Наверное, сложно представить школу, где после звонка на перемену по коридорам не начали бы носиться дети, громко кричать и что-то активно обсуждать. Но в адаптивной школе-интернате всё именно так: в перерывах между уроками царит тишина — школьники стоят небольшими группами и активно жестикулируют. В единственном в Омской области учебном заведении для детей с нарушениями слуха побывал журналист NGS55.RU. Ему удалось узнать, с какими сложностями приходится сталкиваться учителям, чем школа-интернат отличается от обычного учебного заведения и может ли ребенок с нарушениями слуха учиться наравне со здоровыми детьми.
— Машиииина, — «протягивает» слово дефектолог в микрофон. Восьмилетняя Саша в наушниках пытается повторить, но выходит плохо. Для ребенка с тугоухостью третьей степени говорить слова слитно и не «рубить» их по слогам — большой труд. Без аппарата она слышит на расстоянии всего четыре сантиметра от уха. В кабинете учителя-дефектолога девочка занимается на специальном звукоусиливающем оборудовании. Ребенок берет в руку вибрирующее устройство, которое помогает отделить звонкий звук от глухого.
— К нам дети приходят иногда неговорящие. В их речи даже нет гласных звуков. Мы учим говорить их с нуля. Логопед ставит гласные и согласные, полностью восстанавливает речь, грамматические строки. Этот прибор помогает работать над слитностью. Мы стараемся поставить речь, сделать ее лаконичной и понятной для окружающих, чтобы детей социализировать, чтобы они могли в обществе свободно общаться со слышащими. Задача нашей школы добиться того, чтобы дети в жизни могли как-то себя реализовать, — рассказывает дефектолог Наталья Майстришина.
В адаптивной школе-интернате учатся 197 человек со всей области. В учебном заведении есть два отделения — для детей с первыми стадиями тугоухости, которые хотя бы немного умеют говорить, и для школьников с тяжелыми степенями, которые иногда не могут произнести ни единого звука.
Родители могут отдать ребенка в нулевой класс, туда принимают детей от 3 до 7 лет. В малом возрасте их учат говорить по картинкам, чтобы они пополняли словарный запас.
Учатся здесь на год дольше, чем в обычных школах, — некоторые ребята выпускаются в 20 лет. Программа обучения, в принципе, обычная, разве что адаптирована под особенных детей. Здесь так же читают Пушкина и Лермонтова, изучают теоремы, квадратные уравнения и всё остальное, что должен знать каждый школьник. Правда, иногда тексты немного сокращают или упрощают, чтобы детям было легче понять смысл.
Учителям тоже приходится адаптироваться под особенности учеников. Если педагог рассказывает новый материал, он не должен поворачиваться к ним спиной. Некоторые дети могут недослышать, а прочесть по губам для них не составит труда. Иногда на уроках используют карточки, где написаны слова с ударениями и выделенными непроизносимыми согласными. Такие размещены по всей школе.
Темп речи преподавателя должен быть размеренным, между предложениями — паузы, чтобы дети смогли вникнуть. В школе-интернате учителя часто повышают на детей голос, но не потому, что ругают, а чтобы их услышали.
— Первый год, когда работала, голос садился. А сейчас всё хорошо. Дома первое время я тоже громко говорила и одновременно махала руками — жестикулировала. Потом это, конечно, ушло. Я работала в обычной школе три года. Здесь уже 25 лет. В адаптивной интереснее. Правда, приходится по 2–3 раза одно и то же повторять, но зато результат есть, — признается учитель ИЗО и черчения Людмила Горбачёва.
В отличие от обычной школы, в классах адаптивной учатся до 10 человек. Это для того, чтобы учитель смог уделить каждому ученику больше внимания.
После основных уроков дети идут на продленку. Больше всего, рассказывают педагоги, им нравится физкультура, ведь там не нужно говорить. В спортивном зале они могут играть часами.
— Им дайте время — они с утра до вечера из спортзала не уйдут. Каждую перемену сюда бегут. Видели, сколько у нас кубков завоеванных? Мы выезжаем в другие города, были в Москве. Играем не только с адаптивными школами, но и с обычными товарищеские игры проводим. Многие выпускники нашей школы спортсмены-паралимпийцы. Приятно. Не зря вкладываю душу. Считаю, что не напрасно здесь работаю, — расчувствовался учитель физкультуры Сергей Маркелов.
Ребят, которые живут в Омске, после дополнительных занятий родители забирают около шести часов. Те, кто живет в области, уезжают домой только на выходные. Из-за плохих дорог или по другим причинам дети могут не видеться с родными по несколько месяцев. Ночью за ребятами присматривает дежурный воспитатель, чтобы в случае чего разбудить.
Примеров, когда ребенок с нарушениями слуха учился в обычной школе, у заместителя директора Людмилы Сорокиной немало.
— Если с ребенком, у которого определился недуг, интенсивно работали родители, педагоги по развитию речи, то он даже с 4-й степенью тугоухости может обучаться в общеобразовательной школе. Чем раньше начаты речевое развитие и коррекционная работа, тем больше перспектив. Для того чтобы там учиться, у него должен быть словарь к 7 годам, чтобы быть практически на том же уровне, что и обычно развивающиеся дети, — рассказала Людмила Сорокина.
Тем не менее в обычной школе детям с нарушениями слуха приходится нелегко. В интернате они как в теплице — им уютно и комфортно, а когда ребенок покидает его стены, то часто сталкивается с непониманием среди сверстников. Детям трудно общаться со слышащими. Но те, кому удается перебороть свои страхи, поступают в колледжи и даже в вузы. Последних здесь называют ласточками. Таких, конечно, немного. Но в интернате их приводят в пример, мол, смотрите, нет ничего невозможного.
Мы уже рассказывали об одной из бывших учениц школы-интерната Веронике Гофман. Девушка открыла студию красоты в Омске. А еще она записывает видео с жестовыми песнями.