Уровень цен в Омской области достиг максимума с января 2016 года. О том, что подорожало всего больше всего, почему и когда инфляция начнет стремиться к цели 4%, а не отдаляться от нее, NGS55.RU поговорил с заместителем управляющего омским отделением Банка России Ильей Плиндером.
— В прошлом году, когда началась пандемия, омичи тоннами скупали гречку и туалетную бумагу. Ажиотажный спрос спровоцировал рост цен. Но в этом году мы уже адаптировались к эпидситуации, поняли, что дефицита товаров не будет, при этом цены растут быстрее, чем раньше. Можете объяснить почему?
— Если мы говорим про продовольствие, то на цены повлиял ряд факторов. Первое — это, конечно, рост мировых цен. Второе — то, что урожай в этом году меньше, чем в прошлом. Не фатально, но меньше. Третий фактор — из-за пандемии подорожала рабочая сила в сельском хозяйстве, так как сократилось число приезжающих в Россию на сезонные работы трудовых мигрантов. Всё это привело к росту издержек производства продовольственной продукции.
— То есть пандемия продолжает давить на цены?
— Пандемия влияет, причем очень существенно. И не только на продовольствие, но и на непродовольственные товары и услуги.
— Всё-таки продукты больше всего подорожали: на 10 с лишним процентов за год. Основным драйвером инфляции стал рост цен на мясо, овощи, яйца, хлеб и масло. Почему подскочила именно их стоимость?
— Если говорить про куриное яйцо, то я бы сказал, что подорожание связано с приостановкой работы крупнейшей в регионе птицефабрики в прошлом году из-за птичьего гриппа. В случае с яйцом на цену больше повлиял этот фактор, чем пандемия. Основной фактор роста стоимости мяса — подорожание зерна, а зерно — это кормовая база, комбикорма, которые тоже дорожают.
Что касается плодоовощной продукции, то, как я уже говорил, причина — в недостатке рабочей силы. Второй фактор — очень быстрый рост цен на удобрения, третий — конечно, урожай. Он не такой, как был в прошлом году. Хлеб — это то же зерно. С подсолнечным маслом основной фактор — рост мировых цен.
Доля продовольствия в структуре экспорта Омской области составляет 30%, и она увеличивается. Повышенный внешний спрос на омские продукты подтолкнул цены вверх и на внутреннем рынке.
— В октябре инфляция в Омской области достигла 9,21%. Она выше средней в Сибири и в России. Самая низкая инфляция на Чукотке — всего 3,1%. Почему такая разница?
— Инфляция в каждом регионе зависит от местной структуры производства и потребления. Например, в Омской области крупнейшая птицефабрика до сих пор восстанавливается, значит яйцо у нас по большей части привозное. Цены на этот продукт начали расти, что наравне с другими причинами ускорило инфляцию. Кроме того, Омская область стала больше экспортировать зерна, сгущенки, шоколада и напитков. Это также является одним из факторов роста цен на продукцию.
Инфляция — относительный показатель. Он показывает, на сколько цены выросли от одной точки до другой. Когда Омскую область сравнивают с другими регионами, отмечают, что потребительская корзина у нас дешевле.
«Многие товары стоят меньше, чем в других регионах, но относительный рост цен выше, поэтому инфляция в Омской области одна из самых больших по Сибири»
Сейчас цены выравниваются.
Если вы спрашиваете про Чукотку, где сейчас самая низкая инфляция в стране, то там, конечно, совершенно иной уровень цен, в разы выше Омской области. Давайте посмотрим на цифры Росстата. В Омской области в октябре огурцы по сравнению с октябрем прошлого года подорожали на 87%, или на 50 рублей. На Чукотке огурцы за тот же период стали дороже более чем на 100 рублей, однако темп роста цен — 16%. В чем причина того, что в рублях овощи подорожали в два раза сильнее, а в относительном темпе роста — значительно меньше? Разница — в начальной цене, потому что на Чукотке огурцы год назад стоили почти 600 рублей. 16% от этой суммы — как раз около 100 рублей. Плюс инфляционные факторы, общие для всей страны, на Чукотке срабатывают по-другому из-за особенностей северного завоза.
