Школьный дневник — это не просто тетрадь для домашки, но и полноценный документ. Дневники разных лет настолько отличаются, что с их помощью можно увидеть ход истории и даже мировой прогресс. В прошлом материале корреспондент Мария Носенко рассказывала, что обнаружила в Омском музее просвещения дневник 1948 года, а также описывала его сходства и различия с современным. На этот раз будет дневник еще древнее — это дореволюционный журнал для записывания уроков 1907 года. Рассказываем, чем он отличается от современного.
18 марта Омскому музею просвещения исполнилось 25 лет. За годы работы в нем собрали множество интересных документов. Например, помимо дневников школьников разных лет, в музее хранятся личный дневник Валентины Бархатовой, а также дневники внеклассного чтения и дневники наблюдения за природой.
Журнал для записывания уроков ученицы 5-го класса Вятской Мариинской женской гимназии Нины Коробовой (1907–1908 гг.)
В дореволюционной России хорошее образование могли получить далеко не все. Отвести ребенка в школу продвинутого типа могли только обеспеченные родители. Такой и была семья Нины Коробовой, дневник которой есть в омском музее.
Нина обучалась в Вятской Мариинской женской гимназии. Здесь мы не увидим латыни и обилия иностранных языков, которую обязательно изучали мальчики: женская программа была куда проще мужской. Женщина в дореволюционной России должна была стать прилежной и религиозной женой, которая могла бы вести хозяйство и поддерживать беседу. В соответствии с этим и строилась программа для девочек. После гимназии девочки, к сожалению, могли быть только учительницами или гувернантками. Остальные профессии были недоступны.
Программа довольно легкая: на неделе у Нины было максимум четыре урока в день. На первых страницах дневника написаны молитвы до и после учения. Религиозность прививалась на обязательном предмете — это «Закон Божий» по понедельникам и четвергам. На «Законе Божьем» Нина учила заповеди, таинства, наставления о браке и «Символ веры».
Здесь мы не найдем русского языка, а вместо литературы — словесность. Среди прочих уроков — рукоделие (на нем, например, задавали сделать выкройку рубашки), история, алгебра, география, геометрия и естественные испытания. Всего — 8 предметов. Примечательно, что уроков русского языка совсем нет.
Интересно разнообразие программы по естественным испытаниям и по словесности. Естественные науки выглядят как уроки биологии: дети изучали семейство злаковых, названия ягод, членистоногих, кровеносную и нервную системы. На дом задавали прочитать про конкретных животных: кротов, страусов или майских жуков.
Словесность же выглядит как современная литература, но и здесь есть много удивительного. В программе 5-го класса привычные для этого возраста басни, былины, пословицы и поговорки. Одно непонятно: почему в 5-м классе наравне с этим изучали программу старших классов? На дом задавали прочитать и «Ревизора» Гоголя, и «Евгения Онегина» Пушкина. Поразительно, что в 5-м классе детям также предлагали изучать разрушение патриархального общества на примере города Калинова и причины самоубийства Катерины из «Грозы» Островского.
Оценки же у Нины отличные, но ставили их мало. Дело в том, что ценность пятерки во времена Российской империи была намного выше современной, а та же тройка совсем не считалась плохой оценкой. Это означало, что материал усвоен в необходимом объеме.
Дневник школьника 5-го класса лицея № 64 города Омска (2022–2023 гг.)
Современный пятиклассник уже намного больше загружен уроками, чем гимназистка из 1907 года. Есть и по семь, и по шесть уроков в неделю, но зато в субботу уроков нет.
Это расписание кардинально отличается от дореволюционного. У пятиклассников в 2023 году есть русский язык, классный час, физкультура, английский язык, технология, изо, музыка и обществознание. Вместо алгебры — математика, а геометрии еще нет. Три дня в неделю проходят уроки английского, шесть раз — русский язык. Значительно больше и математики, это 4 урока в неделю. Всего — 13 предметов.
Расписание пятиклассников еще не нагружено информатикой, физикой и геометрией. Ребенок только переходит на новый этап после начальной школы, учится самостоятельности и изучает только самые необходимые предметы, как и положено в его возрасте.
Один из таких предметов — технология. Мальчики на технологии учатся не только обрабатывать древесину на станке, но и тому, как ухаживать за одеждой. В этом плане предмет гораздо полезнее обычного рукоделия, который был в дореволюционной России.
Отличия
Программа 2023 года выглядит гораздо более подходящей для ребенка в 5-м классе. Мы видим базовые предметы, такие как русский язык, математика, биология и история. Несколько раз в неделю есть иностранный язык, что очень важно в реалиях нашего времени. Хоть нагрузка и больше, все предметы важны и соответствуют возрасту.
Что нельзя сказать о дореволюционной программе в женской гимназии. Хотелось бы, чтобы девочкам давали программу разнообразнее, совсем как мальчикам. Заметно, что дневник действительно отражал то, что было важно для жизни девушки в то время. Нужно было знать заповеди и молитвы, отличать ягоды друг от друга и уметь заштопать рубашку.
Какая учебная программа вам кажется правильнее?