Дмитрий Ушаков переехал в Омскую область в октябре 2017 года вслед за Александром Бурковым. Первые три месяца он работал советником губернатора по финансовым вопросам, а с января 2018-го курирует весь финансово-экономический блок в статусе заместителя председателя регионального правительства.
— На прошлой неделе на сайте Кремля вышла расшифровка беседы Александра Леонидовича с Владимиром Путиным. Например, он рассказал, что в 2020 году налоговые доходы Омской области выросли на 4,8%. За счет чего?
— Губернатор ставит перед финансово-экономическим блоком и перед правительством в целом задачу по опережающему росту инвестиций и доходной базы, которые возможны только в случае общесистемных мер поддержки. Помимо создания комфортных налоговых условий — дополнительно неналоговых условий и отдельных зон с преференционным режимом, например таких, как как особая экономическая зона «Авангард». Эта работа идет на протяжении последних трех лет, идет точечно и не всегда может быть видна для широкой публики. В пандемийный год, кстати говоря, Омская область вошла в топ-10 рейтинга Минэкономразвития России по поддержке предпринимательства.
— Широкая публика чаще обращает внимание, когда негатив происходит. А объясните простыми словами, что такое особая экономическая зона (ОЭЗ)?
— Это территория 500 га в Северо-Западном промышленном узле города Омска со специальным режимом для крупных инвесторов — с налоговыми льготами и другими преференциями. В Омской области она производственного типа. У нас уже есть четыре резидента с шестью проектами. Направленность, естественно, химия, нефтехимия, металлургия, плюс мы ведем переговоры о планах одного из якорных резидентов по созданию на территории ОЭЗ технопарка. Например, «Газпромнефть — Битумные материалы» собираются реализовать проект по графитированным электродам. Тем самым они ставят еще одну промежуточную точку в длинной цепочке полного цикла, когда от сырья до готовой продукции производство устанавливается именно здесь, в Омской области. Сырьем для графитированных электродов будет продукция нашего нефтезавода. На стадии активного обсуждения находятся еще два проекта — по солнечной энергетике и по переработке промышленных отходов.
На что компания смотрит в первую очередь, когда принимает решение о реализации проекта? Первое чувствительное влияние на проект оказывают налоговые льготы: льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по земельному налогу. На территории особой экономической зоны первые пять лет, допустим, по налогу на прибыль ставка будет 0%, следующие пять лет — 5% и с одиннадцатого года — 13,5 %. Соответственно, льготы по земле на пять лет — 0% и по налогу на имущество на 10 лет — 0%, транспортный налог на 10 лет — 0%. Поэтому, когда инвесторы считают свои финансово-экономические модели, налоговая часть оказывает существенное влияние. Дополнительно мы ведем переговоры с Федеральной таможенной службой, потому что на территории особой экономической зоны при определенных условиях доступны таможенные преференции.
— А кто еще резиденты?
— Кроме «Газпромнефть — Битумные материалы», это «Титан» с четырьмя проектами и «Основа Холдинг», которая как раз собирается технопарк создавать. Хочу рассказать еще про одну особенность нашей особой экономической зоны. Субъекты создают особую экономическую зону, пытаются привлечь инвесторов и начинают строить инфраструктуру: подводить газ, электричество, воду. Это ложится тяжким бременем на регионы, резидентов мало и деньги потрачены впустую. У нас резиденты для своего производства самостоятельно строят инфраструктуру за свои средства, а региональное правительство, используя механизмы федерального уровня, применяет инструменты для компенсации уже понесенных резидентами ОЭЗ расходов.
То есть сначала инвестор тратит свои деньги, начинает платить налоги, а государство ему возвращает сумму, не превышающую уплаченных налогов от проекта, реализуемого на территории ОЭЗ. Справедливые правила игры.
«Мы привлекаем инвесторов, даем льготы, инструменты компенсации, при этом государство говорит: и ты вкладывай, плати налоги, и средства тебе вернутся»
— Для предпринимателей выгоды я вижу, а для Омской области?
