Чтобы омичи погрузились в мир фотографии и открыли для себя имена людей, глазами которых мы видим наш город на снимках, NGS55.RU организовал фотобаттл. В рамках дружеского соревнования фотографы не просто выкладывают свои снимки, но и делятся историями их создания, секретами съёмки и обработки фотографий, рассказывают о себе и своих идеях.
Правила
16 омских фотографов, как профессионалов, так и любителей, мы разбили на пары. Участники рассказывают о себе, как они пришли в мир фотографии и в чём, с их точки зрения, особенности этого мира. Для иллюстрации каждый участник представляет пять своих фотографий и описывает историю их создания. А читатели голосуют за понравившегося фотографа.
Уже определились две пары четвертьфиналистов. Ими стали Роман Титов и Кира Кот, а также Сергей Брун и Анастасия Революционная (ранее мы считали, что Дина, но её обогнала Анастасия буквально под вечер), ставшая лидером в последнем голосовании.
Наши сегодняшние участники Владислав Петров и Алексей Дергачёв долгое время не видели в фотосъёмке чего-то особенного, а относились к ней, как к обычному нажатию на кнопку «мыльницы». Однако со временем за казалось бы банальным занятием они смогли рассмотреть что-то по-настоящему интересное. Сегодня они расскажут, как проделали путь от обычного щёлканья затвором до глубокого и вдумчивого занятия фотографией.
Владислав Петров
Стаж фотосъёмки: 10 лет
Родился в Омске в 1970 году. По возвращении со службы в армии устроился работать в сферу бытового обслуживания населения, с тех пор так и продолжаю трудиться по выбранной специальности, но уже давно в качестве индивидуального предпринимателя.
Фотография — это моё хобби, и с профессией оно никак не связано. Ещё в детстве фотографировал на отцовскую «Смену». В начале лохматых 90-х купил Polaroid с мгновенной проявкой фото, интересно было, но не экономично в плане того, что кассета с десятью фото стоила дорого, а если ещё в компании начинаешь фотографировать, то желающих получить заветное фото было много. Затем наступило время плёночных «мыльниц». Это время радикально изменило жизнь народа. На смену чёрно-белой фотографии пришла эра цветной. Люди вполне могли позволить себе купить недорогие фотоаппараты и делать цветные фотки. Мне кажется, что тогда было невозможно найти человека, у кого в семье не было «мыльницы». Это было круто, цветная фотография, и её не надо было самому печатать, а достаточно было отдать плёнку в фотосалон. Затем пришло время простых цифровых фотоаппаратов, это тоже стало казаться крутым, что уже не надо было покупать фотоплёнку, а количество отснятых кадров зависело от объёма флэшки.
В то время я особо не придавал значения фотографии, сюжету. В основном использовал для фотофиксации каких-то событий, встреч друзей, дней рождения, свадеб. И если полистать старые фотоальбомы, то в основном только одни и те же лица со сменой декораций и никаких других сюжетов. Переломный момент у меня наступил лет 10 назад, когда я по-другому через объектив взглянул на обыденные для большинства людей улицы, архитектуру и по-новому влюбился в наш город. Ко мне тогда приехала знакомая из Новосибирска, архитектор по образованию. У неё был заранее список мест, которые она бы хотела посетить в Омске. Вот с того самого дня я уже по-другому начал воспринимать наш город.
Моя гостья из Новосибирска фотографировала различные объекты, у меня с собой тоже был фотоаппарат, и я, глядя на неё, тоже стал фотографировать. Она в первый раз была в нашем городе и была в восторге от него. А ведь глядя через объектив, да ещё с какого-нибудь необычного ракурса на примелькавшиеся вещи, начинаешь их уже воспринимать совсем по-другому. Спустя, наверно, пару лет я купил свою первую «зеркалку» Nikon с двумя Kit-овыми объективами, это были нереальные ощущения, руки дрожали, не знал, как фотографировать, опыта никакого и спросить не у кого. Весь вечер читал инструкцию, ковырялся в фотоаппарате, а с утра рванул фотографировать Ачаирский монастырь.
Фотосессия была первая и корявая. Затвор иногда не хотел срабатывать, порой резкость была нечёткая, одни кадры тёмные, а другие слишком яркие. Побродил я по монастырю с фотоаппаратом и поехал домой. По дороге думал: «А стоило ли мне покупать такой фотоаппарат?» Я даже расстроился от первых неудач. Но шло время, я постепенно начинал вникать в настройки, читал статьи в интернете, советы бывалых фотографов и начинал экспериментировать. Сейчас, конечно, можно только со смехом взглянуть на то время, но я понимаю тех, кто так же с нуля начал этим заниматься. Порой недостаточно просто купить «зеркалку», фоткать в режиме «авто» и ждать от неё чего-то сверхъестественного. Поначалу я тоже так считал. Но чтобы получилась хорошая фотография, одного кадра недостаточно, тут и дальнейшая обработка важна. Я люблю обрабатывать фотографии в «Фотошопе». Приходится какие-то фотографии приукрашать, удалять лишние элементы. Я стараюсь убирать провода, фотографируя городские пейзажи. Без них город становится гораздо красивее. Какие-то фотографии очень сильно обрабатываю, что порой не с первого раза определишь место съёмки, но такие обработки придают фото какую-то изюминку, более красят наш город.
