети поступят к нам в университет.
— В этом году политех начал готовить студентов по десяти новым профилям (узконаправленным специальностям). Это больше, чем где-либо в омских вузах. Почему так много?
— Новые профили возникают тогда, когда мы понимаем потребность в серьезной актуализации образовательной программы. Например, когда будет строиться новое производство или реализовываться проект, куда потребуются специалисты, которых мы ранее не готовили. Далее думаем, какие преподаватели нужны, какие дисциплины нужно включить, кто от компании или индустрии будет участвовать в экспертизе и так далее. Сегодня это работа с корпорацией «Сатурн», «Газпромнефть — Графитек», филиалом АО «ОДК» «ОМО им. Баранова». Требуются химики-технологи в области графитированных материалов, конструкторы и другие специалисты. В действительности каждый год мы закрываем профили и открываем новые в зависимости от тех или иных потребностей предприятий региона.
— Сколько в следующем году откроете новых направлений?
— Новые направления известны, но я не буду забегать вперед. Например, я скажу, а в процессе окажется, что они будут немного другими или не пройдут экспертизу.
О стереотипах про технический вуз
— Во «ВКонтакте» студенты обсуждают новость о новом логотипе, который разработает кафедра дизайна. Предлагают напечатать его на студенческих билетах. Поддержали бы эту идею?
— Мы следим за инициативами студентов. И когда эта инициатива со студенческими билетами появилась, мне о ней сразу рассказали. От студентов был большой отклик. Сейчас мы эту идею отдали в проработку. Когда логотип будет разработан, уже следующая закупка корочек выйдет с новой символикой. Я думаю, это будет к набору 2024 года. Такие приятные мелочи особенно ценны, потому что людям важно быть услышанными, важно быть отличными. К слову, мы устраивали голосование по поводу нового логотипа, чтобы это не было волевым решением руководства.
— Обычно вузы четко делятся на технические и гуманитарные. А вы готовите и гуманитариев в том числе. Как вы сами оцените уровень этого образования?
— В действительности школе дизайна в Омске более 30 лет. Ее выпускники представляли свои экспозиции на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, в Третьяковской галерее, создавали бренды одежды. Я считаю, что нужно смотреть не на вуз, а на отдельно взятые направления, что представляет собой в данном случае школа дизайна. Так, например, разработки в области дизайна сегодня входят в третий стратегический проект университета по креативным индустриям, реализуемый в рамках федерального гранта «Приоритет 2030». У нас есть отдельный проект по дизайну среды — создание лаборатории: студенты-дизайнеры и машиностроители будут участвовать в благоустройстве территории внутри политеха и показывать разработки девелоперам, которые заходят в Омск. Я считаю так: если вы решили делать что-то, то неважно, как вас зовут, — вы должны делать это хорошо.
— Наверное, в ту же копилку — кафедра биотехнологии, технологии общественного питания и товароведения, которая разработала меню для школьных столовых. Необычно, что этим занимается вуз, люди это заметили.
— Выпускники этой кафедры — крутые шеф-повара, рестораторы. Они прекрасно знают, что такое готовить вкусно. Они подкованы и в биотехнологии — в том, какие биохимические процессы происходят в процессе готовки. Помимо этого, специалисты должны готовить полезно — у детей разного возраста свои потребности и ограничения. При этом важно помнить, что у учреждений всегда ограниченное количество средств. Кафедра биотехнологии, технологии общественного питания и товароведения ОмГТУ как раз предлагает решение данной проблемы с учетом интересов всех сторон.
— Это сложно, учитывая, что нужно уложиться в 10 или в 90 рублей в зависимости от того, готовы ли платить родители за питание.
— Это полноценная сложная задача оптимизации. И нужно всегда держать в голове, что они работают с людьми, которые придут после нас. Сотрудники и студенты кафедры влияют на будущее нового поколения, которое должно быть здоровым и умным.
— Как долго кафедра разрабатывала меню?
— Кафедра занимается разработкой программ совершенствования школьного питания с 2019 года. Тогда же был подписан договор о сотрудничестве ОмГТУ с департаментом образования администрации города Омска по работе в этом направлении. Составлением меню для городских школ и детских садов кафедра занимается непосредственно с 2022 года.
— Какими принципами руководствовались, пока готовили меню?
— При создании меню учитывались требования СанПиН, вкусовые предпочтения детей и подростков, физиологические нормы, потому что различным возрастным группам характерно разное потребление основных макронутриентов: белков, жиров, углеводов. Особое внимание уделялось технологии приготовления блюд. Это должны быть щадящие технологии, связанные с тепловой обработкой блюд, отсутствием большого количества специй, уксуса, фритюрной жарки. Это серьезная работа, которую проводили преподаватели кафедры.
— Что дальше, детские сады?
— Да, это уже заложено в программу, вплоть до создания цифрового паспорта ребенка. Там будет сказано, кто и что съел, с учетом полезности и медицинских ограничений. Это цифровизация питания. Наша столовая тоже меняется, хоть разрабатывали меню для нее не в ОмГТУ, вносим свои предложения. Уже повесили картины, покрасили стены. Создаем там и уют, комфорт. Я уверен, что такие приятные мелочи делают большое дело.