— Для Омской области это прежде всего инвестиции, рост налоговых платежей, создание высококвалифицированных рабочих мест, общее влияние на улучшение качества жизни. Эффект от инвестиций не одномоментный, а отложенный, мы увидим его через два-четыре года. За последние три года инвестиции выросли со 100 до 210 миллиардов рублей. Справедливости ради нужно отметить, что большую их часть обеспечили крупные промышленные предприятия: «Газпром нефть», «Техуглерод», «Омзит» и «Прогресс» и многие другие — это как вложение средств в техническое перевооружение, так и запуск новых проектов.
Инвестиции не в десятки миллиардов, а в несколько миллиардов или в сотни миллионов рублей, это, допустим, наш агропромышленный комплекс. Но не везде широко освещается, что, например, восстановили молокозавод в Нижнеомском районе. Ну восстановили и восстановили. На самом деле инвестор самостоятельно приехал, выбрал локацию, повзаимодействовал с главой района, с фермерами, чтобы получать от них сырье, вложил 300 миллионов рублей в обновление завода, завез современное оборудование, применяет передовые технологии. Вроде бы только молокозавод, но на самом деле влияние масштабное: это жизнь в селе, стимулирование фермерства, рабочие места и налоги в бюджет муниципального района.
Объем инвестиций малого бизнеса снизился, причем если мы посмотрим на структуру — собственное и заемное финансирование, то доля собственных средств остается постоянной или чуть-чуть увеличивается, а заемного, то есть банковского финансирования, снижается, особенно последние два года. Это говорит о том, что предприятия рассчитывают на свои силы, не пытаясь играть вдолгую за счет заемного финансирования. Хотя коммерческие банки и должны быть источником денег, которые предприятия могут вкладывать в обновление основных фондов.
— Может быть, из-за отсутствия уверенности в будущем? Та же пандемия им подпортила планы.
— Конечно, бизнес был поставлен в условия неопределенности, особенно когда всё закрылось в пандемию. Но Омская область одна из первых, буквально на седьмой день после закрытия, все-таки начала делать исключения и полностью запустила всю промышленность, все системообразующие предприятия, и потихоньку начала открывать, с боями, конечно, на штабах, остальной бизнес. Меры, предложенные как федерацией, так и Омской областью, были направлены на облегчение налоговой нагрузки, предоставление компенсаций на дезинфекцию, маски. Почему мы вошли в топ лучших практик по борьбе с пандемией? Мы сразу начали активный диалог с бизнес-сообществом. Не то что мы, чиновники, сидим наверху и думаем, а почему бы такую льготу не ввести. Или ничего страшного, и без льгот переживут. Был создан штаб по экономике, мы начали вместе искать компромисс, как мы можем помочь, чтобы и у предпринимателя не останавливалась экономическая активность, и чтобы государство могло получать налоги и выполнять социальные обязательства.
Только налоговыми льготами воспользовались больше 12 тысяч предпринимателей на территории Омской области. У них в распоряжении остались 1,1 миллиарда рублей. Мы эти льготы продлили и на 2021 год: соответственно, это еще 1,2 миллиарда рублей. Плюс федеральные меры поддержки, плюс льготные кредиты. Понятно, что не все предприниматели смогли воспользоваться льготами. Тем не менее эти меры позволили сохранить рабочие места, не сильно просесть по налогам, частично выйти из «серой» зоны и показать настоящие зарплаты. В том числе из-за этого бюджет Омской области и показал рост в 4,8% по итогам 2020 года. Но, скажем так, потенциал «серой» экономики еще не раскрыт.
— Но не всё же так радужно, есть и те предприятия, которые не выдержали.