В целом растущая инфляция говорит о росте потребительского спроса. Но вопрос, конечно, за счет чего этот спрос увеличивается. Можно либо больше заработать, либо взять кредит. А потребительское кредитование действительно растет, причем по всей стране. Причиной стала низкая ключевая ставка. На начало ноября портфель потребительских кредитов в Омской области составил 149 миллиардов рублей, за год он вырос на 18%. Но при этом доля просроченных ссуд с марта снижается и сейчас почти вернулась к допандемийному уровню 8%.
— У Банка России есть цель по инфляции 4%, но пока мы от нее только отдаляемся. Какие инструменты регулятор использует, чтобы достичь цели?
— Да, пока инфляция превышает целевое значение. Наш прогноз на этот год, что инфляция составит от 7,4 до 7,9%. Основной инструмент, с помощью которого мы можем на нее влиять — ключевая ставка. Это по сути инструмент управления спросом. В прошлом году из-за пандемии, локдауна, нерабочих дней спрос резко сократился, но по мере снятия ограничений начал восстанавливаться. Только восстанавливаться он начал резко и, кроме того, поменялась структура потребления. Мы работали из дома, возникла потребность в быстром интернете, новом компьютере, принтере. Вместо услуг мы стали приобретать больше товаров. Спрос-то поменялся, а производство его так быстро не может удовлетворить. Как гласит экономическая теория, если растет спрос, а предложение за ним не успевает, значит растет цена.
Чтобы вернуть инфляцию к цели в следующем году, Банк России с весны начал повышать ключевую ставку. К чему это ведет? С одной стороны, дорожают кредиты, с другой стороны, растут ставки по вкладам. Кредиты дороже, значит население берет их меньше, а больше отдает на вклады. От потребления переходит к сбережениям. Уменьшается спрос, и мы ожидаем, что замедлится рост цен.
Ключевая ставка увеличилась с 4,25% годовых в марте до 7,5% годовых в октябре. По итогам октябрьского заседания Банк России дал достаточно очевидный сигнал рынку, что готов и далее повышать ставку, если того будут требовать обстоятельства. Но ключевая ставка — это инструмент с очень большим временным лагом, от 9 до 18 месяцев. От решения, принятого в октябре, первый эффект ожидается в следующем году.
— А есть инструменты, которые могут влиять на цены быстрее?
— Такие инструменты есть, но это вопрос не только Центрального банка, но и федерального правительства. Например, экспортные пошлины. Ввели экспортные пошлины на металл — и производителям стало не так выгодно торговать им на экспорт. Они стали больше насыщать внутренний спрос, и мы видим, что рост цен на металлоизделия замедлился. Похожая история была с сахаром и подсолнечным маслом, когда власти договаривались с ретейлерами.
Банк России выступает за рыночные механизмы, к которым производители смогут постепенно адаптироваться. Ключевая ставка — один из них. Не прямое регулирование цен, а через спрос, снижение кредитования, увеличение сбережений. Наши сегодняшние действия направлены на то, чтобы по итогам следующего года выйти на уровень инфляции 4–4,5%.
— Я уже три года веду семейный бюджет, и по моим расходам видно, что цены на продукты выросли не на десять, а на десятки процентов. Получается, у меня — своя инфляция?
— Здорово, что вы ведете финансовый дневник, мало кто это делает. Он позволяет посмотреть на свои расходы и понять, что есть вещи, от которых сейчас можно отказаться, чтобы в будущем приобрести что-то более нужное или дорогостоящее. Это хорошее решение, я бы его рекомендовал всем.
Вы правы, есть понятия общей и личной инфляции. Росстат рассчитывает индекс потребительских цен из стоимости продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. В эту корзину входит 556 наименований, причем каждое — в своей доле. Ни вы, ни я столько всего каждый месяц не покупаем. У каждого — своя корзина. Если вы покупаете курицу, то заметили рост цен на нее. А вот те, кто предпочитает мясо индейки, наоборот, увидели снижение за год на 2%. Если вы из всех фруктов предпочитаете бананы, то ваша корзина подорожала вместе с ними. А если вы больше любите апельсины или виноград, то цены на эти фрукты сделали вашу корзину немного дешевле, потому что за год с прошлого октября они чуть потеряли в цене.
