Коронавирусная инфекция и режим самоизоляции застали ученицу второго класса Алису за учёбой в сельской школе. Девочка живёт в небольшом селе Путинцево, неподалёку от Омска. Школа, в которую она ходит, находится всего в ста метрах от дома, но за последние полтора месяца это расстояние оказалось непреодолимым.
А в далёкой сибирской деревушке Танатово, в 250 километрах от Омска и в 20 километрах от ближайшей асфальтовой дороги, живут ученица четвертого класса Варвара вместе с братом Семёном. Пожалуй, основным плюсом самоизоляции для Вари и её брата стало то, что всю весеннюю распутицу они спокойно просидели дома, а не пробивались каждый день на отцовской «Ниве» по разбитой просёлочной дороге в школу.
Начало самоизоляции
Если Варвару и Семёна весенняя распутица и в прошлые года периодически переводила на дистанционное обучение, то для Алисы втянуться в новый распорядок оказалось не так просто.
— Когда мы входили в этот график, нам было очень тяжело, потому что ребёнок дома, ему нужно погулять, отдохнуть, — рассказывает мать Алисы Нина Евдокименко. — Раньше домашние задания занимали в два раза меньше времени, потому что не было аудиторных. А теперь заданий стало очень много. Конечно, были определённого рода проблемы. Первая неделя была сумбурной, мы заканчивали задания в десять вечера, потому что не могли выстроить этот график. Нужно совместить свои домашние обязанности с работой и уроками ребёнка. Хорошо, что у нас есть бабушка с дедушкой, которые всегда выручают и делают с ней уроки. Я не представляю, как справляются те родители, которые работают. Для меня это загадка, потому что у маленьких детей уровень организованности ещё не столь высокий.
Помимо основных предметов весь апрель Алисе, как и всем её одноклассникам, нужно было выполнять задания по ИЗО, технологии и даже физкультуре. Как проходит урок физкультуры на удалёнке? Очень просто — родители снимают на видео, как ребёнок выполняет те или иные упражнения, сдаёт нужные нормативы, после чего отправляют запись учителю в WhatsApp. Казалось бы, что может быть проще? Ничего, если это видео размером всего несколько десятков мегабайт можно доставить до адресата. Но даже в наше время с этим могут возникнуть по-настоящему большие трудности.
Интернет
К счастью, Путинцевской школе в этом плане очень повезло: высокоскоростной интернет в село провели в сентябре прошлого года. Поэтому обучение на удалёнке сельчане встретили во всеоружии.
— До прошлого года мы пользовались модемами. Модем дорого и плохо ловит. А сейчас у нас полноценный Wi-Fi в доме, но стоит это 4 тысячи за подключение и 600 рублей ежемесячно. Доход у всех разный. Для кого-то эта сумма неподъёмная, — говорит мама Алисы.
В Танатово о таких чудо-технологиях остаётся только мечтать. А те немногие проблески цивилизации, которые как весточки из будущего долетают в угасающую деревню, приходится собирать и ловить буквально по крупицам. Ближайшая вышка сотовой связи в десяти километрах. И сигнал с неё доходит, мягко говоря, нестабильный.
— У нас сеть перезагружена, и интернет вообще тут не ловит. У нас и Tele2, и Билайн, и Мегафон — ничего не ловит. Так, бывает, временами что-нибудь проклюнется. Мы купили специальную коробочку Tele2 (Wi-Fi-роутер. — Прим. ред.), он должен раскидывать интернет. Деньги только положили, дня 2–3 поработал, и интернет пропал. Или отказала сама коробочка, или не знаю. Поедем в Муромцево, отвезём, покажем, — говорит мать Варвары Наталья Грязнова.
Пандемия подняла огромный пласт проблем, в том числе и то, что качество образования будущего напрямую связано с качеством интернета и новыми технологиями. И пока в России пытаются мучительно найти свободные частоты для развёртывания новой технологии 5G, просто дозвониться до человека в Танатово может быть проблематично. И не потому, что он уехал куда-то далеко в лес или залез в погреб за бутылочкой настойки, а просто потому, что он взял телефон с подоконника и отошёл от окна дома. Что уж говорить о качественном интернете, а вместе с ним и о дистанционном образовании.
