![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/4a/11/cc4a1122ebc3c1aa01f79cd709872ae7/560x373_1_64edfd51d531e264bba1ab21675d497c@560x373_0xFj1O8Zww_3766824419363722912.jpg.webp)
НГС.ОМСК продолжает рубрику «Бизнес в декрете», в которой рассказывает истории омичек, умудрившихся в декрете открыть своё дело и заработать на этом. Мы запустили проект, чтобы подать вдохновляющий пример тем, кто никак не может справиться с депрессией или, наоборот, не знает, куда деть свою энергию, которая бьёт через край.
Если вы или ваши знакомые открыли своё дело в декрете и смогли на этом заработать — поделитесь своим опытом, вдохновите жительниц Омска на создание чего-то нового! Пишите нам на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8–913–670–33–77) с пометкой «Бизнес в декрете».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/45/51/34455117bacf6189121ab25fb03ece91/656x438_1:5603_0e7cb757280e36ab57cfd1aab0cdbcf4@1500x1000_0x7ngDuhOV_5324547864022861866.jpg.webp)
Ранее мы уже сообщали о 23-летней жительнице Омска Марии Котёновой (Долгополовой), которая в декрете открыла свою студию танцев «Кот». Наша вторая героиня рубрики — 31-летняя омичка Елена Харламова. Пять лет назад девушка придумала бренд «Простошапка» — он на слуху у многих жителей Омска и тех, кто покинул город. Бизнес Елены рос вместе с её сыном Марком, которому уже 5,5 лет. Елена совмещала учёбу в ОмГУ с работой журналистом, но вскоре поняла, что ей больше интересны вёрстка и дизайн. Во время учёбы на втором курсе университета Елена познакомилась с мужем, известным в Омске фотографом Вадимом Харламовым. Она успела поработать выпускающим редактором студенческой газеты NewTon, газеты «Коммерческие вести», журналов «Первый в Омске», «Класс» и даже маркетологом ИКЕА. Елена провела год в атмосфере ИКЕА и почувствовала, что это повлияло на её творческое восприятие. Попробовав себя в рекламном агентстве и снова поработав в журнале, она ушла в декрет и даже не думала, что не вернётся в профессию.
С чего всё началось: «Муж остался без шапки»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/22/c8/bd22c8895946d30c83ca40ea6fed5da9/656x438_1_659ce130ad99fce5a7687f2b3a0c4b5d@960x640_0xy8NBrKVO_3234281632544543953.jpg.webp)
Несколько лет назад осенью муж Елены Вадим сказал, что ему нужна шапка. Супруги отправились по магазинам, но ничего подходящего не нашли. Тогда Елена предложила связать шапку Вадиму. Она вяжет с детства, рукоделием увлекаются её мама и сестра. «Вязать меня научил папа. Кукле нужно было связать шарф. И потом я уже вязала сыну, когда была беременна», — вспомнила омичка. С мужем они купили моток итальянской пряжи. «Я связала, выложила фото шапки в Instagram, который в то время ещё только набирал популярность. Через несколько минут мне написали: «А сколько стоит?»», — рассказала Елена. Она ответила, что вяжет для себя, но на следующий день задумалась: впереди зима, ребёнок ещё маленький, и решила попробовать вязать на заказ.
В итоге муж остался без головного убора: шапка была продана.
«Так как я ещё маркетолог, я не могла просто вязать, мне нужно было облачить всё в какую-то идею, и буквально за неделю всё сформировалось. Название пришло в голову за секунду. «Простошапка». Никаких вариантов не было. Сразу же нарисовала на бумаге эскиз логотипа. Самым ответственным моментом было рассказать об этом в соцсетях — муж сделал красивые фотографии нас с сыном в шапках, но я долго не решалась нажать «Опубликовать» во «ВКонтакте», — признаётся талантливая омичка. Но муж Елены поддержал идею и первый пост про «Простошапку» собрал много положительных отзывов.
