Сегодня, в День сотрудника органов следствия, NGS55.RU решил рассказать об одном необычном деле, раскрытом несколько лет назад.
В ночь с 13 на 14 июля 2003 года в службу спасения позвонил взволнованный мужчина и рассказал, что по адресу 5-й Новосёловский переулок, 29 горит частный дом. Звонившим был жилец соседнего дома Евгений Костин. Чуть раньше мужчину разбудила мать, которая рассказала про пожар. Он побежал к телефону-автомату, чтобы вызвать пожарных. Пробегая мимо дома, он заметил открытую калитку и входную дверь. На место происшествия сразу направили несколько пожарных машин.
Приехавшие спасатели увидели, что полыхающий дом освещал всю округу. Дул сильный ветер, и пожарным даже пришлось вызвать подмогу, чтобы справиться с огнём. Пожар удалось потушить только через два часа. Спасатели начали осматривать дом и через 30 минут зашли в самую большую комнату. На кровати они нашли полностью обгоревшие тела двух человек — мужчины и женщины. На их головах можно было увидеть раны, которые напоминали пулевые ранения.
На место пожара приехала следственно-оперативная группа. Сотрудники сразу же начали искать улики.
— Была изъята пуля калибра 5,6 мм, деформированная. Стреляли из мелкокалиберного оружия, — рассказал следователь по особо важным делам Владислав Бражников.
Специалисты уже определили, что причиной пожара был поджог. Тела погибших отправили на экспертизы, а оперативники начали выяснять их личности.
Дом принадлежал Надежде Чикиревой, но там жила не она, а её сын Александр со своей невестой Анной Киселёвой. Трупы и дом очень сильно обгорели. От матери Александра следователи узнали, что Анна была на шестом месяце беременности.
Надежда Чикирева терялась в догадках, почему кто-то мог так поступить с её сыном. По её мнению, это могло быть связано с тем, что Александра совсем недавно отпустили из колонии за хорошее поведение. Он был осуждён за разбой. Мать несколько раз заставала в гостях у сына его прежних друзей. Это подтвердили и соседи, которые рассказали, что, как только Александр вернулся из колонии, они стали видеть множество незнакомых людей, посещавших его дом. Но именно в этот вечер никто незнакомцев не заметил.
Тем временем появились результаты всех экспертиз. Они подтвердили как версию с поджогом, так и двойное убийство. В головы людей, найденных в доме, выстрелили с близкого расстояния, затем облили дом бензином и, выходя из задней двери, бросили внутрь спичку. Если там и были какие-то улики, то их уничтожил огонь. Следователи поняли, что убийство было спланировано заранее. Раскрыть его по горячим следам было невозможно, поэтому создали оперативную группу, задачей которой было выяснить имя убийцы.
Оперативники узнали, что у Чикиревых был сломан замок и дверь не закрывалась. Скорее всего, убийца знал об этом, поскольку был вхож в дом. Судя по расположению тел, пару застрелили во сне. Появилась версия ограбления, но её отмели, ведь вряд ли ради этого преступник совершил бы двойное убийство, тем более что у Чикирева с невестой не было особого достатка. Мотивы могли быть совершенно разными — ревность, месть, криминальные разборки или какие-то менее явные причины. Оперативники решили выяснить больше информации об Александре Чикиреве. Они опрашивали его родных, узнавали, чем он занимался, как проводил время, и запросили информацию о нём в колонии. Также следователи начали разбор преступления, за которое отсидел Чикирев.
26 октября 2000 года Чикирев с тремя вооруженными подельниками ворвался в квартиру предпринимателя Марины Матанцевой, живущей на проспекте Менделеева. В квартире находился и сын Матанцевой. Преступники, угрожая ему пистолетом, заставили показать, где мать хранит деньги и ценности. Парень хорошо запомнил двух налётчиков, и уже через пару дней их задержали. Ими оказались Александр Чикирев и его отец Сергей. Мужчины сразу же подписали явку с повинной, уточнив, что об остальных участниках налёта они не знают ничего кроме кличек — Конь и Гриня. Их объявили в розыск, а Чикиревы отправились в колонию. Летом 2003 года Александра освободили, а его отец по-прежнему находился в местах лишения свободы.