— Есть, конечно, есть. Не должно складываться впечатление, что у нас всё хорошо и мы всех спасли. Некоторые отрасли понесли существенный урон. Например, общепит, те же самые торговые центры, ивент-индустрия. Потери есть, мы тоже переживаем по этому поводу, но часть из этих драматических потерь может быть быстро восстановлена. Были, конечно, невозвратные потери, именно поэтому губернатор, финансово-экономический блок правительства, ведут активный диалог с предпринимателями, чтобы держать руку на пульсе.
— Какие риски есть в этом году?
— Да много рисков есть. Риски неисполнения нацпроектов, например.
— Чем, кстати, грозит неисполнение нацпроектов?
— Ничем хорошим. Помимо репутационного урона для главы региона, финансово-экономического блока правительства, непосредственно для министров, есть еще и персональная ответственность для всех ответственных за нацпроекты.
«Напротив каждого нацпроекта стоит фамилия. Провалил кто? Открываем. Не реализовал — наказываем!»
— Если серьезно, какие сферы в Омской области сейчас недофинансированы?
— Просели инвестиции в жилищное строительство, мы просели по объему ввода жилья. При этом благодаря федеральной программе и деньгам, которые субъект дополнительно выделял по поручению губернатора, у нас была самая низкая ставка по ипотеке — она доходила до 2,9 %. Всё, что сейчас строится, строится в недостаточном объеме, всё разбирают уже на стадии фундамента. Низкое предложение, раскачанный спрос, в том числе из-за мер поддержки, порождают, конечно, рост стоимости жилья. Поэтому одно из направлений, на которые сейчас сделан акцент, — это привлечение крупных застройщиков на территорию Омской области, чтобы строить не точечно, а развивать целые районы, выделять землю под комплексную жилищную застройку с социальной инфраструктурой.
В конце 2020 года, кстати говоря, был принят законопроект, который стимулирует привлечение инвестиций и застройщиков. При этом у тех же самых застройщиков возникает нагрузка сейчас до 10%, а планируется снизить порог до 5% от построенных квартир, безвозмездно передаваемых в собственность субъекта и муниципалитета, чтобы этими квартирами закрывать очереди по детям-сиротам, по переселению из ветхого и аварийного жилья, по дольщикам. Ставка сделана на то, что благодаря привлечению инвестиций в жилищное строительство, комплексное освоение территорий, мы сможем закрывать наши застарелые проблемы по жилью, исполнительным листам, это позволит нам ликвидировать очередь по социальным обязательствам государства.
— Плохо представляю, чтобы при моей жизни ликвидировали очередь за квартирами для детей-сирот.
— Сейчас даже есть на это деньги, но при этом в прошлом году мы не смогли полностью исполнить показатели, которые были подписаны. Почему? Во-первых, потому что нечего покупать было, во-вторых, существовали ограничения по цене. Федеральный стандарт — 37 тысяч рублей за квадратный метр. А рыночная цена у нас какая? Я давно не видел 37 тысяч рублей за квадратный метр. Тем не менее федерация для Омской области использует такие стандарты. Мы совместно с Минимуществом внесли коррективы, которые позволяют ему применять рыночные цены при покупке жилья.
Еще мы ведем работу непосредственно с застройщиками и пытаемся развернуться уже в сторону строительства жилых домов не только на территории города Омска, но и на территории районов, где строительство фактически не ведется с 2016 года. Мы вынуждены лезть в строительство, потому что иначе высок риск того, что опять не выполним показатели.
— Всё смотрю на картину с СКК Блинова позади вас и не могу насмотреться. Последняя новость по нему, что на обследование выделили 6,9 миллиона рублей. Подрядчик хоть какой-нибудь объявился?
— Буквально 11 мая подписали контракт с исполнителем, ООО «Престиж». Правда, мы выделяли 6,9 миллиона рублей, а он снизил цену на инструментальное обследование до 1,4 миллиона рублей. Документация в принципе составлена качественно, то есть даже если за эти 1,4 миллиона исполнитель взялся, значит, должен сделать.
— Есть ли надежда спасти наш СКК?
