На сайте фонда «Духовное наследие», возглавляемого бывшим губернатором Омской области Леонидом Полежаевым, появилось очередное сообщение на тему воссоздания Ильинского собора в центре Омске. Как минимум два года назад Полежаев начал кампанию, цель которой — очередное церковное строительство: он считает, что воссозданный храм придаст центру Омска архитектурную законченность, и что, воздвигнув храм, омичи отдадут своеобразный исторический долг. Сложностей тут всего две. Во-первых, эта идея не находит широкой поддержки у омичей, а во-вторых, на месте церкви стоит памятник Ленину.
Автор текста, опубликованного на сайте «Духовного наследия» сегодня, 12 апреля, не видит здесь проблем. Кстати, под этим текстом стоит подпись «пресс-служба фонда», но мы понимаем, что Леонид Полежаев либо разделяет озвученную точку зрения, либо даже сам её и высказал первым, вложив свои слова в уста безымянных сотрудников фонда.
— Есть мнение, что в Омске и так много храмов, которые построил Леонид Полежаев, — констатирует «пресс-служба». — Много это к чему: к тому, что они уже заметны в городе и лучше построить детский сад? Надо построить детский сад, кто с этим спорит. Но дело в том, что детские сады и школы встраиваются в парадигму храмов, роль которых нести в общество принципы высокой христианской духовности и культуры.
Жители дореволюционного Омска старались строить побольше церквей, чтобы те были в шаговой доступности. Восстановлены не все храмы — но омичей сейчас примерно в 12 раз больше, чем было в начале прошлого века. Отсюда представитель «Духовного наследия» делает вывод, что церковное строительство должно быть продолжено. Если мы эту идею отвергаем, то «мы просто хуже тех, кто строил город и создавал в нем собственный нравственный мир не только для себя, но прежде всего для потомков».
В конце мая фонд готов представить на архитектурно-градостроительном совете свою концепцию воссоздания Свято-Ильинского собора. Эта концепция предполагает, что памятник Ленину останется на месте и будет бережно сохраняться. Ничего неприемлемого в соседстве храма и статуи «вождя пролетариата» пресс-служба фонда или тот, кто за ней стоит, не видят.
— Время стремительно меняет представление о многих сущностях в исторических оценках личностей, — констатируют в «Духовном наследии».
За этим тезисом следует эмоциональный рассказ об Александре Невском, которого при жизни обвиняли в братоубийстве, в потери чести, который вступил в двусмысленные отношения с главой Руси — Золотой ордой. Но когда прошли века, и народ, и церковь поняли, что князь Александр был настоящим благодетелем родной земли.
— Пройдут годы, даже столетия, возможно и раньше, совершенно по-другому будет оцениваться роль самого Ленина и той эпохи, — продолжает автор. — […] Он был не просто политиком, он был философом с глубоким видением будущего. Он стоял у истоков модернизации мировоззренческого устройства мирового сообщества, необходимой не только для России. Кто смеет сказать, что он был не прав, ведь в его философии можно найти все те же 12 заповедей, главными в которых были: свобода, равенство и братство всех народов.
Таким образом читателей подводят к неожиданному предположению:
— Пусть в нас кинут камень те, кто поручится, что через какое-то время, недолгое, и церковь не забудет все обиды и не оценит по-другому роль в истории народа великого реформатора ХХ века, — пишет пресс-служба фонда. — И тогда череду великих святых в русской православной церкви, вполне возможно, пополнит святейший образ православного Владимира Ульянова.
Это станет концом тлеющей 100 лет гражданской войны, а на Омск благодаря этому обстоятельству и воссозданию храма снизойдёт, наконец, милость Ильи-пророка.
Остаётся добавить, что омские коммунисты категорически против восстановления церкви. Надо полагать, идею причисления Ленина к лику святых — сейчас или в более отдалённом будущем — они тоже не одобрят.