Культура подробности Выставка для обиженных омичей: как станцию несуществующего метро превратили в арт-пространство

Выставка для обиженных омичей: как станцию несуществующего метро превратили в арт-пространство

Усилиями трех людей омский метропереход получил новую жизнь

О том, что здесь должно быть метро, напоминают только буквы «М» на входе

«Библиотека имени Пушкина» должна была стать конечной станцией первого пускового участка омского метро, но строительство подземки заморозили. Теперь о метрополитене напоминают лишь буквы «М» на входах в подземный переход. Но благодаря нескольким творческим людям унылое серое пространство неожиданно стало территорией современного искусства. Экспозиции меняли трижды, и каждая из них заставляла случайных прохожих останавливаться. Люди с интересом разглядывали детали и, конечно, делали селфи. Корреспондент NGS55.RU узнал, что сподвигло художников превратить станцию так и не открывшегося омского метро в арт-пространство.

Омич обиженный, или Как всё начиналось

Строительство метрополитена в Омске началось в далеком 1992 году. Открытие ветки неоднократно переносилось, а в 2019 году работы окончательно прекратились из-за недостатка финансирования. Объект законсервировали. Единственная построенная станция стала обычным подземным переходом на пересечении улиц Красный Путь и Фрунзе. Но поскольку это центр города, здесь всегда был большой поток людей. Переход облюбовали уличные музыканты, а с прошлого года команда «Проект М — перезапуск Омской подземки» стала проводить там выставки художников и скульпторов.

— Изначально в «Проекте М» участвовали три человека: Ирина Гавриленко из музея имени Врубеля, я (тогда я был продюсером радиостанции «Сибирь») и Светлана Баженова, драматург и директор центра современной драматургии, — рассказывает один из организаторов Иван Притуляк. — Когда фонд Потанина объявил проект «Музей. Сила места», Ирина решила подать заявку. Нужна была команда для этого проекта, она позвала меня для продвижения.

«Музей. Сила места» — инициатива благотворительного фонда Владимира Потанина, направленная на долгосрочную поддержку музея как драйвера социально-экономического развития. Конкурс был ориентирован на команды, чьи проекты решали актуальные вопросы территорий средствами культуры. Лучшие проекты по интеграции организаций из сфер образования, культуры и культурного управления получили гранты на реализацию.

— Первая наша идея была — это организация стихийных выставок в каких-то подвалах, андеграундных местах. В рамках этой программы нам предложили пройти обучение в Сколково, и в течение полугода мы ездили, учились, чтобы эти вещи все сделать. Нас учили делать музейно-городской проект. Идея, которую мы сформировали, — это изменение настроений омичей, возврат позитивного наследия омичам посредством современного искусства. Проект был рассчитан на 2,5 года, планировались 8 выставок, но пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Мы сделали несколько тестовых выставок. Первую сделали в переходе на Любинском проспекте, она была посвящена Павлу Саввичу Комиссарову, создателю садов Комиссарова, человеку самоотверженной преданности, благодаря которому за Уралом есть сады, — рассказывает Иван об истории проекта.

Дискошар, повторяющий очертания скульптуры «Держава», известной в народе как «Шар Бухгольца», не остается без внимания

Но затем родилась идея об омском метропереходе.

— Я смотрел на карту нашего города и искал место, которое бы подошло. И я понял, что символ всего несделанного, всего трагичного в истории нашего города, постоянно напоминающий о том, чего у нас никогда не будет, — это омское метро. Собственно, это было довольно очевидно и дерзко, — объясняет Иван. — Мы поняли, что это то самое место, трансформация которого может привести к сдвигу парадигмы восприятия и к воздействию на целевую аудиторию: омич обиженный, молодой омич уезжающий, носители-держатели позитивного наследия, обыватели и посетители этого самого метроперехода. В метропереходе за день в не самую холодную погоду проходит порядка 10 тысяч человек. Такой посещаемостью не может похвастаться ни одна современная галерея.

Поскольку метропереход — режимный объект, попасть в него просто так бы не вышло. Организаторы получили поддержку руководства музея имени Врубеля, региональных Минкульта и Минпрома, а также «Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений».

— Важную роль сыграло то, что наш проект долгосрочный, концептуальный, про историю, красоту и опирается на партнерскую сеть, — добавила Ирина Гавриленко.

В итоге команда проекта получила от фонда Потанина на реализацию своих идей 15 миллионов рублей. Выставки планировалось проводить четыре раза в год, но из-за пандемии организаторы решили уменьшить количество экспозиций. Зато выставки стали более масштабными и длительными.

Искусство под землей

Открытая этим летом выставка «Прибытие поезда. Станция Омск» — третья по счету. Первая выставка «Ветроград» была создана в марте 2020 года, ее авторы хотели показать, почему Омск утратил звание «города-сада». Вторая экспозиция «Пути миграции» появилась в метропереходе спустя полгода и посвящалась перелетным птицам и эмигрировавшим, а в некоторых случаях вернувшимся обратно омичам.

