Знаете, что подорожало за время самоизоляции больше всего? По данным Росстата, это были авиабилеты. Цены на них выросли с марта по июнь в три раза. Хотя по нашим ощущениям, золотым стал более приземлённый продукт — гречка. В последний раз килограмм крупы стоил больше 70 рублей осенью 2016 года. Рассказываем, на какие ещё товары изменились цены этой весной и почему.
Продуктовые ритейлеры в марте заработали на миллиард больше, чем в феврале, на «эффекте гречки». После введения режима повышенной готовности из-за коронавируса 17 марта омичи бросились делать запасы круп и консервов. И это стало причиной не только очередей в магазинах, но и роста цен.
— В апреле в розничной торговле ускорились годовые темпы роста цен на гречку, овсяные хлопья «Геркулес», рис, а также мясные консервы, — рассказал NGS55.RU управляющий омским отделением Банка России Владимир Антипов.
Продукты подорожали на 1,7% по сравнению с мартом 2020 года и на 3,6% по сравнению с апрелем 2019 года. Хотя полки на складах ломились от их избытка — предусмотрительные ритейлеры закупились товарами повышенного спроса до начала пандемии. По данным Омскстата на конец марта, запасы оценивались в 22,3 миллиарда рублей, и на 1,5 миллиарда рублей превышали уровень февраля. Проще говоря, если в феврале товаров хватало на 45 дней торговли, то в марте — на 48, а в апреле — уже на 54.
Цены на социально значимые продукты питания выросли в апреле в два раза больше, чем на продовольственные товары в целом, — на 3,4%. При этом за май стоимость продуктовой корзины увеличилась всего на 0,2%. За два месяца самоизоляции подорожали 17 из 25 наименований товаров, больше всего — морковь (+32,7%), картофель (+24,2%) и та самая гречка (+21,2%). В лидеры роста цен выбились также яблоки (+20,2%), лук (+19,5%) и рис (+13,8%). В денежном выражении цены повысились почти на 130 рублей с марта.
В разы подорожали такие «народные средства» от коронавируса как лимоны (со 143 до 337 рублей, причём в моменте цены доходили до 600 рублей за килограмм) и чеснок (с 256 до 325 рублей). Но, несмотря на ажиотажный спрос и рост цен, оборот розничной торговли пищевыми продуктами в апреле сократился по сравнению с мартом на 20%.
Годовая инфляция в Омской области в апреле составила 2,8%. По словам Владимира Антипова, она была на 0,6 п.п. ниже инфляции в Сибири и на 0,3 п.п. ниже инфляции в России в целом. То есть цены в регионе хоть и выросли, но всё-таки меньше, чем у соседей.
— Ускорение роста цен было связано с временным увеличением спроса на отдельные продукты питания, ослаблением рубля и удорожанием ряда импортных товаров, а также с изменением тарифной политики отдельных авиакомпаний из-за карантинных мер. Основные федеральные авиаперевозчики увеличили тарифы на фоне резкого снижения пассажиропотока. Эта же причина сохранилась в мае, — объяснил он.
В мае и спрос, и цены стабилизировались. Омичи поняли, что дефицита продуктов не будет, а ритейлеры — что им нужно искать новые рынки сбыта, а это оказалось не так просто. Как результат — продовольственные товары подешевели на 0,3%. В целом годовая инфляция замедлилась до 2,6%.
— Жители региона всё ещё были на самоизоляции, апрельские запасы позволяли покупать меньше продуктов. А у поставщиков получилось избыточное предложение: школы, детские сады, рестораны и кафе не работали и не закупали продукты. Спрос был только со стороны тех, кто смог наладить продажу блюд навынос. Оптовики перенаправили освободившиеся объемы в розницу, — отметил Владимир Антипов.
За счёт этого годовой рост цен, например, на куриные окорочка замедлился, а колбаса и мясопродукты даже подешевели.
На самоизоляции омичи активно занялись ремонтом, что наложилось на сезонный всплеск спроса на строительные материалы для квартир и дач и, как следствие, привело к более заметному повышению цен. Из-за пандемии подорожали электронные (на 12,8%) и ртутные (на 3,6%) термометры, а также ряд лекарств и препаратов — йод (на 26,9%), амоксициллин (на 4,3%), аспирин (7,6%), бромгексин (на 6,1%).
В мае оборот розничной торговли пищевыми продуктами увеличился по сравнению с апрелем на 464,2 миллиона рублей, непродовольственными товарами — на 1,2 миллиарда рублей. Но по сравнению с прошлым годом омская розница недосчиталась за два месяца карантина почти 14 миллиардов рублей.