Следователи узнали, что контакты Чикирева с преступным миром не прекратились после освобождения. Свидетелем этого стала тюремная «почтальонша» Елена Дмитрук. Девушка находилась около омского следственного изолятора и служила средством связи между заключенными и людьми на воле, передавая так называемые мульки — послания зэков друг другу. На допросе Дмитрук рассказала, что брала у Чикирева наркотики и по своим каналам передавала их в СИЗО. Во время одной из передач заключённый-наркоман получил от Чикирева белый порошок, на деле оказавшийся обычным мелом. В очередной записке из следственного изолятора Дмитрук просили найти надёжных парней, которые помогут разобраться в этом вопросе.
— Деньги ушли, они ему заплатили. А им привезли туфту. В записке чётко говорилось, что нужно разобраться с тем, кто это сделал. С Чикиревым, — рассказал Владислав Бражников.
«Почтальонша» передала эту информацию троим молодым людям, которые часто приезжали к тюрьме на «девятке» и сидели в машине возле её стен. Следователи решили проверить её слова, и Дмитрук уверенно привела их к дому Чикирева. Оперативники запросили информацию у своих коллег из госнаркоконтроля и начали дежурить у стен СИЗО, ожидая троицу на «девятке». Евгений Иванов, Владислав Третьяков и Николай Поспелов действительно часто приезжали к СИЗО, где пытались выяснить информацию о родственнике одного из них — тот находился под следствием. Дмитрук настаивала на том, что это именно они совершили убийство Чикирева с невестой, объясняла, что они согласились с ним разобраться, а она даже показывала им его дом.
Прокуратура решила задержать молодых людей, но на допросах они все как один отказывались от совершения преступления. Однако у них не было алиби, и все трое не ночевали дома. Срок задержания увеличили до десяти суток, и следователи начали усиленно работать над тем, чтобы найти доказательства причастности молодых людей к убийству Чикирева. Но внезапно изменила свои показания «почтальонша». Дмитрук призналась, что оговорила их. Позже выяснилось, что и сам Чикирев никогда не числился в разработках по омским наркоторговцам. Троицу отпустили с извинениями. Не помогли и исследования пуль — они лишь показали, что ранее из этого оружия никогда не стреляли.
Следователи продолжили работу над делом и решили ещё раз опросить соседей Чикирева. Один из них рассказал, что Александр боялся поплатиться за длинный язык, так как освобождение получил за то, что дал показания против своих криминальных коллег по разбою, подтвердив их причастность к преступлению. Он назвал и их имена — Сергей Оконешников (Конь) и Григорий Серебренников (Гриня). Чикирев даже обещал следователям быть свидетелем против подельников в суде.
Об Оконешникове после преступления никто ничего не слышал, а вот Серебренников в 2001 году скрывался у своих родственников. В один из вечеров преступник перепил и до смерти избил свою тётку на глазах её подруги Маргариты Никифоровой. Он покинул место преступления, но буквально через несколько дней его задержали в садовом кооперативе «Химик». Он прятался там на дачах. Там же он познакомился с двумя мужчинами, и троица начала выпивать. Позже Гриня избил своих собутыльников. От побоев один из мужчин умер.
Сотрудники ППС задержали Гриню практически на месте избиения. Серебренников и так уже много натворил, причём у каждого из преступлений были свидетели. Поэтому убийство Чикирева сыграло ему на руку, но из числа подозреваемых он выпадал — на момент убийства Чикирева он находился за решеткой. Гриня наотрез отказался общаться со следствием об убийстве бывшего подельника и его невесты. Когда Серебренникова спрашивали про убийство мужчины, давшего показания против него, парень лишь ухмылялся и отшучивался.
Появились сведения и об Оконешникове. Отец Грини, отставной майор милиции Геннадий Серебренников рассказал следствию, что к ним домой осенью 2000 года заходил находящийся в федеральном розыске Оконешников-Конь и хотел поговорить с его сыном. Но его сын на тот момент сам скрывался. Геннадий Серебренников пояснил, что посоветовал Коню сдаться — раньше сесть и раньше выйти. И попросил этот же совет передать сыну Грине. Оконешников оставался последним подозреваемым в деле об убийстве Чикирева. Мать видела его в последний раз 27 октября 2000 года. Сын сказал ей, что уходит в бега после преступления.