Выставка «Пути миграции» открылась в метропереходе осенью 2020 года

Последняя экспозиция посвящена 125-летию Транссибирской магистрали, но, помимо этого, она рассказывает об истории Омска и по-новому открывает известные символы города.

— Нам очень нравилась история, связанная с железной дорогой. В предыдущей выставке мы коснулись железнодорожного моста. Эта тема очень вдохновила. Стали искать какие-то даты в этом году и выяснили, что 125 лет нашему участку Транссиба. Нам самим были интересны судьба Винклера (чешский скульптор, наиболее известные работы — скульптуры на фасадах Омского академического театра драмы и управления Омской железной дороги, ныне ОмГУПС. — Прим. ред.), его скульптуры, железнодорожный мост через Иртыш. Решили, что правильнее будет дать исторический контекст, — объясняет концепцию заместитель директора по развитию основной деятельности музея имени Врубеля и соорганизатор выставки Ирина Гавриленко.

На фоне истории железной дороги рассказывают и о людях

Худрук проекта Елена Треуголка отобрала художников по их стилистике, содержанию работ, авторской позиции и выслала концепцию, а также манифест. Дальше была работа над идеями и эскизами будущих проектов. На создание арт-объектов у художников ушло еще около трех месяцев. Все они работали по заданной тематике, но при этом получили пространство для творчества.

У омской художницы Алёны Шапарь на выставке представлены две работы. Это коллаборации с Дмитрием Трайпом и граффити-художником Славой, который известен омичам по многочисленным тегам SLAVA. Алёна участвовала во всех трех выставках в метропереходе и уверяет, что ее работы можно будет увидеть и в последующих экспозициях.

— Мы работали с профессией «проводник» и метафорой поезда из прошлого в настоящее. Идея пришла еще в марте, я согласовала всё с коллегами, потом с организаторами. Потом закупка материалов и так далее. Работа в коллаборации — это всегда сложно, потому что надо учитывать мнение твоего коллеги. А тут у меня было две работы одновременно и, соответственно, двое коллег, — рассказывает Алёна.

Теги SLAVA теперь не только на городских стенах. Граффити-художник — соавтор одной из инсталляций

На выставке можно увидеть работы не только местных художников, но и специально приехавших в Омск из других городов. Московская художница Антония Лев посвятила работу творчеству одного из основоположников футуризма Давида Бурляка и омского писателя Антона Сорокина.

— Я работаю иллюстратором и часто выполняю задачи по брифу, — рассказывает Антония Лев. — Мне просто дали список людей, я про них прочитала и поняла, какие герои меня больше всего зацепили.

Столичная художница обратилась к творчеству омского писателя Сорокина

— Работы современных художников подчас очень многослойны. Помимо исторического контекста, художник закладывает еще какие-то свои мысли. В этом прелесть современного искусства, оно очень разное и свободное, многослойное, концептуальное. Каждая работа — это повод для размышления, — продолжает Ирина Гавриленко. — Мы попросили художников поразмышлять на тему движения, торможения, растяжения и сжатия времени. То, что мы ощущаем, садясь в поезд. И вот художник нам представил такую интересную работу (на фото ниже. — Прим. ред.). Здесь есть стихи, они написаны едва заметным шрифтом, чтобы заинтересованные зрители остановились и прочитали.

На картине написаны стихи, но прочитать их можно, только если подойти очень близко

Однако авторы выставки подготовили не только арт-объекты, но и исторические материалы.

— Люди будут задавать вопросы относительно современных художников: «А почему именно так? С чем связана эта работа?» И поэтому здесь достаточно много исторического материала, который был написан разными омскими специалистами. Тексты в том числе написаны и искусствоведами, историками, сотрудниками музеев. Это показалось интересным, это разный слог. Как будто читаешь статьи на новостном портале. Только здесь эти новости столетней давности. Есть пласт, связанный с героями, с профессиональными вещами, но поскольку мы касаемся темы железной дороги, мы поработали с музеем омских железнодорожников, который давал часть материала, — вспоминает Ирина Гавриленко.

На картах можно посмотреть, как развивался Омск

— Тема железной дороги осевая, — продолжает она. — Я бы не сказала, что она является главным героем этой выставки, но вокруг нее всё крутится — человеческие судьбы, изменение города. У нас есть картографические материалы, и видно, как выглядел Омск до появления железной дороги. А вот она появилась, и мы видим, как город начинает разрастаться вокруг нее. На этом фоне мы можем рассказывать и истории людей.

На канале проекта можно посмотреть видео с открытия третьей выставки

Как творится искусство

Создание большой выставки — процесс длительный и трудоемкий. Помимо художников, в реализации идей участвуют консультанты, организаторы, подсобные рабочие. Некоторые монтажные работы приходилось проводить зимой. А в это время года в метропереходе очень холодно.

— У нас были топовые федеральные социологи, мировые звезды, занимающиеся перезапуском депрессивных пространств, консультанты из Хельсинки и из других городов. Это комбинация усилий людей самого разного профиля. Стараемся сводить в этом проекте не только руки, но и интеллектуальные головы, людей, которые занимаются продвижением. В этом проекте участвовали около 10 художников, 5–6 людей, которые руками это делали, наших рабочих, и было порядка 20 консультантов.

