В 2020 году мэрия выдала 16 разрешений на строительство складов, в 2021 году — 22, в 2022 году — уже 35. Превращение Омска в город-склад прописано в стратегии социально-экономического развития области: к 2030 году в регионе планируется создать крупнейший в Сибири транспортно-логистический центр. Чиновники рассказали NGS55.RU, как хотят реализовать амбициозный план, а предприниматели оценили шансы.
Урок географии
За месяц до ухода с поста губернатора Омской области, в феврале 2023 года, Александр Бурков заявил, что в регионе планируется развивать еще один сектор экономики — транспортно-логистический бизнес. По последним данным Омскстата, на долю транспортировки и хранения приходится 7% от общего объема валового регионального продукта, и она медленно, но верно растет. Владелец магазина товаров для активного отдыха и рыбалки Kraft Motors Александр Вылегжанин заявил, что у Омска есть все шансы вернуть себе некогда утраченный статус логоцентра, было бы желание.
— Омск географически расположен очень интересно: с одной стороны Сибирь, с другой стороны центральная часть России, с третьей стороны Казахстан. В этом его уникальность, — отметил он. — В советские времена Омск был логистическим центром, потом это направление как-то упустили, и по мере развития Новосибирска он перекочевал в ту сторону. Новосибирск назвали столицей Сибири, поэтому в него и стали вкладываться. Но географически Омск стоит выгоднее, и, я думаю, со временем ситуация может частично измениться. Это бы удешевило логистическую нагрузку для многих предпринимателей.
Снегоходы, мотоциклы и лодки Kraft Motors пользуются спросом в Сибири, на Севере и в центральной части России. Но положение Омской области на карте страны позволяет находить покупателей далеко за ее пределами.
— Сегодня российская экономика разворачивается на Восток. И, конечно, мы должны использовать наши географические преимущества. Благодаря таким партнерам, как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан, усиливается экспортное влияние региона: на 15% выросли объемы внешней торговли, экспорт — на 22%. Омская область становится интересна инвесторам с крупными логистическими бизнесами, — добавил первый заместитель председателя правительства Омской области Дмитрий Ушаков.
Урок математики
На территории Омской области, по информации Дмитрия Ушакова, запланированы логистические проекты с общим объемом инвестиций более 25 миллиардов рублей. Министр экономики региона Анна Негодуйко перечислила три самых капиталоемких.
В строительство логистического парка «Солнечный» в Кировском округе одноименная компания готова вложить почти 10,6 миллиарда рублей. Первую очередь для торговой сети «Пятерочка» планируется сдать этой осенью (уже завершается монтаж оборудования), а всего до конца 2025 года — построить 193,5 тысячи кв. м складских площадей. Известны и другие резиденты логопарка — ритейлер «Красное&Белое» и маркетплейс Ozon (по второй и третьей очереди проекта ведется проектирование, земляные работы, устройство фундаментов, монтаж колонн и стен). Ожидается, что арендаторы откроют порядка 2500 рабочих мест.
— Распределительные центры позволят обеспечить торговым сетям и логистическим операторам своевременное пополнение товарных запасов, повысить контроль над качеством продукции, минимизировать затраты на логистику, — подчеркнула Анна Негодуйко.
Компания «Вайлдберриз» оформляет разрешение на строительство логистического комплекса площадью 100 тысяч кв. м в Троицком сельском поселении на границе с Омском. Общая сумма инвестиций в проект — почти 8,1 миллиарда рублей.
— Основная цель объекта — расширение географического присутствия Wildberries, расширение каналов продаж и сокращение логистических издержек как инициатора проекта, так и сотрудничающих с ним предприятий, — добавила министр экономики Омской области.
На приеме, обработке, хранении, доставке и возврате товаров планируется задействовать 5 тысяч человек. В самой компании на два запроса NGS55.RU не ответили.
Там же в Троицком реализуется еще один масштабный инвестиционный проект — агропарк «Макошь» строит пять складов сельскохозяйственной продукции общей площадью 15 тысяч кв. м. Работать они будут по технологии кросс-докинга, то есть приемка товара от поставщиков, его распределение и отгрузка должны проходить без размещения в зоне долговременного хранения. Три кросс-дока планируется ввести до 2024 года, еще два — до 2027 года. Агропарк даст 360 новых рабочих мест.