Внезапно к следователям обратилась Матанцева и рассказала, что ей на работу позвонил неизвестный и предложил ей и её сыну изменить свои показания. Он советовал заявить, что нападающих было трое. В противном случае он грозился убить сына Матанцевой. Мужчина описал приметы того, про чье участие предлагалось забыть — это был Гриня, суд над которым должен был вот-вот начаться. При этом выяснилось, что и свидетели дела не могут принять участие в суде.
Единственный свидетель избиения в дачном товариществе «Химик» Владимир Бурим был убит, а подруга забитой до смерти женщины, тёти Серебренникова, Маргарита Никифорова пропала без вести. Следователи уже задумались, не стоит ли переквалифицировать пропавшего три года назад Оконешникова в жертву. Гриня находился за решёткой в момент убийства Чикирева с невестой и пропажи свидетелей, значит, сам это сделать он не мог. Оперативники предположили, что на воле остался человек, который хочет помочь ему развалить дело. Сам Гриня по этому поводу ничего не мог пояснить, а когда узнал про пропажу Никифоровой, забеспокоился. Выяснилось, что они любили друг друга и даже хотели пожениться.
— Изучив убийства Чикирева с невестой и Бурима, мы поняли, что почерк преступника не совпадает. Убийство Чикирева было тщательно спланировано. Бурима же подкараулили в тёмном переулке, долго били, душили и кололи ножом. Единственное, что совпадало — и в том, и в другом случае на месте преступления не нашли никаких улик, указывающих на убийцу, — рассказали следователи.
Но вскоре произошло событие, которое очень повлияло на ход следствия. В милицию обратилась мать пропавшей Никифоровой. Она принесла конверт с письмом от Маргариты и ключами от квартиры. Ключи были у её дочери, когда она в последний раз выходила из дома. В письме она заявляла, что разрывает отношения с родителями, потому что они не одобряют её любовь к Серебренникову. Она сообщила, что переехала в другой город и возвращает им ключи, которые ей больше не пригодятся. Письмо отдали на экспертизу — почерк и подпись оказались поддельными.
Для следователей это не стало открытием — они понимали, что конверт подбросил убийца, а самой Маргариты уже нет в живых. Но преступник, сам того не подозревая, оставил улику — выпускавшийся ограниченным тиражом почтовый конверт с изображением церкви и пасхальных куличей.
Мать Маргариты вспомнила, что дочь хоть и любила Серебренникова, но давать ложные показания по его делу не хотела и была обо всём прекрасна осведомлена. Также женщина рассказала, что с Маргаритой связывался Геннадий Серебренников и советовал ей не давать показания против её сына.
Следователей этот момент очень заинтересовал. Ведь отставной майор милиции был опытным в подобных вещах человеком, который мог хорошо знать, как замести следы, а также разбирался во всех тонкостях оперативных дел. Следователи решили проверить всех свидетелей по делу и их родственников. Всем им задавали вопрос — не пытался ли на них повлиять отец Григория Серебренникова. Почти во всех случаях они получили утвердительный ответ.
— Геннадий встретил на улице милиционера ППС, который задерживал его сына, и сказал: «Либо ты даешь показания в пользу моего сына, либо я тебя убью», — рассказал следователь.
Оказалось, что майор длительное время был участковым в Советском округе, именно там, где происходили все убийства. Его сослуживцы отзывались о нём как о жёстком, жестоком человеке, которому лучше не переходить дорогу. А в отделе дознания Советского РУВД припомнили, что Гриня уже привлекался за разбойное нападение, но вышел сухим из воды, так как его дело просто бесследно пропало из кабинета следователя.
Геннадий Серебренников в 1981 году поступил в Елабужскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР, которую в 1983 году окончил с отличием. 29 августа 1983 года ему была присвоена квалификация юриста. Серебренников 20 лет проработал в РОВД Советского района Омска, после чего вышел на пенсию в звании майора. Серебренников был женат, имел двух сыновей — Григория и Виктора. У обоих были проблемы с законом. По воспоминаниям знавших его людей, Геннадий Серебренников был готов на любые поступки ради порядка на доверенной ему территории. Поднадзорный контингент ненавидел и боялся его.