Стартовый капитал
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/37/82/723782af11b07b17ef9be3a94b1e3adb/656x438_1_1fe63b85483d354d8854a0126fde971f@1200x800_0x69ZWeJ4r_3913631441567369409.jpg.webp)
«Для того чтобы начать, мне потребовалось 200 рублей, которые я потратила на покупку мотка итальянской толстой пряжи серого цвета. Первая шапка была серой, в классическом стиле. Потом мы расширили палитру. Первую зиму я вязала одну модель шапки, потом я её назвала «Альпака», потому что она была из шерсти альпаки», — вспоминает Елена. По её словам, первые два года она не думала о том, что шапки — это всерьёз и надолго. «Я относилась к этому как к игре. Родные поначалу тоже не думали, что это надолго, — переживали, что по ночам не сплю и вяжу. Мама даже помогала.
Но когда сын стал расти, начала думать о том, что дальше, и были другие планы», — продолжила рассказ омичка. На вязание одной шапки из-за толщины пряжи у Елены уходило около двух часов, поэтому в день ей удавалось связать по две шапки — каждую из них во время дневного и ночного сна маленького Марка. В качестве моделей первое время выступали друзья и сын. «У меня был хитрый маркетинговый план: мы делали классные фото друзей в наших шапках, чтобы потом они делились фотографиями в соцсетях — так о нас узнавали всё больше и больше людей», — поделилась Елена. Она добавила, что не тратила деньги на рекламу — проект «Простошапка» был в качестве спонсора мероприятий и конкурсов, но в целом бизнес раскручивали через соцсети «ВКонтакте» и Instagram.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/fa/39/52fa39916253f7837ddf11ad08898363/656x438_1_36dcd7c10f30f1ca71b3c004cf4bdf59@1200x800_0xeTIioyCA_7452875634642726972.jpg.webp)
После года увлечённой вязки на заказ Харламовы решили попробовать развить хобби в бизнес — омичку в соцсетях нашли представители площадки для стартапов. «Тогда я даже не знала, что означает это страшное слово «краудфандинг». Засомневалась — мне пишут какие-то люди, а я просто мама, которая вяжет шапки в декрете.
Я человек не рисковый — не из тех, кто займёт деньги или возьмёт кредит, но решила попробовать», — с улыбкой вспоминает Елена.
В 2013 году молодёжные стартапы только начинали набирать популярность. Елена написала текст и рассказала о «Простошапке» на boomstarter.ru. После этого «Простошапка» вышла за пределы Омска — заказы посыпались на Елену из разных городов страны, а затем о новом омском бренде рассказал сайт Look At Me. «Мой ребёнок не понаслышке знает, что такое очереди на почте: я отправляла заказы через день, приходила в отделение с коляской. (Смеётся.) Нашим плюсом была подача — у нас сразу был отдельный бренд, а не просто отдельная вязаная шапка. Когда мы первыми сделали ярлычки, это было в новинку. Все хотели шапку с ярлычком, некоторые покупали шапки только из-за ярлычка «Простошапка»», — спустя время делает выводы Елена.
Развитие бизнеса и воспитание сына: «Первое время было тяжело»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/3c/b9/be3cb9883156f8ef5e55a9f52b12256d/656x438_1_91f59f5fcf619529082b2261a848566c@1500x1000_0x9L7o0DwN_1279559438899230274.jpg.webp)
В октябре бизнесу Харламовых будет 5 лет. Маленький ровесник «Простошапки» всегда был рядом с мамой: Елена кормила Марка грудным молоком до 1,7 года, поэтому отлучиться могла только на полчаса. Она занималась домашними делами, убиралась, готовила, а сын всегда был рядом. «Бессонных ночей (из-за Марка) у нас не было. Я не зацикливаюсь на безупречности, на уборке. Когда в доме маленький ребёнок, игрушки разбросаны всегда. Главное его было отвлечь, поиграть с ним, спеть ему, потанцевать, и в это время рядом я успевала работать, делать что-то играючи», — вспомнила Елена. Она добавила, что не нанимала няню, когда развивала бизнес.
