![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/3a/db/a43adb5d24a32ce6d30082f7e0f2d837/656x438_1_b3ef58d5a3edb2988c754b66c18a88a0@1395x930_0xEoRahfsj_7964215113326362240.jpg.webp)
Говорят, поскреби русского — найдешь татарина. Два этноса, живущие плечом к плечу с давних времен, успели и повоевать, и породниться, и обзавестись общей историей, и позаимствовать множество слов и традиций. Сегодняшний материал посвящён татарам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/6b/44/526b44176dc32a8932d651478693dc59/656x438_1_74317c33854afe1808980b906d29258f@1680x1121_0xEzDPODK7_6190122904622884531.jpg.webp)
История
Татары — это тюркский этнос, состоящий из множества субэтносов, где одним из крупнейших являются сибирские татары. На территории Сибири они проживают со времён Сибирского ханства. Селения сибирских татар были расположены в Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области. Сейчас татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. О татарах, их традициях и стереотипах с корреспондентом NGS55.RU Александром Зубовым побеседовал сопредседатель совета региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Камиль Сайфулин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/5b/13/c65b1375f2914ba1895b4a262450e3ec/656x414_1_81fd91b865b31496e80f0b591a93c290@1500x945_0xrPagCBkv_4237099473831407748.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/1a/a2/c41aa20512983635db12261b42784840/656x375_1_bf95da23eb69587fe765d9a33995e096@1500x857_0xGFXk1Yhv_1481891399874027549.jpg.webp)
По словам Камиля, сейчас в Омской области проживает свыше 42 тысяч татар. Это примерно 2% от всего населения.
— История татар Омской области начинается в Таре. Раньше Омск отставал по развитию от Тары. Ведь Тара находилась на Московском тракте. Все изменила железная дорога. Если бы она прошла севернее, то, скорее всего, это Тара была бы городом-миллионником, — начал рассказ Камиль.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/6a/8d/a46a8d1fe71f92e1002c87a45ee79126/656x412_1_d141529949ed3f1068d6657eec17d2da@1500x940_0xrYEextpg_7060982420179079489.jpg.webp)
Он добавил, что в Таре жило много потомков купцов-бухарцев, приехавших в Россию из Узбекистана торговать и решивших осесть в Сибири. Среди всех купцов особенно выделяется семья Айтыкиных — тарские купцы 1-й и 2-й гильдий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/ef/cb/7eefcb101532e8eb2b881d90e7fd1cdd/656x393_1_7fc87ff44ee72694458e44024e80c087@1500x897_0xXKMXrU1K_0697264071133813483.jpg.webp)
Родоначальник династии основал бухарскую слободу в Таре. Его дети Нияз и Кармышак вошли в тарское купечество, а в 1827–1828 годах открыли короткий путь от Омска до Коканда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/ce/79/8cce79d78f531e4fd8e7326f8bdc3654/656x404_1_6a35968148d4b3e7bda43ae0362cf88f@1500x922_0xd51UkVp9_1228443118226165555.jpg.webp)
Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Павлодаре, Семипалатинске, производили кожи, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года. Торговцы из Бухары смешивались с сибирскими татарами, образовывая семьи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/fd/f8/2ffdf823abf56bfe855b439cd2356993/656x472_1_6366d258c3cc7ae33da60320469aec69@1500x1077_0x7Ot7RVhT_1324411271568459572.jpg.webp)
В Омской области также есть около двух десятков деревень, в которых население всегда было преимущественно татарским. В Большереченском районе — Уленкуль, Черналы, Тусказань, Чебаклы, в Тевризском районе — Утузы, Тайчи, Ташетканы, Байбы, Кускуны, Тавинск. Большинство из них находится на севере Омской области.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/3b/98/683b984038cf253e2826b1267798943a/656x436_1_ca530f523f6b75c55e15561c9d55b06a@1500x995_0xnPd6SRnN_0382632935062447908.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/d8/14/dcd8147c68b29ea1ed9ad8ff1e262f30/656x479_1_c0972cb91e520d00f9f0c66419895c15@1500x1093_0xhx4RG5Ha_8987454471879372144.jpg.webp)
Как рассказал Камиль Сайфулин, жители именно этих сел сейчас являются хранителями татарской культуры.