Картина против майора начала вырисовываться, но прямых доказательств не было. Усложнялось дело и тем, что соседи Геннадия тут же рассказывали ему обо всех, кто находился возле его дома. Можно было устроить штурм, но опытный Серебренников мог закрыться и тут же уничтожить улики. Поэтому следователи приняли решение — Серебренникова нужно выманить из дома, взять под стражу и предъявить ему документы на обыск. Оперативникам повезло, что Геннадий в тот момент судился с милиционерами. Его младшего сына Виктора привлекали за приобретение наркотиков, и Серебренников, защищая сына, утверждал, что милиционеры применяли недозволенные меры.
Прокурор пригласил Геннадия на беседу. Там его с нетерпением ждали следователи, понятые и оперативники. Это произвело на вошедшего Серебренникова огромное впечатление. Он даже бросился на них с кулаками, но драки не допустили бойцы СОБРа. После этого все вместе поехали в гости к Серебренникову. Особое внимание при обыске уделялось письмам, запискам, конвертам и видеокассетам.
В ящике комода были найдены несколько знакомых конвертов с куличами. В том же комоде обнаружили список тех, кто имел хоть какое-то отношение к делу сына Геннадия Серебренникова, включая оперативников. По каждому из них Геннадий собрал очень подробную информацию. Но эти улики не могли служить полноценным доказательством в его причастности к убийствам. Следователи покинули дом Серебренникова, понимая, что игра теперь идёт в открытую. Позже на одной из изъятых видеокассет они обнаружили интересное хоум-видео сексуального характера. На нём был запечатлён Гриня, который измывался над двумя связанными мужчинами, а снимал всё его отец Геннадий, который в конце приказал парням назвать свои имена.
Милиционеры нашли мужчин с видео. Ими оказались наркоторговцы, которые продали наркотики младшему сыну Серебренникова. Геннадий и Григорий поймали их, затащили в свою баню, где Гриня «опустил» обоих парней. Позже Геннадий сообщил им, что если они не будут его слушаться, то он покажет это видео криминальным авторитетам, растолковав, какая участь позже ждёт парней на зоне.
В отношении Геннадия возбудили уголовное дело за похищение и сексуальное насилие. Его взяли под стражу, но от показаний он отказывался и вину не признавал. Тогда милиционеры начали плотнее работать с Григорием. Они давили на то, что его отец, будучи намного умнее и опытнее, уже прокололся. Вспоминали и убитую Геннадием Маргариту, которую любил Гриня, а также этапировали отца и сына на разные зоны, чтобы они не могли общаться.
— Мы ему говорили: ну понятно, что это ты Маргариту убил с отцом. Но ты же её любил. Цветочки ей носил на могилку, где вы её закопали, — рассказывали следователи.
На очередном допросе Гриня разрыдался и дал первые показания. Он рассказал, где был спрятан обезглавленный труп Маргариты Никифоровой. Гриня позвал возлюбленную прогуляться возле своего дома и выстрелил ей в затылок. Участвовал в убийстве и Геннадий — на глазах у сына он лопатой отрубил Никифоровой голову и кисти рук. Попутно он объяснял Грине, зачем это делает — по его словам, обезображенный труп будет сложнее опознать. Но это не помогло — мать и через два года смогла опознать дочь.
— Он был на эмоциональной грани и всё рассказал. Он не мог простить отцу, что тот полгода уговаривал сына убить его любимую девушку, — объяснил следователь.
Позже к показаниям подключился и младший Серебренников. Несовершеннолетний Виктор заявил, что отец во всех красках рассказывал ему, как расправлялся с жертвами — «ножом зарезал, попрыгал ногами на трупе». После показаний двух сыновей стало ясно, что Чикирева и его невесту убил Геннадий, а его первой жертвой стал пропавший Сергей Оконешников.
Геннадий заманил Оконешникова на старую дачу, обещая спрятать от следствия. Там он его застрелил, отпилил голову и руки ножовкой, а труп зарыл, водрузив сверху бочку с водой. Выяснилось, что у старшего Серебренникова была ещё и шестая жертва. На этот раз совершенно случайная. Геннадий хотел, чтобы Маргариту убил его знакомый, Денис Латышев. Мужчина отказался и поплатился. Геннадий предложил ему «всё замять», напоил, выстрелил в него и добил заточкой.
— Говорить, что кто-то из детей пользовался моей любовью, — такого не было. Я любил каждого по-своему, — сказал Геннадий Серебренников.
Григория Серебренникова суд приговорил к 15 годам колонии строгого режима. Его отец проведёт в тюрьме «Белый лебедь» остаток жизни.