
Скоро омские рестораны и кафе могут полностью опустеть. Сколько из них возобновят работу после перерыва — большой вопрос
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Сегодня, 2 ноября, оперштаб рассмотрит новые предложения областного Роспотребнадзора. Глава ведомства Александр Крига требует, чтобы в Омской области до
Владелец винного бара «Одно Вино», директор по развитию холдинга
— Естественно, предложения, о которых заявляет Роспотребнадзор, нас не устраивают. Причем с каждым разом они звучат всё жестче и жестче, особенно по отношению к бизнесу. Очень бы хотелось помимо запретов слышать и о мерах поддержки или благодарность по отношению к предпринимателям. В настоящий момент мы приближаемся к отметке 100% вакцинации своих сотрудников. В других городах создаются так называемые COVID-free зоны как своеобразное поощрение ответственного бизнеса. В нашем же случае такое чувство, что Роспотребнадзор хочет виновными сделать всех вокруг, кроме себя. В нашей стране первой появилась вакцина, больше года было дано на программу вакцинации. Странно, что опять мы становимся виноватыми в том, что нужные показатели так и не были достигнуты. Мы с трудом пережили первый локдаун, причем там мы закрывались в теплое время года. Люди гуляли, и востребованность работы навынос была хоть какой-то. При этом мы потеряли до 80% своей выручки, сейчас же, в холодное время года, ни одна доставка и возможность работы навынос не принесет хоть каких-то осязаемых результатов. Можно сказать, что таким образом Роспотребнадзор просто уничтожает малый и средний бизнес в Омске.
Директор ООО «Кинопрокат Омск» (кинотеатры «Слава» и «Первомайский») Дмитрий Савельев:
— Я, конечно, не специалист в области борьбы с эпидемиями и введении локдаунов разной масштабности, все-таки каждый сидит на своем месте. Сейчас о другом. Я сейчас буду говорить в целом о бизнесе, связанном с развлечениями, с индустрией торговли и
Дальше вводят проверку QR-кодов или оригиналов документов. Ладно, хорошо, давайте и эту систему введем. Для того чтобы посмотреть, как работает система, я в субботу весь день отработал сам на одном из наших объектов. Да, есть недовольные. Трафик, понятно, упал. Он в принципе должен был упасть, потому что из-за московского и питерского локдауна все дистрибьюторы, владельцы авторских прав на фильмы перенесли свои релизы на более поздние сроки. Смотреть нечего. Нельзя сказать: «Вот мы ввели QR-коды, и упала посещаемость». Не совсем верно так будет отвечать. В итоге на новую систему мы приобрели мобильные устройства, вывели дополнительного человека для этого. Увеличились расходы. Это кому-то, может, покажется в рамках бюджетного финансирования копейками, но мы их не рисуем. Мы их зарабатываем. У меня в свое время появилась новая статья «закупка СИЗов», появилась новая статья «закупка средств, необходимых для обработки». Хорошо, пусть.
А теперь главный вопрос: может, это не так делается вообще в целом? В кинотеатрах и ресторанах вина ли? Почему именно этот сегмент? Понятно, что он не первой важности. Но люди, которые здесь работают, — им что делать? У всех есть дети, внуки, семьи, кредиты. А сейчас что с ними делать? Автобусы работают, стройки никто не останавливал, нефтезаводы никто не останавливал, заправки никто не останавливал, аптеки работают (пусть на доставку работают). Самолеты в Турцию и Египет никто не отменял. В Москву как летали по куче рейсов в день, так и летают. Ну прикройте авиасообщение, закройте границы на въезд в город. Вот вы говорите: «Надо, чтобы все дома посидели». Все прекрасно видели после введения праздников президентом, что у нас обрушились все туристические сайты. А потом говорят, что это кинотеатры виноваты с ресторанами. В ресторан-то кто-нибудь ходит, видит, как это происходит? Сидят десять человек в километре друг от друга. Как там люди смешаются? А когда самолет полный в Турцию, здесь ничего не смешивается. А закрывать хотят опять нас! Почему?
Мы готовы пойти на то, чтобы нация выздоровела и популяция человечества не прекратилась на Земле. Но тогда нужно закрыть не только кинотеатры, театры, библиотеки… Господи, библиотеки… Кто последний раз был в библиотеке? При этом у нас идет чартер в Египет, он полностью забитый. Не понимаю.
