Финальная серия популярного сериала вышла вчера, и поклонники уже подводят предварительные итоги. Иногда доходит до крайностей: например, появилась петиция, авторы которой требуют от руководства канала HBO снять восьмой сезон «Игры престолов» заново. «Повествование скомкано, — пишут они, — персонажи ведут себя не очень мотивированно, а сюжетные линии закрываются самым нелепым образом».
Перспектива увидеть новую версию восьмого сезона очень соблазнительна, тем более что последние серии и правда не радуют. Ожидание оказалось долгим, так что на сценаристах была двойная ответственность; по мнению очень многих зрителей, со своей задачей они не справились. Главная причина тому — отсутствие литературной основы. Действие последней из дописанных Джорджем Мартином книг заканчивается, когда в Королевской гавани царствует Томмен Баратеон, Джон Сноу мёртв, Станнис движется на Винтерфелл, преодолевая тяготы северной зимы, а Дейнерис всё ещё находится в Эссосе за Узким морем. Авторы сериала выкручивались как могли, самостоятельно продолжая эти и многие другие сюжетные линии.
При этом важно иметь в виду: расхождения между книгами и сериалом имели место и раньше. Для телевидения в «Песни льда и пламени» слишком много персонажей, действующих в разное время и в разном месте, а потому работа сценаристов сводилась в том числе и к упрощению первоисточника.
Основные расхождения такие:
Согласно Мартину, в роду Таргариенов после гражданской войны остался ещё один мужчина. Это единственный сын Рейегара от его жены Элии Мартелл (той самой, за которую пытался отомстить её брат Оберин). Эйегон VI провёл детство в Эссосе и воспитывался агентами лорда Вариса. Именно его сторонники начали высаживаться в Вестеросе в «Танце с драконами». В этом контексте роль Дейнерис в эпопее и политическое будущее Семи королевств становятся менее понятными. Кстати, происхождение Джона Сноу от Таргариенов у Мартина не упоминается (как минимум пока): авторы сценария сериала просто пошли навстречу фантазиям поклонников.
Место Джона Коннингтона, воспитателя Эйегона, в сериале занимает Джорах Мормонт: именно этот рыцарь заражается «серой хворью», когда спасает Тириона. Что-то нам подсказывает, что исцеления Коннингтона в следующей книге не будет.
Молодой волк Робб Старк женился не на дочери захудалого рыцаря Вестерлинга, как в книге, а на безродной Талисе Мэйгир, которая становится довольно важным персонажем. Соответственно, исчезает мотив изначального предательства жены короля и её семьи.
Рамси Болтон в одной из книг женится на Джейни Пуль, которую выдают за Арью Старк. В сериале, как мы помним, его избранница — настоящая дочь Неда, Санса.
Джейме Ланнистер, потерявший руку, тренируется в компании Бронна, а не королевского палача Илина Пейна. Вообще мотив дружбы Бронна и Джейме — похоже, плод фантазии сериальщиков.
История про Тишу, первую жену Тириона, не находит в сериале логичного завершения. Джейме приходит в темницу, чтобы освободить брата накануне казни, но не рассказывает ему, что Тиша была не нанятой профессионалкой, а простой девушкой, которая искренне полюбила карлика. Похоже, сценаристы про это просто забыли.
Книжный Станнис Баратеон ни за что не стал бы сжигать собственную дочь. Да и приостанавливается его сюжетная линия в критический момент, когда во время похода на Винтерфелл большинство вассалов, по-видимому, оставило своего короля. Дальше то ли гибель, то ли бегство.
Кстати, если говорить об окружении Станниса. Сценаристы не стали использовать интересный материал, связанный с Луковым рыцарем: лорд Мандерли, перед которым Давос Сиворт предстал как посланник Станниса, приговорил его к смерти, и отрубленная голова сира Давоса вместе с его же отрубленными руками появилась над воротами Белой гавани. Довольно долгое время читатели были уверены, что этот персонаж в самом деле погиб. Но позже выяснилось, что Мандерли разыграл комедию и вместо Сиворта казнил какого-то преступника.
В книгах действует брат Тайвина Ланнистера Киван — дельный военачальник, который в какой-то момент становится регентом при внучатом племяннике. Ему определённо удалось бы стабилизировать ситуацию в Вестеросе, если бы не какой-то неизвестный, который всадил в него арбалетную стрелу в конце «Танца с драконами». Видимо, за этим в изображении Мартина и последует кризис, который лишит власти Баратеонов и Ланнистеров.
Этот перечень можно было бы продолжать и дальше. Но в любом случае важны не частные различия в сюжетных деталях. Поклонникам сериала очень хотелось и до сих пор хочется неожиданных поворотов, изящных решений, буйства красок и определённой бескомпромиссности. Всё это было в первых сезонах — и всего этого стало слишком мало в финале. Окончательные выводы о том, на что способны сценаристы, мы сможем сделать совсем скоро, когда выйдет финальный эпизод.