![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/4c/8b/184c8bd2c6941c7e33ed1378f4f78369/656x438_1:5603_68173ce7ef67f8d70f78d26396fc50c5@2500x1667_0xgQ22iSKg_4489119028083455575.jpg.webp)
Наверное, сложно представить школу, где после звонка на перемену по коридорам не начали бы носиться дети, громко кричать и что-то активно обсуждать. Но в адаптивной школе-интернате всё именно так: в перерывах между уроками царит тишина — школьники стоят небольшими группами и активно жестикулируют. В единственном в Омской области учебном заведении для детей с нарушениями слуха побывал журналист NGS55.RU. Ему удалось узнать, с какими сложностями приходится сталкиваться учителям, чем школа-интернат отличается от обычного учебного заведения и может ли ребенок с нарушениями слуха учиться наравне со здоровыми детьми.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/d4/7d/d9d47dd8d926f817c4ee9219015501a0/656x438_1:5603_a438840ec7f17a83eb1d9dd9b4a33169@2500x1667_0xu30IHTp3_3819854644133701453.jpg.webp)
— Машиииина, — «протягивает» слово дефектолог в микрофон. Восьмилетняя Саша в наушниках пытается повторить, но выходит плохо. Для ребенка с тугоухостью третьей степени говорить слова слитно и не «рубить» их по слогам — большой труд. Без аппарата она слышит на расстоянии всего четыре сантиметра от уха. В кабинете учителя-дефектолога девочка занимается на специальном звукоусиливающем оборудовании. Ребенок берет в руку вибрирующее устройство, которое помогает отделить звонкий звук от глухого.
— К нам дети приходят иногда неговорящие. В их речи даже нет гласных звуков. Мы учим говорить их с нуля. Логопед ставит гласные и согласные, полностью восстанавливает речь, грамматические строки. Этот прибор помогает работать над слитностью. Мы стараемся поставить речь, сделать ее лаконичной и понятной для окружающих, чтобы детей социализировать, чтобы они могли в обществе свободно общаться со слышащими. Задача нашей школы добиться того, чтобы дети в жизни могли как-то себя реализовать, — рассказывает дефектолог Наталья Майстришина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/18/f6/2218f67528fba7d4f18bfe66ec4dc2ac/656x438_1:5603_e692ae96b4e56a1cd4d3828fa9a15121@2500x1667_0xJz6n7Kop_3594601599025765812.jpg.webp)
В адаптивной школе-интернате учатся 197 человек со всей области. В учебном заведении есть два отделения — для детей с первыми стадиями тугоухости, которые хотя бы немного умеют говорить, и для школьников с тяжелыми степенями, которые иногда не могут произнести ни единого звука.
Родители могут отдать ребенка в нулевой класс, туда принимают детей от 3 до 7 лет. В малом возрасте их учат говорить по картинкам, чтобы они пополняли словарный запас.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/d1/5d/6ed15dac09b8d00d7d04c15ba4d6a754/656x438_1:5603_317d0dd9d8e4f57ea996e9b769442052@2500x1667_0xKUkjxbMT_7884911377755531370.jpg.webp)
Учатся здесь на год дольше, чем в обычных школах, — некоторые ребята выпускаются в 20 лет. Программа обучения, в принципе, обычная, разве что адаптирована под особенных детей. Здесь так же читают Пушкина и Лермонтова, изучают теоремы, квадратные уравнения и всё остальное, что должен знать каждый школьник. Правда, иногда тексты немного сокращают или упрощают, чтобы детям было легче понять смысл.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/59/7e/93597e362ba92c12d87206af8e1d1ee5/656x438_1:5603_30f6cb3037786fc6da2b5b6f3dd2a52d@2500x1667_0x2v0RZjT1_6138827487877947753.jpg.webp)
Учителям тоже приходится адаптироваться под особенности учеников. Если педагог рассказывает новый материал, он не должен поворачиваться к ним спиной. Некоторые дети могут недослышать, а прочесть по губам для них не составит труда. Иногда на уроках используют карточки, где написаны слова с ударениями и выделенными непроизносимыми согласными. Такие размещены по всей школе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/fb/4e/b9fb4e6cd8d98b91e1a9ebf8f5f3b0b5/656x438_1:5603_f0b20da618015ed92399369cdb8a3dc8@2500x1667_0xzy6A0vmO_1623621259462465096.jpg.webp)
