В Омске появляется все больше молодых бизнесменов, которые начинают своё дело в вузе и даже в школе. Например, 24-летний омич сделал бизнес, устраивая интеллектуальные квесты, 17-летняя омичка, продавая одежду через Instagram, зарабатывает на путешествия, а 22-летний студент создал свой бренд и шьет сумки из кожи. Юные бизнесмены рассказали НГС.НОВОСТИ, как открыли свое дело в Омске в кризис, сколько им потребовалось вложений и как Instagram помогает им зарабатывать.
Деньги в «Изоляции»
Омич Александр Иванилов сумел вместе с командой друзей зарабатывать на квестах. 24-летний создатель «Изоляции» — первого квеста в Омске — 16 мая отметил годовщину своего предприятия. Сегодня его квесты в Омске приносят доход около 300 тыс. руб. в месяц, а сам он управляет ООО «Теория игр» удаленно из столицы, куда переехал. Суть квеста проста — участников (от 2 до 6 человек) запирают в комнате: для того чтобы найти выход из нее, нужно разгадать серию логических задач, найти ключ. Сеанс «Изоляции» стоит 2000 руб.
«Окончив ОмГУ по специальности "менеджмент организации", я занимался сложными бизнес-тренингами. Мы уже давно писали разовые сценарии для омских квестов Encounter и DozoR. Я говорю "мы" — это большая команда, основной костяк которой — я, моя девушка Татьяна (рисует все для проекта), сценарии пишет друг Артем, наш управляющий в Омске Миша», — рассказывает Александр. Все началось в декабре 2013 года, когда в Москве открылся первый в стране квест, куда и отправился Саша с друзьями.
«Мы посмотрели, как все устроено, я посчитал, сколько вложено в эту точку, — калькуляция была несложной. И решили сразу открываться в Омске: в Москве это было бы затратнее, да и рынок уже был занят.
«Я человек рисковый, азартный, люблю покер. Поэтому решил рискнуть: если открываться, то не в "пробной" версии, а сразу в арендованном помещении. Хотели открыть сразу 3 точки, но немного прогадали, открыли сначала одну, а только через пару недель вторую, третью — через полгода», — рассказывает Иванилов. Сейчас его «Изоляция» открыта по франшизе в Рязани, Красноярске и Чите. Планы амбициозны: Саша уверен, что, несмотря на кризис, рынок квестов будет расти, поэтому он хочет открыть еще минимум 10 точек.
Деньги из Instagram
17-летняя Ульяна Александровская (имя изменено) еще заканчивает школу, но уже год работает на себя и зарабатывает на путешествия. Девушка открыла магазин одежды в Instagram — она заказывает вещи через интернет из Гонконга. После того как клиент оплатил покупку, Ульяна контролирует поставку и получение заказа.
«Я никогда не любила учиться, — признается Ульяна. — Школа не учит ничему, что пригодится нам в жизни. Сначала я заказывала одежду для себя, потом увидела пару интернет-магазинов в "ВКонтакте" и решила создать свой.
План с треском провалился — не раскрутив группу до 150 человек, я бросила начатое». Первый магазин Ульяны заблокировали, и она решила попробовать продавать вещи через Instagram. «Первый заказ у меня был уже на 3-й день, и я заработала 2000 руб. До сих пор помню те волшебные ощущения легких денег! Но мне предстояла большая и кропотливая работа, которую я очень люблю. Каждый день я выделяю пару часов времени для магазина», — делится Ульяна и добавляет: времени хватает и на учебу, и на спорт, и на чтение книг по бизнесу.
По ее словам, доход от магазина разный: зимой и летом заказов больше, а максимум, что ей удалось заработать за месяц, — 60 тыс. руб.
Вырученные деньги Ульяна тратит на себя и путешествия: «За год я успела побывать в Таиланде и Турции, взяв с собой маму. Она растила меня одна, и я считаю своим долгом показать ей мир». Сегодня у девушки 20 постоянных покупателей и 12 тыс. подписчиков в Instagram, есть клиенты в Америке, Египте, Чехии, Украине. Кризис не повлиял на продажи, отмечает Ульяна: «Цены остались такими же, я стала зарабатывать чуть меньше, доллар все-таки вырос». В планах у нее — еще два проекта, но впереди — подготовка к ЕГЭ.
Деньги из кожи
22-летнему студенту ОмЮИ Вячеславу Ларионову удалось не только открыть свое дело, но и создать свой бренд. В ноябре 2014 года он открыл мини-мастерскую по пошиву изделий из кожи Siberian Goods. Юрист-швея, как его уже прозвали в омских СМИ, признается, что всегда «пытался делать что-то около бизнеса». Идея о создании мастерской кожаных вещей пришла к нему во время путешествия по США по программе Work and Travel.
«Я увидел мастерскую Killspencer в Лос-Анджелесе и загорелся идеей реализовать подобное в Омске. Название придумали с другом в кофейне, буквально за 10 минут. Я хотел делать сибирский продукт — я видел, как американцы разграничивают понятия Россия и Сибирь: к России относятся по-разному, а к Сибири — положительно», —
вспоминает Ларионов. Для старта понадобилось около 130 тыс. руб.: купил оборудование, сырье и арендовал помещения. «Учиться пришлось всему: я понимал, как работает обыкновенная бытовая швейная машинка, но с пошивом кожи есть миллион нюансов — с ними пришлось знакомиться на ошибках», — признается бизнесмен. Сегодня его мастерская отшивает сотню изделий в месяц: зажимы для денег, портмоне, ремни, чехлы для телефонов, сумки (в среднем по цене от 5 тыс. до 8 тыс. руб.) — все из кожи отечественного производства. Идеи для изделий подсказывают клиенты, что-то — Instagram.
Оборот мастерской — около 120–150 тыс. руб. в мес. Востребованность своих изделий Ларионов объясняет просто: люди изголодались по простоте, пресытившись «стразами, блестками, кислотно-яркими цветами» от китайских производителей.
«Глуп тот предприниматель, который на первую выручку покупает "Мерседес"», — категоричен Вячеслав. Он все заработанные деньги вкладывает в свое дело и бренд. Магазины «очень маленькой компании» Siberian Goods уже заработали в Краснодаре и Красноярске, в планах Ларионова — открытие большой мастерской и выход на зарубежный рынок. «Совет начинающим: не верьте тем, кто обещает сгенерировать вам продажи, благодарных клиентов и кучу денег, — этого вы можете добиться сами и только с полной отдачей к своему делу», — резюмирует молодой бизнесмен.
Ирина Акишева
Фото depositphotos.com