— В городе люди часто забывают о корнях. Этому способствует глобализация и массовая культура. Народные традиции сохраняются в селах и деревнях, где старики прививают их молодым, — объяснил он.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/19/59/58/195958771c966d82a3b039e6a2b0a34a/656x444_1_2da4527f03750d1651cec1f276016b43@1500x1015_0xE0HuEFoh_0012607903203782847.jpg.webp)
По словам Камиля, в деревнях постройки русских и татар почти не отличаются. При этом если в русских деревнях церкви в основном каменные, то мечети — старинные и деревянные.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/29/bd/7329bdc3fd7b63d98505263c254bf00a/656x492_1_e5925cae80d0eac89b1ddb9f790fbf0b@1500x1125_0xWVmONEa7_2508759677653702963.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/5b/bf/c45bbf698b47276fe06ad0616afd8dde/656x436_1_67d9c404f9aa5c2c12c340ab865cc5f6@1500x996_0xLovV0fxY_9302864322557864747.jpg.webp)
Камиль объяснил, что мечетью можно сделать практически любой дом. Во внешний вид здания вносятся некоторые изменения, чтобы было понятно, что это мечеть. Главное — надстроить минарет, то есть башню, с которой читается молитва.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/27/5c/a9275c93955335ce58f5be1c5781f159/656x492_1_7deb6e13b976056395d06cd89e9cb1c7@3000x2250_0xg8E2D80g_1908869672276954085.jpg.webp)
В Омске, по словам Камиля, нет определенного района, где преимущественно живут татары, но родственники стараются жить рядом друг с другом. Также нет и определенной профессии или ремесла, которым бы занимались в основном татары.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/53/95/245395df6a0ed7faaefa1d2c444811db/656x402_1_ba56ff9193a830005c8e6268eb3e86fa@1500x918_0xw6yqTSds_4363394365741725760.jpg.webp)
Ремесло
— Среди татар всегда было много военных. Также многие татары раньше жили в деревнях, соответственно и профессии были — водители, учителя, трактористы, ну или просто крестьяне. Сейчас я заметил, что большинство из татарской молодежи стараются поступать на юристов и врачей. Врачей среди татар всегда было мало. Это было связано с тем, что многие татары буквально 60–70 лет назад не знали русского языка. Но при этом знали арабский, — рассказал Камиль.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/b5/d4/50b5d436836c78a0dbda07f5bcde8eea/656x438_1_d6411f46741607c8c0a49ee358beb9fd@1395x930_0xXI200EeA_3939512693973058557.jpg.webp)
Праздники
Татары отмечают Наурыз, Ураза-байрам, Курбан-байрам и другие мусульманские праздники. Также был праздник, который отмечали татары, живущие у рек, во время начала ледохода: Боз карау. Все жители, особенно дети, сбегались к реке наблюдать, как трескаются и плывут льдины. Здесь же устраивались народные гулянья с музыкой и танцами. На льдины бросали горящие тряпки и солому, и они становились похожи на плывущие по реке костры. Ледоход означал конец зимы и был праздником обновления. Иногда в реку даже выбрасывали старые вещи, а кто-то мог и сам прыгнуть в ледяную воду. Считалось, что весенняя река укрепляет здоровье. Праздник ледохода не так популярен сейчас, как раньше. Его заменил другой весенний праздник — Сабантуй.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/59/e2/d259e273fb49738f750e4fda5a237db4/656x438_1:5603_6f8dd6e2e09a48ed36acbcf067847ed2@1500x1000_0xlp3leU0s_0188739248856324172.jpg.webp)
Изначально это был ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Традиционно Сабантуй проходит на площади с народными гуляньями, песнями, плясками, угощениями традиционной кухни и борьбой на поясах куреш.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/fa/62/7efa626ede7844c70c52db1487c560a7/656x438_1_93f60ec33ff9242f93d501830cf4c70d@1395x930_0xXJHJSYRY_4411935674917431832.jpg.webp)
В прошлом году на Сабантуе в Больших Туралах удалось поучаствовать и мне.