Для создания проекта в Омск приезжали специалисты из других городов, а это создавало определенные организационные трудности.

— Собрать людей было непросто. Но у нас уже за полтора года отлаживается технология. На первую выставку мы привозили Валерия Нейда из Челябинска, на вторую выставку никого не привозили, а вот на третью решили сделать коллаборацию из омских художников и приезжих. [Художница] Алёна Шапарь организовывала с ними взаимодействие. Это действительно интересная творческая лаборатория. Мне кажется, мы уже близки к понятию арт-резиденция в рамках этой выставки. Задаем тему, художники приезжают, осмысливают ее и результат размещают здесь, в пространстве.

Птицы не раз становились героями арт-объектов в метропереходе

Хейтеры и фидбэк

У выставки в метропереходе много как поклонников, так и хейтеров. В соцсетях можно увидеть комментарии об экспозиции с совершенно противоположными точками зрения.

— Постоянно там прохожу и испытываю лютейший кринж, глядя на весь этот цирк. Дескать, ну метро у нас не вышло, так вот хоть птичек... — высказался читатель NGS55.RU.

— Самое сложное — это работа с негативным фидбэком в соцсетях. У обиженного омича (я прошу воспринимать это не как оскорбление, а как описание конкретной целевой аудитории, обладающей определенными характеристиками) заведомо негативистское отношение ко всему новому, относительно необычному и даже ко всему старому, — комментирует организатор выставки Иван Притуляк. — В чем только нас не обвиняли. Что вместо того чтобы запустить метро, мы занимаемся фигней. Мы к самому метро не имеем вообще никакого отношения, это федеральный проект. Претензии были к тому, что мы проедаем народные деньги. Нет, это не правда, проект грантовый, это деньги конкретно фонда Потанина.

Прохожие любят фотографироваться на фоне инсталляций

Впрочем много и восторженных, и ироничных комментариев.

— Были забавные комментарии от горожан в стиле: «Слава и тут завандалил», — улыбается художница Алёна Шапарь. — А от коллег-художников было много вопросов о том, как я, студийный художник, умудрилась затащить уличных ребят в эту историю. Осознанно [работы] не портят и не испортят. Когда ты работаешь с двумя самыми популярными уличными художниками, это гарантия, что никто из тусовки работу не тронет. Пока что все работы стоят целые и чистые, мне кажется, этого мы добились как раз за счет Славы. Если где-то появляется он, то молодые и неопытные «вандалы» туда не лезут. У улиц есть свои правила. Но я люблю совмещать несовместимое.

Монтаж композиции с лежащей девушкой художника Валерия Нейда

— У разных людей разное мнение. Всем нравиться не будешь, мы же не пряник, в конце концов. Стараемся опираться на свою любовь к историческим темам. Мы это любим и можем заразить любовью и других людей, — смеется организатор Ирина Гавриленко. — Была интересная история: здесь была работа Валерия Нейда — лежавшая женщина. Сначала говорили: «Ой, фу. Непонятно, что поставили тут», а потом, когда стали ее разбирать, у нас спрашивали, куда мы ее дели. Фразы «лучше бы» — это показатель того, что на самом деле хотят люди.

Планы на будущее

Организаторы планируют сделать следующую экспозицию к ноябрю, если не помешают коронавирусные ограничения. Тему новой выставки пока держат в секрете. Денег, выделенных фондом, хватит на проведение выставок в этом и следующем годах, а вот дальнейшая судьба проекта пока остается под вопросом.

— В рамках последующих выставок будем говорить о ключевых для Омска историях. Я думаю, сможем удивить омичей. После того как грант закончится, будем думать, как действовать. Ищем дополнительные источники финансирования. Такие проекты живут за счет грантов. Они позволяют более свободно распоряжаться средствами. Всё, что связано с бюджетными деньгами, очень сильно ограничено законодательством. Это очень трудно для реализации творческих проектов, — размышляет Ирина Гавриленко.

С ней согласна художница Алёна Шапарь.

— Идей миллион, каждая сталкивается с бюрократическими стенами и чиновничьим консерватизмом. Уже не раз молодые художники пытались наладить связи с Союзом художников и Союзом архитекторов — безрезультатно, — сетует она.

В последние годы в Омске появляется всё больше арт-объектов. Например, купольный переход у «Дома Туриста» разрисован экзотическими животными и растениями. Над проектом работали омские художники Иван Крячко, Андрей Северский и Марат Абишев. Эти же мастера, Марат и Андрей, изобразили молодоженов на стене Октябрьского ЗАГСа. Черно-белый рисунок высотой четыре этажа украшает фасад здания.

— Я знаю, что у нас политехнический университет очень трепетно относится к своей территории, росписи делают. Сейчас расписывают подземный переход у «Яблоньки». Постепенно в городе всё это появляется. Чем больше интересных мест, тем лучше, — заключает Ирина Гавриленко.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства