Последние несколько месяцев в ОмГУ не утихает череда недовольств и увольнений среди преподавателей. Доценты и доктора наук оставляют свой университет и студентов. Им приходится это делать: такие условия, по словам ушедших, создал новый ректор Сергей Замятин. В чем причина их увольнений, что теперь будет с университетом и почему другие преподаватели решили остаться — в материале корреспондента NGS55.RU Марии Носенко.
Что происходит в ОмГУ?
Волнения в университете начались еще в 2022 году, после того, как истфак соединили с факультетом теологии. Ректор Сергей Замятин приказал из шести факультетов сделать три. Филологический объединили с факультетом иностранных языков, математический — с факультетом компьютерных наук, исторический — с факультетом теологии, философии и мировых культур, а также включили в эту структуру кафедру адаптивной и физической культуры. Дело коснулось даже кафедр. Например, на истфаке два отделения объединили в одно.
Изменилась и атмосфера вокруг. Работников сократили, убрали надбавки за отпуска и больничные, студентов в общежитии начали переселять из одних комнат в другие.
Спустя полгода появилась группа во «ВКонтакте» «Защитим истфак ОмГУ», где преподаватели и студенты рассказывали о жизни в новых условиях. А в августе 2023-го в паблике один за другим начали появляться записи со словами «уволилась» или «уволился по собственному желанию». Оказалось, что причина ухода кроется гораздо глубже, нежели в сокращениях или в объединении факультетов и кафедр.
«Переделала учебные планы и ни с кем не советовалась
»
Ушли спустя десятилетия преподавания кандидат исторических наук Юрий Родионов, один из первых выпускников ОмГУ, и Николай Томилов, создатель кафедры этнографии и доктор исторических наук. Ученые уволились не из-за возраста. По словам кандидата исторических наук, доцента Светланы Корусенко, которая также написала заявление этим летом, ректор не создал для именитых ученых хороших условий труда.
— Николай Аркадьевич Томилов, это мой отец и известный ученый, мог бы читать онлайн, но ему не позволили. Ему уже тяжело приходить в университет, подниматься на четвертый этаж. А ректор категорично сказал: «Нет». Я сама за него просила, ходила. Не получилось, и он уволился. А потом я узнала, что другому человеку ректор разрешил онлайн-пары, — рассказала Светлана Корусенко.
Из-за созданных условий уволились еще пять преподавателей: Ольга Метель, Анна Крих, Наталья Суворова, Валентина Ключарева и Марина Бережнова. Две последние рассказали NGS55.RU о том, что после того, как завкафедрой Людмилу Ротермель отстранили от должности и на ее место поставили Марину Мамонтову, с преподавателями перестали советоваться. Учебные курсы распределили, не учитывая специализацию историков. Это подтвердила и Светлана Корусенко.
— Марина Александровна переделала все учебные планы и ни с кем не советовалась. И бакалавриата, и магистратуры. Вместо того чтобы дать курсы тем, кто читал их раньше, она отдала их другим разрабатывать. Причем курсы сложные. Нас хотят сделать рабами. Говорили, что, раз вы закончили истфак, значит, вы можете читать любые курсы. Но все-таки это специфичное дело, курсы у нас были авторские, — объяснила она.
Валентина Ключарева, самая молодая преподавательница на кафедре, тоже уволилась. Новая нагрузка и для нее оказалась невыносимой.
— Я в этом году закончила аспирантуру в ОмГУ и сейчас дописываю диссертацию. Разработку новых курсов очень сложно сочетать с диссертационным исследованием. Это весомая причина для увольнения, — рассказала она.
Молодому историку также отказались давать отпуск за свой счет, чтобы поехать в командировку по гранту. Среди других причин — неудобное электронное расписание. Как раз из-за него весной этого года студентам было сложно успевать на пары. Преподаватель Светлана Корусенко рассказала, что ей могли поставить одну пару в середине дня или по одной паре утром и вечером.
«Раньше мы жили как семья, а теперь?»
Всё это сводится к одному — на факультете потерялась связь между руководством и педагогами. Преподаватели слишком сильно почувствовали эту разницу.
— У нас была кафедра семейная, мы жили как семья, а теперь? Когда соединили кафедры, всё было нормально. Ректор стал на позицию: никого из членов кафедры он не поставит во главу, и из-за этого всё полетело. Мы предлагали несколько кандидатур, в том числе и нейтральную, но реакции — ноль. В других вузах мы коллегам рассказываем, там та же история. Но это у них идет помягче, — поделилась Светлана Корусенко.
После ухода восьми преподавателей штат значительно сократился. И больше всего в «семье» пострадали, конечно, студенты.
— Их учебный год начинается с сорванных занятий. Каким будет качество лекций в данный момент — не ясно, руководство кафедры и факультета преподавателей на дисциплины уволившихся преподавателей еще не назначило, — сказала преподаватель Марина Бережнова.
Учеников же историки бросать не планируют: преподаватели будут работать в Омском научном центре. Там они хотят проводить лекции и встречи для студентов, делиться знаниями и помогать им.
«Викинг должен умереть с мечом в руках»
На истфаке всё же остались преподаватели. Один из них — кандидат педагогических наук Александр Лукьянов. Историк выступает против ректора, но сам не уволится «ни в коем случае».
— Я считаю, что те, кто уволился, — люди честные, и я отношусь к ним с огромным и искренним уважением. Но я считаю, что увольнение — это как раз то, что нужно тем, кто разрушает университет. Для администрации эти увольнения даже желательны. Поэтому я наверняка буду уволен через некоторое время. Но, когда меня будут увольнять, я буду драться до последнего, — уверен Александр Лукьянов.
Преподаватель рассказал NGS55.RU, что сейчас работает на 0,09 ставки и получает за это около 1100–1300 рублей в месяц. Несмотря на это, рабочее место для него — очень ценная вещь.
— Я не держусь за рабочее место, но ценю его. То, что я делаю, мне нравится. Это дело моей жизни. Когда меня уволят, я буду продолжать его. Я открыл на YouTube и RuTube две своих страницы и буду выкладывать ролики. Буду привлекать массово студентов к ним, потому что университет — для студентов, а не для администрации. И они оказались в гораздо худшем положении, чем преподаватели. Я считаю, что викинг должен умереть с мечом в руках.
Что с другими факультетами?
Александр Лукьянов рассказал, что общался с преподавателями с других факультетов. Он уверен, что у них ситуация аналогичная. Особенно на филфаке и матфаке. А вот юридический, напротив, не выступает против новой политики. Самая плачевная ситуация, по его словам, была в центре довузовской подготовки.
— Его разгромили полностью, там отношения были вообще жуткие. И если вы хотите найти факультет, который на 100% обожал бы администрацию, то таких не найдете, — сказал Александр Лукьянов.
Сотрудники факультета филологии, переводоведения и медиакоммуникаций не захотели комментировать ситуацию, поэтому их позиция неизвестна. На днях его покинули Татьяна Винокурова, Ольга Дворжец и Светлана Носовец. Последняя рассказала, что перешла работать в другой вуз.
— Я подумала над предложением и согласилась. Но я планирую работать в ОмГУ внештатным совместителем, у меня там остались дипломники, — пояснила она.
NGS55.RU обращался в ОмГУ 5 и 7 сентября за комментарием, который помог бы увидеть ситуацию со стороны руководства, но к моменту публикации мы так его и не получили.