— Не надежда, а уверенность. Сидя в кабинете, тяжело понять, что происходит на самом деле на объекте, поэтому мы устроили серию выездных совещаний, чтобы посмотреть на всё своими глазами. Прошлись по всем этажам, по всему периметру здания, вокруг, изнутри, открывали каждую дверь, спускались в подвал. Я ожидал, что всё будет ужасно, но состояние здания оказалось не таким заброшенным. Подвал не затоплен, абсолютно сухой, все трубы изолированы, подтеков никаких нет, всё чисто, аккуратно. Первый-второй-третий этаж, трибуны удалось сохранить благодаря тому, что губернатор выделил 20 миллионов рублей на ремонт кровли. Кровлю заменили, течи остановились, и на момент выезда это было сухое отапливаемое здание. Не отапливать нельзя, потому что иначе оно будет разрушаться. Конечно, необходимо сделать ремонт, но для того чтобы знать, сколько на это потребуется денег, нужно провести инструментальное обследование несущих конструкций, коммуникаций — абсолютно всего.
«Есть инвестор, который заинтересован в сохранении этого здания, не буду его называть, но он есть, мы с ним ведем работу уже достаточно давно»
Весь финансово-экономический блок правительства уверен, что нам удастся вдохнуть вторую жизнь в объект, который если и не культовый, то один из самых значимых для омичей. Мы надеемся, что всё будет закончено к концу 2023 года. Пригласим Rammstein.
— Но главной спортивной ареной СКК Блинова не будет?
— Концертно-спортивный комплекс — да, но исключительно спортивная арена — вряд ли. Этот объект проектировался в 80-х и современным требованиям не отвечает. Нужно либо строить новый, либо это будут просто стены. Но просто стены никому не нужны. Мы строим спортивные объекты, я считаю, что этого пока достаточно. При этом в городе нет крупных концертных площадок. Зачастую исполнители просто обходят наш город. В любом случае прежде всего будет учитываться мнение омичей.
— Строительство «Арены» идет ударными темпами.
— Да, «Арену» должны к середине 2022 года уже построить. По-моему, 25% — ее строительная готовность. На днях мы получили подтверждение от федерации о выделении второго, финального, транша. Федерация дает свою долю, «Газпром нефть» обеспечивает свою, Омская область обеспечивает софинансирование федеральным деньгам. Объект строится — смотреть приятно.
— У вас под кураторством набор проблемных объектов. Больше всего из них меня интересует Омск-Фёдоровка.
— Формально этот объект курирует мой коллега — вице-губернатор, глава Минстроя. В целом работа с федерацией по включению в комплексный план (модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. — Прим. ред.) ведется, работа с федеральными министрами, с премьерами федерального Правительства тоже ведется, потенциальные инвесторы по-прежнему готовы вкладывать деньги, по стоимости некоторая оптимизация предварительно может быть проведена, уже сейчас идут консультации с инвесторами по техусловиям для аэропорта.
«Я считаю, что Омская область нуждается в этом объекте, потому что Центральный раскачал пассажиропоток и в пиковые часы уже не тянет, мягко говоря»
Недавно с генеральным директором аэропорта встречались, и я ему предъявлял определённые претензии. Когда люди зимой на улице стоят, потому что на входе всего две рамки, очереди на досмотр занимают весь первый этаж… Мы с ним это обсуждали. Будет перепланировка первого этажа, изменена входная группа, будет открываться вторая входная группа, будет сделан крытый навес. Сейчас, я так понимаю, это всё обсчитывается, и на совете директоров аэропорта Омск-Центральный будут приняты соответствующие решения.
Когда мы сравниваем два объекта, Омск-Фёдоровка и Омский аэропорт имени Д. М. Карбышева, мы должны учитывать, что затраты на расширение нынешнего аэропорта, чтобы он соответствовал потребностям пассажиропотока хотя бы на ближайшие 7–10 лет, сопоставимы с объемом средств, которые субъекту и федерации необходимо вложить в Омск-Фёдоровку в модели государственно-частного партнерства.