«Мы жили в квартире-студии. Ночами, чтобы не разбудить Марка, подключали шумный принтер к ноутбуку и в туалете печатали бирки для шапок»
Магазину «Простошапка», который работает на улице Ленина, 1 сентября исполнится год. Мебель, стеллажи и прилавки для магазина делал муж Елены Вадим. До этого Елена год работала в крохотной мастерской, ремонт в которой ей тоже помогал делать супруг. «Он уволился с работы (Вадим тогда работал фотографом в журнале «Класс»), было понятно, что я уже дома не справляюсь, ребёнок болел, приходилось меняться. На тот момент я шапками могла обеспечить семью — зарабатывала уже нормально», — призналась Елена. Создателям «Простошапки» стали поступать оптовые заказы, расширился ассортимент — появились и разноцветные трикотажные шапки. B ноябре 2015 года бренд «Простошапка» выиграл на форуме «Ритм» грант в 150 тысяч рублей на развитие, и в этот же год Елена зарегистрировалась как ИП.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/f2/96/73f296c692a2837145f39c6605cf04ac/656x438_1_077d4ee286b63b875cc65658124daae9@1300x867_0xowoSTQvX_9440338988326584959.jpg.webp)
«После моего выступления на форуме ко мне подходили бизнесмены из других городов и предлагали инвестировать в проект, но я отказалась: я хотела сама всё делать. Потом девочка из Казахстана решила продавать наши шапки у себя. Мы стали работать с ней на постоянной основе — раз в месяц она делала заказ. Я на бытовой машинке шила шапки сама. Но в какой-то момент стало понятно, что я не справляюсь — я уже практически не спала. Марк уже год ходил в детсад, но всё равно было тяжело: он постоянно болел, потому что первый год — это слёзы, адаптация. Расслабляться и болеть мне было некогда», — вспоминает омичка. После этого у Елены появились помощницы, которые работают с ней в команде и сейчас: одна из вязальщиц стала технологом, вторая — менеджером по опту, в штате есть швеи, бухгалтер и продавцы. «Я если доверяю людям, то основательно. Но к себе я требовательная, как и к другим», — отмечает Елена. В сентябре Харламовы запускают сайт «Простошапки», над наполнением которого они трудились 3 года.
«Декрет — реальный шанс начать делать что-то своё»
После продолжительной работы на заказ Елена решила отказаться от такой системы. «Не иду на поводу у покупателей: мы никогда не будем делать шапки со стразами или бантиками. Может быть, теоретики бизнеса меня осудят. Я буду делать то, что мне нравится, показывать, что это классно, и убеждать в этом людей», — уверена Елена Харламова. Она сама придумывает модели, выбирает пряжу и текстиль, расцветку и фасон изделий — это уже не только шапки, а повязки, снуды, шапки в подарочной тубе с приветом из Омска, всего около 5000 видов изделий (с учётом разных размерных линеек и палитры). Пряжу для шапок омичи закупают в Турции и Италии. Елена уже не вяжет сама, она занимается продвижением бренда в соцсетях.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/56/89/115689e659416918500fe20f7d85a310/656x438_1_eda801ca75d957d9546a1656723de9b8@960x640_0x3VcOk4Ik_1554008171085938057.jpg.webp)
В месяц «Простошапка» продаёт около 1000 изделий. Самая дорогая шапка в магазине стоит 1700 рублей — в стоимость входит цена пряжи, налоги, зарплата сотрудников, аренда. Называть свой доход от продаж Елена не стала, ссылаясь на коммерческую тайну, но отметила, что сейчас магазин «Простошапка» — основной источник дохода семьи. Спустя 5 лет магазин работает автономно, и Елена может позволить себе уехать в отпуск. Теперь родители, которые изначально с недоверием относились к «шапочному» бизнесу, поддерживают молодую семью: мама Елены бухгалтер, помогает с отчётами, папа (инженер по образованию) изобрёл приспособление для изготовления помпонов и тоже работает на производстве шапок, вяжет головные уборы на специальной машине.
Говоря о мамах в декрете, омичка советует начинать заниматься любимым делом ещё до родов: не обязательно создавать что-то руками, можно продавать что угодно — сейчас для этого нужен лишь интернет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/19/99/5e1999cfc6fe7c178a539790310a2199/656x438_1_1a8692db049426e17bf9f75acba740b9@1300x867_0xYjp5wjME_0383229264823905923.jpg.webp)
«Я вообще считаю, что бизнес в декрете — это будущее малого бизнеса в России. Это реальный шанс начать делать что-то своё, когда у тебя есть время подумать. Да и ситуация заставляет: декретные платят до 1,5 лет, а садик дают намного позже, и мамочкам приходится что-то придумывать», — уверенно говорит создательница бренда «Простошапки».