— Знакомые в Гуково живут, мы заезжали. У них девочка сидит, в определённые часы уроки, занимаются по ноутбуку, учитель объясняет. А у нас ничего такого нет. Хорошо, в Окунево вышка своя, они могут заниматься, в Бергамаке тоже. Танатово — последняя деревня без интернета здесь осталась, — рассказывает Наталья.
— В Гуково, Окунево, Бергамаке нормально ловит интернет и всё, а тут у нас пуп земли, всё должно по-своему быть, — шутит отец Варвары Анатолий Грязнов.
Варваре и Семёну даже относительно повезло, весь апрель интернет был сравнительно стабилен. Конечно, ни о каких видеоуроках и записи домашек по физкультуре говорить не приходилось, но они могли получать задания по основным предметам и отправлять фотографии с выполненными работами учителю по WhatsApp.
— Мы маленько-то учились, интернет вот только вторую неделю пропал. Последний раз 1 мая Варя хотела отправить домашнее задание, но не смогла. Залезла на крышу, сходила на речку, половила интернет — нигде нет, — рассказывает мать четвероклассницы.
WhatsApp и персональные уроки для школьников
— У нас есть общая группа в WhatsApp «Второклашки». Там состоят учителя, все родители. И мы там все общаемся, учителя дают задания. Фотографируем, высылаем готовые задания, но родители если хотят и учитель не против, можно высылать и в личные сообщения. Когда шло ИЗО, технология, в общую группу выставляли все поделки детей, рисунки, — рассказывает мама Алисы.
У классов Вари и Сёмы общих чатиков нет. Как и нет полноценной обратной связи от учителей. Точнее не то чтобы «полноценной», обратной связи нет никакой. Даже оценки ребятам никакие не выставляются.
— Нам ни разу не присылали задания, мы вообще не делали физкультуру, ИЗО.
— А что говорят учителя?
— Ничего не говорят. И не звонят. Им тоже это не надо, — рассказывает мама детей из Танатово.
Вернемся поближе к Омску.
— Все учителя на связи 24 на 7, — говорит мама школьницы из Путинцево. — В группе, бывает, кто-то уже ночью сбрасывает домашнее задание, и учитель может ответить. Кто-то работает, только приехал в восемь домой, если нужно пояснение, как решить, учитель всегда даст. Если что-то не понимаешь, можно позвонить.
Например, учитель английского языка, несмотря на то, что есть уже готовые уроки, на всякий случай сама записывает объяснение урока и отправляет в общий чат, а учитель математики при прохождении деления позвонил каждому из десяти учеников отдельно и объяснил новую тему.
— Десять раз звонил всем по очереди и десять раз объяснял, как правильно делить. Даже при условии минимальных технических возможностей учителя делают максимум для того, чтобы детям, родителям, всем было комфортно. Например, по английскому учитель начитывает сам задание и может скинуть ссылку, где диктор начитывает эти онлайн-уроки. Затем ребёнок читает задание, записывает голосовое сообщение, отправляет учителю. Учитель слушает и даёт обратную связь, как надо поправиться: «В таком-то слове у тебя возникла сложность, обрати внимание, этот звук читается так-то». Мы не просто так впустую отправляем, у нас есть полноценная обратная связь от учителей. К тому же оценки выставляются в Дневник.ру, — продолжает мама Алисы.
Дневник.ру? Нет, не слышали. Оценки ученикам из Танатово на удалённом обучении просто не выставляют. Что уж говорить об обратной связи, она примерно такого же качества, как сотовая.
— Учительница Семёна ещё сама присылает задания, а Варька пока сама не напишет, не попросит, чтоб прислала, — нет. Так я говорю, если мы не можем зарегистрироваться на Учи.ру, как мы можем домашнее задание получить? Я их ещё вперёд предупреждала в апреле, что у нас пропадает интернет. Они знают, что у нас плохая связь, — объясняет Наталья.
— Это не учёба, — продолжает она. — Да, основные предметы мы сделаем. Что они поймут, что мы подскажем. А что уже мы не можем, это с учителем только по телефону созваниваться и всё. И то по телефону путём не объяснит.
Факультативы
Дистанционно в период самоизоляции также дают факультативные уроки. Сёма с Варей и в докарантинный период не могли посещать дополнительные занятия, потому что родители спешили забрать их из школы и ехали домой, где их ждало настоящее деревенское хозяйство. А вот у Алисы посещение различных кружков и секций занимает времени не меньше, а то и больше, чем основная учёба. И режим самоизоляции почти никак не повлиял на это.
— Конкурсы продолжают проводиться. Алиса с ребятами делали научную работу, после чего написали статью и опубликовали в журнале «Альманах», на днях придёт сам журнал с напечатанной статьёй. Активность продолжается в полной мере. Сейчас экоцентр проводит акцию «ЭкоМарш», где нужно рассказать об особо охраняемых территориях Омской области. Мы готовимся. Два дня назад отправили научную работу в Тюмень, мы прошли во второй этап. Научно-исследовательская работа у Алисы с одноклассницей называется «Животные планеты Земля». Это огромный земной шар, на котором расположены животные по материкам, типичные их представители. Приложение к этой работе — брошюрки с животными. Ребёнок, конечно, их готовит вместе с руководителем и родителями. Мы помогаем выбрать и ужать информацию, мы работаем в компьютере. Самому ребёнку в 8 лет это ещё тяжело. Работа очень большая, начали они её ещё в сентябре, закончили в феврале. Ещё до самоизоляции они проводили у нас даже выходные дни, лепили, всё это делали.
— Если бы не успели?
— Они бы делали это отдельно. Те же самые брошюрки — их можно сделать дома с родителем, прислать руководителю, скомпоновать. Вопрос лишь в том, как эта работа будет организована. Организоваться можно в любых условиях, можно оставаться активным. Сейчас большинство конкурсов переводят в онлайн-режим. У нас эстафеты очень большие запускаются по району. 9 Мая была эстафета памяти, когда дети читали стихи о войне. Был конкурс «Экскурсоводы птичьей гавани». Снимаешь дома видео, как ты рассказываешь, и тебя оценивают, — объясняет мама Алисы.
Конечно, всё это воплощается благодаря совместной работе учителей, родителей, детей и при наличии приемлемого интернета, доступного на сегодняшний день не каждому сельскому ученику. С другой стороны, отдалённость от цивилизации имеет актуальные плюсы — чем хуже связь и непролазней дорога, тем меньше желающих оказаться в этом безопасном оазисе.
— Что вы думаете о коронавирусной инфекции?
— У нас вроде как её и нет. Мне кажется, сюда к нам она вообще не дойдёт. Но всякое может быть, кто-нибудь приедет на рыбалку и привезёт её, — предположила Наталья Грязнова.
— Когда я буду в школе, попрошу у друзей номера телефонов и буду у них брать уроки и переписываться, — говорит о своих планах Варвара.
— А что самое интересное ты делала до карантина?
— Я люблю из библиотеки брать книги. Нравится про Дядю Фёдора. Так я в библиотеку ездила, чтобы книги брать, но сейчас библиотека закрыта из-за коронавируса, — отвечает Варя.
— Сейчас без доступа к библиотеке скучно, в основном смотрит мультики, — рассказывает мама Варвары. — Обычно она и то, и другое успевает. Она в основном энциклопедии всякие любит. Сейчас просит про лошадей энциклопедию купить.
— Чтобы знать породы лошадей.
— Деревня, наверное, идеальное место для ребёнка, — рассказала Нина Евдокименко. — У нас семья сейчас старается держаться на самоизоляции. Не знаю, насколько это получится дальше. Если ребёнок привык находиться в нескольких коллективах, просто так сесть дома сложно. Первое время было как-то легче, сейчас она уже постоянно просит: «Я хочу пойти, пообщаться, к девочкам поиграть». Как мы будем дальше выходить из этой ситуации, я не знаю. Конечно, уже хочется выйти, ребёнок уже соскучился. Все-таки деревня немного отличается от города, у нас больше вот этого пространства. Все очень сильно устали. Я смотрю по своему ребёнку: последняя неделя уже стала очень тяжёлая. Мне-то уже тяжело сидеть, а ребёнку в два раза тяжелее. Все мы ждём возвращения к нормальной жизни.