Сабантуй всегда проходит весело, а само название праздника в русском языке стало синонимом стихийной и веселой посиделки.
Праздники, которые принято отмечать в России — 23 Февраля, 8 Марта, Новый год, — отмечают и татары.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/e0/06/32e006891824a3e9b858ca4c62110cd1/656x438_1:5603_4af543fb3ce5cb24b49c59bd6d18e3d3@1500x1000_0xvmCSz1P5_0379327507403749630.jpg.webp)
Свое место
В конце 90-х – начале 2000-х годов татары, как и казахи, собирались на Театральной площади.
— Тогда не было интернета. Люди договаривались на встречу там в определенное время, общались, обсуждали что-то. Назначали свидания, — вспоминает Камиль.
Было и несколько татарских дискотек, но сейчас стараются не делать чёткого разделения по этнической принадлежности и молодежь собирается вместе в популярных местах города.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e7/87/94/e78794847d1ca2bed97507f0312728c0/656x438_1:5603_c7e02c2fb2a5412fbabf1470a6ecf2d0@1500x1000_0x84Tb0J5l_3538330418346516008.jpg.webp)
Кухня и гостеприимство
В повседневной жизни татары предпочитают простую, но сытную пищу: супы, баранину, конину, пельмени. Татарская кухня развивалась на основе своих этнических традиций, но большое влияние на неё оказали кухни соседних народов. От булгар в татарской кухне остались катык (кисломолочный продукт), бал-май (масло с мёдом), кабартма (пончики), китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская — плов, таджикская — пахлаву.
— Бабушка делала вкусные баурсаки, сибирский щербет, хворост. Чак-чак сейчас можно и в магазинах купить. На праздники варят и жарят мясо, делают домашние колбасы из конины — казалык, — поделился Камиль.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/1f/c1/051fc16839e2353dd0120c964000d3b5/656x438_1_591008c99cc8f4366d5e6a8e3b6ea489@1500x1000_0xzhlgr0m7_8854095169698026101.jpg.webp)
Гостеприимство у татар всегда ценилось очень высоко. В честь гостя расстилалась праздничная скатерть-дастархан и на стол выставлялись лучшие угощения — чак-чак, баурсак, кош-теле (хворост), талкыш-калеве (медово-сахарная карамель, превращенная путем растягиваний в сладкие нити), шербет, мёд и, конечно же, чай.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/67/d6/3d67d634167afd69667df23dea7a28bb/656x438_1_45a49c43f765adb816975543cc6bea15@1395x930_0xJay1SGSS_4495386260604467719.jpg.webp)
Ислам тоже наложил свой отпечаток на кухню — по шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, пить вино и другой алкоголь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/fb/b2/1bfbb207d6d0b0079486f395f5c0f52e/656x438_1_51b8ea63f62c839589e8115b9ba14e42@1395x930_0xhnOLC22L_1382074544231938397.jpg.webp)
Смешанные браки
В России достаточно большое количество русско-татарских браков. Камиль рассказал, что к смешанным бракам относятся спокойно и, как правило, родственники не препятствуют такому желанию молодых. Чаще всего вопросы возникают о вероисповедании, которое выберут для ребенка, о том, к какой культуре он будет принадлежать, но и здесь удается найти общий язык.
— Бывают случаи, когда родители против таких браков, но это скорее редкость, — объяснил Камиль.
Кладбища
У татар есть пословица: «Дорожи живыми, знай, где находятся могилы умерших». В Омске есть мусульманское кладбище — на границе Чкаловского посёлка, рядом со Старо-Восточным и Ново-Еврейским кладбищами. Чаще всего могилы сибирских татар огорожены металлическими или деревянными заборами. На самой могиле устанавливают деревянную доску, каменный или мраморный памятник с полумесяцем, именем усопшего и датами жизни. У мусульман принято хоронить умершего в день смерти, до заката. Усопшего омывают, заворачивают в белую простыню. По обычаям мусульман, и мужчин, и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/34/8c/22348c12179a9ccd5e4c12428ff4a93f/656x438_1:5603_0790297b8c16d59bdc55a665822e8d99@1500x1000_0xLuD63PP0_4232021859594321916.jpg.webp)
Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. В могиле устанавливают деревянный короб, в который укладывают покойного. Имам кидает в могилу горсть земли и произносит суру. Первые три дня после похорон считаются трауром. Потом мулла и все близкие и родственники покойного собираются на поминки, где пьют чай. Это прежде всего поминовение умершего и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках запрещен.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/32/be/7832be4e976325823e4688d94a9b3719/656x438_1_7fb27e988a4afb4b8fb6915ce9c1537f@1395x930_0xtyRodzIM_8231248883394168485.jpg.webp)
Встречаются на мусульманском кладбище даже скульптуры усопших.