Темп речи преподавателя должен быть размеренным, между предложениями — паузы, чтобы дети смогли вникнуть. В школе-интернате учителя часто повышают на детей голос, но не потому, что ругают, а чтобы их услышали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/f1/87/21f187d051a4c06423571adb49e0eb6b/656x438_1:5603_0f5b6874338b597fe19ad40427af9956@2500x1667_0xKVGPHqsA_0739777623378834380.jpg.webp)
— Первый год, когда работала, голос садился. А сейчас всё хорошо. Дома первое время я тоже громко говорила и одновременно махала руками — жестикулировала. Потом это, конечно, ушло. Я работала в обычной школе три года. Здесь уже 25 лет. В адаптивной интереснее. Правда, приходится по 2–3 раза одно и то же повторять, но зато результат есть, — признается учитель ИЗО и черчения Людмила Горбачёва.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/1c/f9/3e1cf9777ac826f01cfbcb131338b931/656x438_1:5603_b08ba2a78cc2f42ff3c5d203242e7dff@2500x1667_0xngIC4mKm_7191082983480889759.jpg.webp)
В отличие от обычной школы, в классах адаптивной учатся до 10 человек. Это для того, чтобы учитель смог уделить каждому ученику больше внимания.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/1a/10/f01a10dcff09ce73624bcd667e3abe6f/656x438_1:5603_065caa40be9651e4bdfcf1c14120588e@2500x1667_0xjkGuNDv8_9813609429878113664.jpg.webp)
После основных уроков дети идут на продленку. Больше всего, рассказывают педагоги, им нравится физкультура, ведь там не нужно говорить. В спортивном зале они могут играть часами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/2c/20/b32c20d1c0d954e2009ec43274c1b073/656x438_1:5603_de9c25b7a0ba3e3b52b2b6559671adf9@2500x1667_0x1Ev08l0l_9037817667882278455.jpg.webp)
— Им дайте время — они с утра до вечера из спортзала не уйдут. Каждую перемену сюда бегут. Видели, сколько у нас кубков завоеванных? Мы выезжаем в другие города, были в Москве. Играем не только с адаптивными школами, но и с обычными товарищеские игры проводим. Многие выпускники нашей школы спортсмены-паралимпийцы. Приятно. Не зря вкладываю душу. Считаю, что не напрасно здесь работаю, — расчувствовался учитель физкультуры Сергей Маркелов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/e2/26/f1e226e9c687ffa6feced85186b65b41/656x438_1:5603_dbf12eeb73f807357a1e3e128b5c7b8c@2500x1667_0xmD6XozE6_2284349052250199430.jpg.webp)
Ребят, которые живут в Омске, после дополнительных занятий родители забирают около шести часов. Те, кто живет в области, уезжают домой только на выходные. Из-за плохих дорог или по другим причинам дети могут не видеться с родными по несколько месяцев. Ночью за ребятами присматривает дежурный воспитатель, чтобы в случае чего разбудить.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/de/aa/71deaada29da41d194354de47291f27c/656x438_1:5603_13a7fbaf1ab02950c3c7272f289d4246@2500x1667_0x7QGr8Y00_6431566279677322118.jpg.webp)
Примеров, когда ребенок с нарушениями слуха учился в обычной школе, у заместителя директора Людмилы Сорокиной немало.
— Если с ребенком, у которого определился недуг, интенсивно работали родители, педагоги по развитию речи, то он даже с 4-й степенью тугоухости может обучаться в общеобразовательной школе. Чем раньше начаты речевое развитие и коррекционная работа, тем больше перспектив. Для того чтобы там учиться, у него должен быть словарь к 7 годам, чтобы быть практически на том же уровне, что и обычно развивающиеся дети, — рассказала Людмила Сорокина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/fa/6d/f1fa6d4454125b8f3ec2daedb45de7c0/656x438_1:5603_1195d69da09d85f377ab51529a5b5bce@2500x1667_0xGuaABSn2_6171564463091470613.jpg.webp)
Тем не менее в обычной школе детям с нарушениями слуха приходится нелегко. В интернате они как в теплице — им уютно и комфортно, а когда ребенок покидает его стены, то часто сталкивается с непониманием среди сверстников. Детям трудно общаться со слышащими. Но те, кому удается перебороть свои страхи, поступают в колледжи и даже в вузы. Последних здесь называют ласточками. Таких, конечно, немного. Но в интернате их приводят в пример, мол, смотрите, нет ничего невозможного.
Мы уже рассказывали об одной из бывших учениц школы-интерната Веронике Гофман. Девушка открыла студию красоты в Омске. А еще она записывает видео с жестовыми песнями.