«Личная инфляция — как отпечаток пальца, правда, с той оговоркой, что по отпечатку можно узнать конкретного человека, а по личной инфляции нет»
Особенность нашей психологии — переносить свойство одного продукта на всю категорию. Ситуация с ценами в сознании людей рисуется более мрачной из-за особенностей восприятия. С этим связан и эффект инфляционных ожиданий. Ожидая, что товар вырастет в цене, мы покупаем впрок, то есть увеличиваем спрос здесь и сейчас. Этот спрос приводит к росту цены, и мы убеждаемся, что инфляционные ожидания нас не обманули. Получается инфляционная спираль.
Задача Центрального банка снижать и заякоривать инфляционные ожидания людей, чтобы от малейших негативных изменений эти ожидания не взлетали вверх и люди были уверены: всё стабилизируется, это временное повышение. За последние 30 лет 25 мы жили при высокой инфляции, и только последние 3–4 года перед пандемией при более или менее стабильно низкой инфляции. Мы еще просто не привыкли, что Банк России постоянно возвращает инфляцию к цели. Удерживая инфляцию в районе 4% достаточно долгое время, мы сможем убедить население, что она такой и будет, и инфляционные ожидания начнут снижаться. Но это долгий процесс.
— В прошлом году омичи понабрали льготной ипотеки. Розничные кредиты тоже были довольно дешевыми. В то же время цены росли быстрее зарплат. Омичи справляются с погашением долгов?
— Портфель потребительского кредитования составляет 149 миллиардов рублей, еще 124 миллиарда — это ипотечные кредиты. На вкладах хранится более 240 миллиардов рублей, на 5,5% больше, чем год назад. Портфель вкладов в 1,5 раза превышает портфель необеспеченных потребительских кредитов. Уровень просрочки по кредитам не вызывает у нас опасений. По ипотеке, например, он не превышает нескольких процентов.
— Как-то изменилось финансовое поведение омичей в пандемию? Представим, что в прошлом году я не поехала в Турцию, а вместо этого положила деньги на вклад.
— Поменялась структура потребления, и это общероссийская тенденция. Туризм, услуги в целом очень сильно упали, но очень сильно выросло потребление продовольствия и товаров. Мы видим, что жители Омской области привыкли сберегать — стабильные объемы вкладов нам это показывают. Когда ставки по срочным депозитам снизились, люди направили часть денег в трех основных направлениях. Во-первых, на потребление, что понятно в условиях неопределенности и роста инфляционных ожиданий. Во-вторых, на текущие и сберегательные счета, чтобы можно было оперативно деньгами воспользоваться. Третье направление — инвестиционные счета.
Количество брокерских счетов в Омской области за год удвоилось и в сентябре превысило 180 тысяч. В целом по России рост был в три раза — с 5 до 15 миллионов. Почему? Население пошло на фондовый рынок, потому что ставки по вкладам снизились и потому что об этом стали много говорить, много писать. Сейчас мы опять наблюдаем приток денег на депозиты, на вклады, но это уже последствия политики, которую проводит Банк России. Вслед за ключевой ставкой повысились и ставки по вкладам, они снова стали интересны людям.
— Если бы вы преподавали финансовую грамотность в школе, на какую тему был бы первый урок?
— «Как выбрать финансовую организацию». И урок бы начал с поговорки: семь раз отмерь, один раз отрежь. Прежде чем доверить кому-то свои деньги, проверьте, кому вы их отдаете. Сейчас практически у каждого подростка есть смартфон, и можно за пару минут проверить любую финансовую организацию. У нее обязательно должно быть разрешение Банка России.
Сейчас финансовая грамотность входит в школьную программу. Это результат совместной работы Банка России и Министерства просвещения. Наша задача — научить детей распоряжаться деньгами. Они должны понимать, откуда деньги появляются, что такое бюджет, как планировать свои доходы и расходы. Финансовая грамотность подразумевает, что как только ты вступил в возраст, когда начал получать стабильный доход, нужно задуматься, что ты будешь делать, когда пойдешь на пенсию.