— Ранее [мусульманам] запрещалось устанавливать сооружения, металлические ограждения, памятники на могилах. Установка фотографий умерших является грехом, это харам. Родственники умерших часто осознают, что совершили грех, разместив фотографии на могиле. Они приходят и закрашивают их краской, — рассказала этнограф Наиля Галеева.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/9b/39/eb9b394b59ada8ea7a2ec14eaca1daa3/656x438_1_5ef2bc0eaa0a52a7d8f307c62ea38f8d@1395x930_0xpi0Ttt79_5165175353598451211.jpg.webp)
Стереотипы
Я попросил Камиля прокомментировать некоторые высказывания и поговорки о татарах.
«Хитрый татарин» и «Вам, татарам, лишь бы даром»
— Татары по роду деятельности в основном были купцами и торговцами. Каждый продавец ищет выгодные условия — где купить подешевле и где продать подороже. Где-то старался схитрить ради собственной выгоды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/ea/8d/cfea8d506787b51da7428e0ca2f58f7d/656x438_1:5603_1eabfd2df8d20eda293f37965e0b2ee8@1500x1000_0xGsBpzxtD_2455387266457683022.jpg.webp)
«Незваный гость хуже татарина»
— Выражение возникло во времена татаро-монгольского ига. Любой татарин был незваным гостем и врагом. Сейчас выражение уже стало больше шуточным. Оно не обидное, наоборот, когда его слышишь, становится приятно, что о боевой славе предков помнят.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/0c/80/1e0c803e58ddea7c1639e949b514df80/656x438_1:5603_0e887d88b6667ecb3f2e1e743e059f3a@1500x1000_0xnS3lalaD_2441220225290484151.jpg.webp)
«Все татарки хорошо готовят»
— Я слышал такое утверждение, но больше в шуточной форме. Раньше это действительно было так. Матери и бабушки учили дочек готовить. Но сейчас многие уезжают от родителей и живут отдельно. Урбанизация. Поэтому тут каждый случай нужно рассматривать отдельно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/d3/f8/7ad3f8345cc3e68dd0c79728fd30f00d/656x438_1:5603_88d31e0bfe343dd0e3f532a0663674c0@1500x1000_0x8kqhmnuj_7178986367587969130.jpg.webp)
«В Татарстане говорят только на татарском»
— Татары уважают свою культуру и свой родной язык. Молодежь старается выучить его. Но вместе с тем большинство жителей Татарстана владеет русским языком, молодые люди изучают и другие иностранные языки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/55/3e/3f553ed96eaeda927a8987ff9f0a5a06/656x438_1_27bd70edb5b85c8d1f64fc1cecee68c6@1395x930_0xmlPeB3fM_4418995563853151227.jpg.webp)
«Татарин поест, да убежит»
— Честно говоря, никогда такого выражения не слышал.
«Сирота казанская»
— Это часто употребляемое выражение. Оно появилось во время противостояния Ивана Грозного и Казани. Царь после завоевания ханства раздавал знати подарки, чтобы улучшить расположение к себе. Некоторые татары делали вид, что сильно пострадали от войны, и выторговывали больше подарков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/93/c7/6b93c7b58ab94f5d8c6813671c4ed6e6/656x437_1_4c9d6e84c914bc270e0ed60aae0cd66c@1500x999_0xBbXZ950v_4529337009786784738.jpg.webp)
«Брак без татарки — как чай без заварки»
— Немного по-другому звучит: «Татарин без татарки — как чай без заварки». Это выражение недавно появилось. У него и ответная фраза есть: «Татарка без татарина — как космос без Гагарина».