1. Первое фото, что хотелось бы представить в этом фотобаттле на всеобщее обозрение, — это одна из множества отснятых в Соборе воздвижения креста Господня. Накануне я был в храме, заезжал за свечками, и как-то в голову пришла идея сфотографировать внутри. Я получил благословение на фотосессию от отца Олега и уже на следующее утро, в половине шестого, приехал в храм. Сделал несколько снимков снаружи, а потом охранник запустил меня вовнутрь. Взял с собой купленные свечи, расставил их в разные подсвечники, поджёг, т. к. в столь ранний час храм закрыт и мне пришлось придать атмосферу. Фотографировал со штатива, на длинной выдержке без вспышки, а затвор срабатывал от пульта на проводе. Есть, конечно, и беспроводной пульт, но тут было проще на шнуре.
2. Сложно, конечно, выбирать фото из отснятого материала, да и порой между моими выездами на фотопрогулки проходило много времени, даже были месяцы затишья. Вторым фото я бы предложил отснятое и обработанное на смартфоне. Я недавно решил заняться съёмкой и обработкой на самом телефоне. Это всего лишь спортивный интерес. У меня бюджетный китайский смартфон с одной 13-мегапиксельной камерой. Вот после появления телефонов с камерами большого разрешения мне периодически встречаются люди, считающие, что обычный фотоаппарат теперь им не нужен. Возможно, я с этим и соглашусь, и скажу, что невозможно снять качественную фотографию на телефоне. Да, она вроде будет смотреться очень классно, но только пока её смотришь на самом смартфоне, а стоит её вывести на большой экран, и сразу приходит разочарование. Я считаю, что фотки с телефона годятся только для инстаграма. Данная фотография была обработана в трёх фоторедакторах на самом телефоне.
3. Очень мне нравятся утренние фотосессии. В раннее воскресное утро мало вероятности, что кто-то может попасть в кадр. Но если снимать со штатива, то достаточно сделать несколько кадров и в дальнейшем можно без проблем в «Фотошопе» удалить заблудившихся на ваших фото людей.
4. Люблю фоткать животных, своих нет, и чаще всего получается фотографировать белок. По осени они вообще становятся бесстрашными в поиске зимних запасов. Порой залазят на самих кормящих и даже на тех, у кого нет заветного орешка. Решил немного разнообразить беличий рацион питания и угостить экзотическим для них орехом макадамия. Получив в свои лапы эту экзотику, она долго его крутила, пыталась грызть, какое-то время носилась с ним во рту и скрылась в понятном только ей направлении.
5. Обожаю фотографировать детей длиннофокусным объективом с большого расстояния, когда они ведут себя естественно и непринуждённо. Сяду в каком-нибудь парке на лавочку и через объектив ищу подходящие моменты. Главное, чтобы какая-нибудь «яжемать» не заподозрила в чём-то нехорошем. Такого, правда, ни разу не случалось, и, надеюсь, не случится. Порой бывает так, что когда уже начинаешь просматривать фотографии на компьютере, то появляются совсем неожиданные сюжеты, которые даже и не видел во время съёмки.
Алексей Дергачёв
Стаж фотосъёмки: 7 лет
Родился и живу в Омске. Профессиональный любитель со стажем 7 лет. Первые фотографии полуосознанно делал на «Зенит», когда мне было около 13. Помнится, в 1998 году снимал взлёт самолётов в аэропорту Омск-Центральный, стоянку местных авиалиний, вертолёт на проходной ОЗГА. Почему-то уже тогда тянуло к авиации. Объектив, наверное, 40-ка или полтинник. Снимки многие были со смазом от «шевеленки». Ничего не знал про экспозицию, выдержку, диафрагму, только фокусироваться умел. Плёнка сдавалась на печать в пункты, коих было великое множество в каждом районе. Но это были просто фотки без претензии на качество и художественную ценность. Потом снимал уже на плёночные мыльницы, в общем, как и все в то время, не считая себя фотографом, да и то редко.
Долгое время вообще не фотографировал ничем, неинтересно было, не видел смысла в копировании реальности на бумагу. Даже когда впервые в 27 лет полетел самолётом в Таиланд, мне посоветовали взять с собой фотик, на тот момент уже цифромыльницу, я поначалу отказался от этой затеи, вроде таких фотокарточек миллионы в открытом доступе, зачем? Но всё же взял, и это стало важной вехой на пути, фотография подбиралась ко мне всё ближе.
