Гуляя по Старо-Северному кладбищу можно встретить много знакомых имен — политики, актеры, режиссеры, спортсмены. И вдруг среди высоких памятников и скульптур виднеется небольшой и очень простой прямоугольник. На нем портрет улыбающегося японца с сигаретой в руке. Это могила Роо Мацуситы, который ушел из жизни в 2000 году. Какое отношение японец имеет к Омску и почему здесь лежит его прах, рассказывает корреспондент NGS55.RU Ирина Чернышева.
В статье использовались материалы программы «17 тост» ГТРК «Иртыш» и воспоминания артистки Пятого театра Марии Долганевой.
Репетиции на разных языках
Роо Мацусита — японский театральный деятель. Впервые он попал в Сибирь в 1995 году. Иностранец приехал ставить спектакль «Етэко — невеста обезьяны» на сцене Пятого театра. Пятый был тогда совсем юным — пять лет отроду. Это была первая совместная постановка коллективов России и Японии. Да и сама сказка-притча Мицуо Кавамуры ставилась в России впервые. В Пятый Роо Мацусита приехал со своей супругой Ёсиэ Мацусита, которая стала художником спектакля. Постановщики ни слова не знали по-русски, и рядом с ними всегда был переводчик.
Актриса Мария Долганева, которая в дальнейшем исполнила роль Етэко, еще не работала в театре, когда состоялась премьера. Она смотрела ее из зрительного зала.
— Она меня поразила. Притчевость, легкая грусть, которая в конце остается. Это была история про настоящую любовь, которая не подвластна ничему. И это было как всё у японцев — тонкое, звенящее, лаконичное. Вот эта условность и какая-то контрастность на меня произвели огромное впечатление. Конечно, когда меня вводили в сказку, для меня это был большой подарок судьбы и такая честь, — рассказала актриса NGS55.RU.
Мария Долганева пришла в Пятый театр 18-летней девушкой и сразу — репетиции перед поездкой в Японию. Директор Александра Юркова чудом смогла организовать эту поездку. Дело в том, что пьесу для постановки выбрали не просто так. Омская команда готовилась показать ее на фестивале драматурга Кавамуры в городе Юда Онсен. Что поразительно, специально для этого фестиваля в городе построили театр — современный, роскошный. Была интересная деталь — просцениум (передняя часть сцены) был собран из камней, которые принесли жители города.
Омичам казалось, что они попали на другую планету. Это были 90-е годы, Россия не могла прийти в себя от перемен, а наши артисты репетировали с Роо Мацуситой в городе, который славился горячими источниками и потрясающими горными видами. От Пятого театра поехали четыре артиста: Мария Долганева, Борис Косицын, Владимир Остапов и Татьяна Казакова. Других героев спектакля играли японские артисты.
— Сложностей не было никаких абсолютно. Был очень понимающий переводчик Виктор Скальник. И пьесу распечатали с русскими и японскими репликами. Задачи были очень простые. Плюс в японской культуре, что мне очень близко еще и понятно, многое решается через пластику. Мне близок театр, такой пластический, грубо говоря, когда через форму решаются какие-то задачи. И, как я понимаю, сложностей с японской командой и с Роо не было ни у кого, — говорит Мария Долганева.
После поездки омичей в Японию дружба с Роо Мацуситой продолжилась. С его легкой руки и благодаря усилиям Александры Юрковой в октябре 1996 года в Пятом театре провели Фестиваль культуры и искусства Японии. А потом Роо Мацусита познакомился с Омским театром драмы.
Лучший сибирский театр
One way ticket, one way ticket — эта песня звучала у зрителей в голове после просмотра спектакля «Женщина в песках» Владимира Петрова. Постановка вошла в историю Омска. Она взяла сразу три «Золотых маски» за лучшую режиссуру, мужскую и женскую роли. «Женщину в песках» называют пропуском омской драмы в лоно столицы. Мало кто знает, что роман Кобо Абэ предложил для постановки японец Роо Мацусита. И именно он посоветовал пригласить на главную роль актрису Токийского художественного театра Араки Кадзухо в пару к омскому артисту Михаилу Окуневу. Это была камерная постановка, на сцене лежала тонна песка, а героев «спрятали» от зрителей за полупрозрачным куполом. Художник Роо Мацусита превратил сцену в одну из чашек песочных часов. Окунев и Кадзухо не знали языка друг друга, и это дало потрясающий эффект, который был обусловлен сюжетом романа. На каждый показ японка прилетала из родной страны в Сибирь.
После награждения на «Золотой маске» (награда для японской актрисы стала прецедентом), Роо Мацусита организовал гастроли омской драмы в Японии. Туда повезли два спектакля: «Женщину в песках» и «Три сестры» по пьесе Антона Чехова. Это было очень интересно, ведь в Стране восходящего солнца их писатель Кобо Абэ был почти забыт и даже неизвестен, а вот Чехова японцы считали своим автором, и некоторые зрители смотрели русский спектакль без перевода. Сам Мацусита рассказывал в интервью для программы «17 тост» на ГТРК «Иртыш», как была организована поездка:
— Посмотрев спектакли театра драмы в Омске, я пришел в восторг и дал себе слово привезти их в Токио. Уровень театра так высок, что это акция не казалась мне рискованной. Конечно, затраты очень велики, и мне пришлось даже вложить свои деньги. Но хотелось впервые показать сибирский театр нашей столице. То, что получилось, дороже денег. Теперь в Японии знают, что кроме московских в России есть еще отличные театры. Я рад, что открыл для Токио лучший сибирский театр.
Труппа была поражена гостеприимством. Роо Мацусита выделил около ста человек, которые обеспечивали комфорт омичей и были их проводниками в столице Японии. Спектакли показывали в The Tokyo Metropolitan Art Space. Это здание называли чудом архитектуры XXI века. Омских артистов предупредили, что японский зритель скуп на похвалу, но опасения оказались напрасными. Японцы стоя аплодировали на поклоне и потом давали интервью, в котором рассказывали — «Три сестры» любимого Чехова открылись по-иному.
Это был 1998 год, а в следующем году режиссера «Женщины в песках» Владимира Петрова пригласили в Японию для постановки пьесы Максима Горького «На дне». Художником спектакля стал Мацусита.
Захоронение японца на омской земле
28 апреля 2000 года. В этот день Япония потеряла уникального театрального деятеля. Скончался режиссер, художник, театральный продюсер Роо Мацусита. Он был другом для России, русской культуры и для Омска. В своем завещании Мацусита распорядился часть его праха захоронить в Омске. Его могилу можно увидеть у самого входа на Старо-Северное кладбище. На надгробном камне написана короткая эпитафия: «Роо Мацусита. 30.11.1926 — 28.04.2000. Японец. Любил Сибирь и театр».