Новый год мы, как всегда, встречаем наполненными ожиданиями. Конечно, прежде всего, эти ожидания связаны с более благополучной жизнью. Возможно ли это в 2024 году? Мы спросили у экономиста Максима Мизи, что будет дальше с ценами на продукты, топливо и недвижимость.
— Максим Сергеевич, как увеличатся наши расходы в наступившем году? Нас уже предупредили о росте цен на некоторые товары, но из-за чего это происходит?
— С 1 января выросли акцизы на все виды товаров, в том числе дизельное топливо — плюс 417 рублей за тонну. Это вызовет рост цен на продукцию сельского хозяйства, логистику и ЖКХ. Также экспортные пошлины на нефть и топливо заменили повышенным НДПИ (налогом на добычу полезных ископаемых. — Прим. ред.), а это уберет защиту внутренних цен от скачков стоимости на топливо за рубежом. Поэтому топливные кризисы, по типу того, что случилось осенью 2023 года, могут участиться. С 1 февраля на 15 копеек за километр увеличат тарифы по системе «Платон», что сделает логистику дороже. По оценкам производителей, с начала года она добавит + 5–20% к цене товаров из-за роста цен на автомобильную технику и лизинговые платежи, аренду складов (до 40%) и зарплату дефицитным дальнобойщикам (до 50%).
— У нас всё чаще говорят о проблеме дефицита кадров. Как это отразится на экономике и конкретно на ценах в 2024 году?
— В 2023 году произошел существенный рост заработных плат в промышленности — около 16%, во многом из-за дефицита кадров в этой отрасли. Остальные отрасли будут вынуждены также повышать зарплаты, чтобы кадры не утекали на более доходные рабочие места. Рост заработных плат в первую очередь влияет на цены услуг и аренду жилья, поэтому значительный рост МРОТ (на 18,5%), выплаты военным и дальнейший рост зарплат приведут к росту этих цен.
— Есть вероятность, что цены в ближайшие месяцы перестанут расти? Что должно произойти, чтобы это случилось?
— Рост цен, вызванный скачком валютного курса, может растянуться до марта 2024 года. Цены по широкому кругу товаров вряд ли будут снижаться, может только замедлиться их рост. Но это произойдет лишь после адаптации к повышенным тарифам и заработным платам, то есть в конце 2024 — начале 2025 года.
— Тарифы вот тоже будут расти...
— Да, основной рост ожидается с 1 июля — опережающими темпами, на 2,5 года вперед. К счастью, мы видим, что зарождается тренд на пересмотр тарифов на электроэнергию, топливо и мусор, по крайней мере президент уже выступил с таким предложением. Но пока готовимся к резкому скачку цен, и в Омске это будет ощущаться довольно сильно, т. к. темпы роста тарифов у нас одни из самых высоких в России. Тарифы увеличивают в соответствии с обоснованиями, которые предоставляют ресурсоснабжающие компании. Как экономист я могу сказать, что в себестоимость можно заложить практически любую цену, раздув статьи расходов. Если на конкурентном рынке производители соперничают между собой за деньги потребителя и предлагают определенное качество по наименьшей цене, то тариф определяют ресурсоснабжающая организация, пытающаяся завысить себестоимость, и РЭК. Где найдется баланс между ними? Этот вопрос очень актуален для России. Если тарифы не пересмотрят, это даст дополнительный импульс инфляции.
— А что-то может подешеветь? Какие товары?
— Подешеветь могут сезонные сельхозтовары, как это было с гречкой, которая в 2023 году упала в цене на 29%. Автомобили прошли фазу дефицита: у дилеров начали накапливаться запасы машин, которые они могут продавать со скидками. Поскольку дилеры закупали автомобили в кредит и теперь им нужно как можно быстрее реализовать товар, чтобы заплатить банку меньше процентов.
К тому же АВТОВАЗ запускает свое производство на отечественных, китайских и турецких компонентах, что, опять же, может снизить дефицит автомобилей. Но тут не нужно сбрасывать со счетов курс валюты, который может еще вырасти и привести к удорожанию запчастей.
— А что будет с ценами на жилье? Есть надежда, что оно подешевеет?
— Вторичное жилье на фоне высоких ипотечных ставок действительно может немного упасть в цене из-за снижения спроса. И с новостройками это может случиться после сокращения программ господдержки. У застройщиков сейчас порядка 70% нереализованного жилья в новостройках. Его нужно продавать, чтобы пускать эти деньги в новую стройку. Пока есть льготная ипотека, люди готовы заходить под 8% годовых, но после ее ограничения разница между ценами на первичку и вторичку может начать сокращаться. На вторичке можно будет торговаться, и поскольку желающих купить будет мало, продавцы будут готовы уступать. Конечно, снижение цен на недвижимость будет небольшим, в пределах 10%. Всё-таки нужно учитывать, что бетон, металл и рабочая сила дорожают.
— На протяжении всего прошлого года у нас повышали ключевую ставку. Не все россияне понимают, как работает этот инструмент. Объясните, пожалуйста, доступным языком, зачем это делается и как может повлиять на укрепление экономики. Есть вероятность, что скоро ее начнут снижать?
— Повышением ключевой ставки Банк России борется с повышенным кредитным спросом населения. То есть вместо того, чтобы взять в кредит китайский автомобиль, вы предпочтете сберечь деньги на депозите. Соответственно, у нас упадет импорт и укрепится рубль, что приведет к снижению темпов инфляции. Но это происходит небыстро, временной лаг от повышения ставки составляет 3–12 месяцев. Сейчас мы видим эффект от повышения до 12%, а полный эффект от повышений ставки до 16% ожидается только к марту. Поэтому снижать ее раньше марта-апреля просто нет смысла. Все товары, которые вы видите на полках магазинов, складах и в перевозках, взяты в кредит. Оборотные средства предприятий кредитуются банками под ключевую ставку + 2–3%, т. е. если летом нужно было платить банкам около 10%, то сейчас 18,5%. Разумеется, все издержки будут со временем переложены в цены, а банки отчитаются о рекордных прибылях. Чем дольше останется высокой ставка, тем больше будет давление на цены. К несчастью, это очень простой инструмент с сильным побочным эффектом в виде торможения экономики. В арсенале у Центробанка есть гораздо более тонкие приемы.
— А повышение уровня МРОТ на 18% — это хорошо или плохо для потребителя?
— Рост цен и рост зарплат связаны друг с другом не напрямую. Зарплаты должны быть связаны с производительностью труда, т. е. мы повышаем человеку зарплату больше уровня инфляции в том случае, если он создал больше продукта. Иначе работодатель вынужден поднимать зарплату условному охраннику почти на 20%, хотя он не приносит выручки, в результате его зарплата будет переложена в рост цен. Производительность труда — это основной фактор повышения заработных плат в реальном выражении, без него всё будет превращаться в инфляцию, но для этого нам нужна низкая процентная ставка или льготное кредитование производственников под закупку оборудования. Один современный обрабатывающий центр замещает до 39 рабочих мест образца 80-х годов, при этом заработная плата управляющего им высококвалифицированного специалиста будет более 100 тысяч рублей. Повышение МРОТ будет стимулировать работодателей заниматься производительностью труда, сокращая неэффективные рабочие места.
— Говорят, что после повышения ключевой ставки в банках ажиотаж — люди пошли открывать вклады. Это рационально в нынешних условиях? Сейчас на счете в банке деньги выгоднее держать, чем, например, в облигациях?
— Я бы не сказал, что облигации перестали быть выгодными. У меня большая часть сбережений в облигациях федерального займа. Это очень надежно. Что касается депозитных вкладов, то действительно, сейчас очень интересные условия, редко когда проценты превышают инфляцию. Проблема в том, что, открывая депозит, вы теряете мобильность капитала, то есть не можете использовать деньги, если у вас возникла в этом внезапная необходимость. Вы фиксируете высокую ставку либо на 2 года, либо на 3 месяца. Но много ли дохода вы получите за эти три месяца? А если вы откроете вклад на два года, а потом решите, например, поменять валюту сбережений, то вы потеряете все проценты — так это устроено. Облигации лишены этой проблемы, там ежедневно начисляется купонный доход. Вы можете зафиксировать допустим 11% купонного дохода на 5–10 лет, и сама облигация вырастет к моменту погашения до номинала, что даст дополнительные 30%. Получается, что ту инфляцию, которую вы будете за это время наблюдать, вы частично отобьете.