В 2013-м на волне фотоэйфории приобрёл зеркальный фотоаппарат с объективом и штативом и с этого момента осознанно начал постигать искусство фотографии. Первые фотовылазки сопровождались бурей эмоций при виде картинки на дисплее камеры, и здесь уже не возникало вопросов зачем и что фоткать: любая вещь, любой пейзаж, объект или лицо, снятые через фикс полтинник, превращались в «произведение искусства». Плюс ощущения от обладания настоящим фотоаппаратом с металлическим каркасом, тяжелым, со звуком затвора, как у АКМ, а также светосильным объективом.
В начале 2014 года я вновь посетил сказочный Тай, но уже с зеркальным фотоаппаратом и набором объективов, а также вспышкой и штативом. 10-килограммовый рюкзачок за спиной в виде ручной клади сопровождал меня в поездке с тремя пересадками в течение суток. Вернувшись домой после месяца пребывания в Таиланде, я погрузился в авиационную фотографию. На это меня, скорее всего, спровоцировал телеобъектив. Вылазки к забору, официальные споттинги в аэропорту, азарт, который знаком лишь споттерам и авиафотографам, захлестнули меня надолго. Авиафотография дала мне очень много в плане практики и видения. Множество интересных событий, пейзажей, людей, техники прошло через мои глаза посредством видоискателя за пять лет.
Однако я не являюсь приверженцем какого-то одного направления или стиля в фотографии. Вкус мой также не сформировался раз и навсегда. Каждый новый день передо мной разворачивается картина мироздания, вроде бы одна и та же, но всегда неповторимая, динамичная, непостижимая. Фотография для меня — это способ, попытка ухватить красоту мира, которая присутствует во всём, от самолёта в небе до красного каблука в канаве. Поймать момент, через который может просвечиваться невидимая глазу энергия, юмор, эмоция, как и в других видах искусства, доступных человеку. Иногда это просто красивый кадр, который радует глаз или щекочет ум. Но всегда в фотографии должно быть настроение.
Обработка, а куда без неё. Фототехника пока не достигла уровня авиационных вооружений типа «нажал и забыл». Так что приходится тратить время и силы на постобработку. Хотя я не любитель жёсткого редактирования фотографий. В моем арсенале лишь поправка в RAW-конвертере экспозиции и баланса белого, кривые RGB, уровень, резкость. К фотоколлажам, тяжёлой ретуши не прибегаю. Иногда мультиэкспозицией побалуюсь, панораму склею.
1. Под солнцами ночи. 2013 год
Одна из самых первых фотографий. Сделана возле нефтезавода с дороги. Артефакт (блик) слева возник случайно, по незнанию. Такое бывает при съёмке на открытой диафрагме, а здесь она f/1.8 на длинной выдержке. Ночные съёмки незаметно поглощают много времени, поэтому домой вернулся лишь утром.
2. Охота на Мегалодона. 2016 год
Этот снимок примечателен поимкой в кадр очень редкого для Омска самолёта Ил-96. К тому же этот борт из специального лётного отряда. В тот апрельский день стояло оцепление по всему периметру аэропорта, но нам с товарищем удалось незаметно проникнуть к самому забору прямо перед взлётом, чтоб нас не засекли со стороны терминала. Быстро отстреляв серию кадров, мы тут же ретировались.
3. Берлога Сноудена. 2019 год
Один из тех кадров, увидев который позже возвращаешься с фотоаппаратом в тот же день, несмотря ни на что. Что-то привлекло мой взгляд по пути в МСЧ. Балкон. Здесь наверняка живёт непростой человек.
4. Дом суровых дум. 2019 год
Давненько хотелось запечатлеть данное архитектурное сооружение. Я всё ждал подходящей погоды. Лето, осень, зима. И вот однажды на зимнем небе наметился очень интересный закат. Незамедлительно собравшись в дорогу, успел сделать несколько кадров буквально в последние минуты. Так всегда с этими закатами-рассветами.
5. «БЛЮЗняшки». 2019 год
Музыка улиц, девочка, похожая на негритянку, просит милостыню на остановке, а позади неё стоит другая девочка, смотрит задумчиво. Снято от пояса, почти что случайно. В осенний день гулял по левобережью, бездумно нажимая на кнопку фотоаппарата. Только дома разглядел снимок среди множества остальных. Улица порой преподносит неожиданные сюжеты. Почаще выходите в поля, друзья–фотографы.
А теперь предлагаем вам выбрать лучшего фотографа. Голосовать за участников можно до 23:59 28 февраля.
Какой фотограф должен пройти в следующий тур фотобаттла?