— Территориальные, природные и климатические особенности региона позволяют Омской области занять позиции одного из транспортно-логистических центров в России. Бизнес сможет получать товар по более низкой цене за счет снижения логистических издержек и, соответственно, предлагать омичам товары по более низкой стоимости. Есть и другие преимущества — рабочие места, налоги, разнообразие товаров. С точки зрения привлекательности для инвестиций тоже есть свои плюсы: фактически такие проекты — это инфраструктура, по этому критерию мы сможем иметь преимущество для инвесторов, — отметила Анна Негодуйко.
Урок экономики
По мнению вице-председателя «Опоры России», учредителя завода металлообработки «Атлант» Антона Немыкина, положительный эффект от инвестиций Омская область увидит уже на этапе строительства логоцентров.
— Как председатель комитета по промышленности могу смело сказать: любая стройка в регионе, тем более крупномасштабная, это в первую очередь занятость. Новые рабочие места — это положительно и с точки зрения налогообложения, и с точки зрения занятости населения в целом, — заявил он. — Мы сами производители стройматериалов, отправляем их на всю страну, от Камчатки до Минска, поэтому логистика — самое главное, что есть в нашей конкурентоспособности.
«Все наши производители получат лучшую сферу услуг для отправки своих товаров в другие регионы»
Для того чтобы превратить регион в логистический центр, недостаточно географии, нужна еще и экономика, считает Александр Вылегжанин. Мало построить склады — важно и то, сколько они будут стоить.
— Если логистика и условия работы будут экономически выгоднее, то, конечно же, многие предприниматели потянутся в Омск. Всё будет зависеть от стоимости аренды, налогов, а не только от наличия площадей, — объяснил бизнесмен. — Со стороны логистики Омск нам интересен, со стороны налогов есть регионы интереснее, положа руку на сердце. С точки зрения аренды и оплаты труда сотрудников Омск — недорогой город, аренда в Новосибирске выше, оплата труда тоже выше. В Новосибирске больше готовых кадров, в Омске их надо воспитывать, но это не пугает. Много факторов, которые нужно учесть. Если администрация комплексно рассмотрит этот вопрос, то, конечно, в Омске получится сделать выгодный хаб. А если этот комплекс мер не будет учтен, если надеяться только на географию и никаких условий для предпринимателей не создавать, то ничего и не будет.
Пока на налоговые преференции могут рассчитывать только крупные инвесторы. Областное Минэкономики предложило сделать 50%-ую скидку на налог на имущество организаций компаниям, которые построят в регионе логопарки площадью минимум 30 тысяч кв. м и стоимостью минимум 1 миллиард рублей. Если законопроект поддержат, льгота будет действовать пять лет.
Владелец Kraft Motors однако не исключил, что распределительные центры Wildberries и Ozon открылись бы в Омске и без государственных преференций, но с ними логопарки могут заработать на год-два быстрее.
— Вливания больших компаний, маркетплейсов сразу чувствуются в бюджете. <...> Но хотелось бы, чтобы и для местных предпринимателей тоже создавались условия, потому что мы же поставляем товар для тех же Wildberries и Ozon, — добавил Александр Вылегжанин.
По данным партнера консалтинговой компании NF Group Константина Фомиченко, площадь качественной складской недвижимости в Омской области составляет 127 тысяч кв. м, а с учетом уже заявленных проектов к 2025 году она может утроиться. Вакантны 3,9% площадей — это одно из самых больших значений среди регионов-миллиоников, как и ставка аренды — 5700–6200 рублей за квадрат без НДС и операционных расходов.
— Среди основных потребителей складских площадей в основном федеральные игроки из сфер электронной коммерции и розничной торговли. Омск как миллионник притягивает спрос в свете роста e-commerce, объем спроса на ближайшие два года может быть на уровне 200 000–250 000 кв. м складов. Но логистическим хабом Сибирского федерального округа выступает Новосибирск, расположенный на 600 километров восточнее, поэтому объем спроса там выше, — подытожил эксперт.