Поэтому, если есть инвестор, то лучше построить новый аэропорт, который на срок от 30 до 50 лет полностью закроет вопрос по аэропортовой инфраструктуре, логистической, так как Фёдоровка задумывается как грузопассажирский аэропорт. А для центральной части города и левого берега высвобождаемая территория может быть привлекательна для комплексного освоения.
— Омск-Фёдоровка довольно далеко от города. Здание будет гораздо больше, обслуживающего персонала гораздо больше, расходы на обслуживание самолетов, взлетных полос будут гораздо больше. Все затраты повышаются. На чьи плечи они лягут? Насколько я понимаю, изменится стоимость билета на самолет, и не в лучшую сторону для пассажира.
— Не всё ляжет на билет. Аэропортовые сборы в случае государственно-частного партнерства, конечно, будут несколько выше действующих в настоящее время в Омске-Центральном. Но расчетно они будут сопоставимы со сборами в соседних регионах. Конечно, инвестор не зайдет в регион на объект, где пассажиропоток и неадекватность сборов не позволят ему конкурировать с аэропортами в Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени.
Понятно, что в части транспортной доступности аэропорт Омск-Фёдоровка будет дальше, поэтому отдельно будет рассматриваться вопрос транспортировки пассажиров. Шаттлы будут, но аэроэкспрессы — это неокупаемая сфера, такая же неокупаемая, как история про метро.
Всем хотелось или хочется метро, но решения уже приняты, в том числе на федеральном уровне. Консервация.
Метро — это еще 300–400 миллионов рублей в год просто на то, чтобы его содержать, даже без какого-то пассажиропотока. Плюс льготы на проезд, если поезда начинают курсировать, субсидии на убытки, то потери будут в миллиард. Нужно развивать альтернативный транспорт: автобусы на газомоторном топливе, трамваи, троллейбусы.
— Хоть что-то из того, что уже сделали в Фёдоровке, можно использовать?
— Если честно, то нет.
— Всё сносить и строить заново?
— Да.
— Я видел на фотографии, что у вас в кабинете висит портрет Че Гевары. Вы ассоциируете себя с этим политиком?
— Не буду вдаваться в революционную тематику, но это все-таки государственный деятель, который, прежде чем им стать, прошел непростой, тернистый путь. Когда вошел во власть — мыслил масштабно, в перспективах не только страны и даже не о народе своей страны, а в целом о Латинской Америке. Это тот путь, который, я считаю, должен пройти любой государственный деятель. И, конечно, надо быть реалистом и требовать невозможного. Хотя говорят, что эту фразу приписывают Че Геваре ошибочно.
Я же не всегда был госслужащим, но, когда общаешься с некоторыми чиновниками, первая их мысль — это невозможно. А нужно просто подумать и, используя все законные инструменты, реализовать. Чаще всего получается.
«Если посмотреть на проблему со всех сторон, привлечь помощь, то невозможное становится возможным»
Так было с особой экономической зоной. Никто не верил, что она может появиться в Омской области. 9 месяцев активной работы и ОЭЗ была создана.
— Какого будущего вы ждете?
— Как и любой омич, я хочу существенного роста качества жизни. Дышать полной грудью, ходить на интересные мероприятия, концерты, хочу, чтобы город был комфортным для жизни. И на самом деле Омская область, Омск меняются в лучшую сторону. Например, я увлекаюсь мототехникой, внедорожными мотоциклами, квадроциклами, поэтому я люблю отсутствие дорог. Отмечу, что за три года ситуация с дорогами положительно изменилась.
Многое в Омской области можно сделать, нужно просто брать и делать. Я ставлю себе личную задачу в 2023 году запустить функционирование двух мусорных полигонов, СКК имени Блинова, «Арену», запустить два якорных проекта на территории особой экономической зоны.
Редакция NGS55 отдельно благодарит Skuratov Coffee за предоставленную локацию.