Поэтому вопрос на повестке этого оперштаба: а правильно ли всё делается? Я бы так задал его. Это первое.

В кинозалах и без закрытия пусто. Просто нечего смотреть — громкие премьеры сдвинули из-за пандемии
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Второе: мы любим кивать на власть, говорить, что все чиновники плохие. Есть хороша поговорка, хорошая позиция: «Начни с себя». У нас люди с неохотой принимали маски. Я помню, как мы открылись в прошлом сентябре, когда я мог сохранить только 30% штата. Я также работал и старшим администратором, и на кассе. Вошел полностью в процесс, потому что некого было ставить, и помню тот негатив, который выливался. Я говорю: «Слушай, ну мне-то чего выговариваешь? У меня предписание, штраф —
Собственник пиццерий «Пиццот» Антон Назаренко:
— Думаю, что такое решение не примут, всё останется так, как есть, и будут введены QR-коды. Это тоже плохо для бизнеса. Выручка в регионах, где вводили QR-коды, падает пополам. Привитых людей у нас
Закрывать заведения и вводить QR-коды для ресторанов — это не самое правильное решение. Нужны решения, которые заставляли бы людей вакцинироваться. В рестораны от общей массы ходят не так много людей. Нужен более серьезный ограничитель. Ресторанная отрасль во всём мире, к сожалению, попадает под удар одной из первых, не только в Омске и России — везде.
Учредитель и председатель правления группы «Музыка и кино» (занимается развитием таких проектов, как «Курочка рядом», «Сенкевич», Pinzeria by Bontempi, «ПИТЕР@PAN») Денис Кошель:
— Если мы поднимем статистику, то не обнаружим никакой связи между ограничениями и динамикой заболеваемости. Она больше реагирует на другие факторы, к примеру, выборы, но никак не рестораны. Есть статистика, что в рестораны с регулярностью ходит настолько мизерный процент населения, что говорить о росте заболеваемости в этой связи не приходится. Если мы сравним количество пассажиров общественного транспорта с посетителями ресторанов, то это несопоставимые вещи.
Даже если у предпринимателей были какие-то накопления, то это всё было растрачено в предыдущий локдаун. Если сейчас власть не пойдет на полноценную компенсацию выпадающих доходов, то, естественно, это грозит закрытием. А самое плохое — это грозит вымыванием квалифицированного персонала из отрасли. В предыдущую пандемию, по нашим оценкам, рынок недосчитался около 30% кадров в сфере общественного питания, которые либо ушли в другие отрасли, чтобы не рисковать в дальнейшем (многие столкнулись с невыплатой зарплат со стороны закрывшихся предприятий), либо уехали в другие регионы, где уровень зарплат выше и даже вводимые локдауны ими компенсируются.
Достаточно было запретить ночные заведения, что и было сделано. Это та мера, которая вышла с уровня федерального штаба. Ночные мероприятия иногда сопровождаются музыкой и танцами. Учитывая, что рисковый фактор сократили путем сокращения режима работы, то дополнительное ограничение вызывает большой вопрос. Не только отрасль общепита, поскольку речь идет в принципе о потребительском рынке, испытывает сегодня большую волну негодования и возмущения. Либо как в Москве надо будет заложить в бюджет расходы на компенсации предпринимателям, либо заниматься пропагандой вакцинации без закрытия серьезного для Омска с точки зрения занятости и объемов сектора экономики.

Еще в прошлом году бизнес понес большие убытки
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
В прошлом году было две волны компенсаций: гранты и субсидируемые кредиты со стороны федерального правительства. Конечно, это очень серьезно поддержало отрасль, но не покрыло всех убытков, связанных с локдауном и последующей потерей значительной доли оборота в нашем секторе. Сегодняшнее повторение этих грантов в размере одного федерального МРОТа на одного человека тем более не может никак компенсировать потери от закрытия.
Если в прошлом году при общефедеральном локдауне было смягчение со стороны арендодателей, то сегодня этого ожидать не приходится, ввиду того что при введении QR-кодов или других ограничений деятельность не запрещается, а лишь ограничивается, и будут дополнительные расходы предпринимателей, которые никак не будут компенсироваться.
Государство хочет решить проблему за счет бизнеса, это неправильно. Мы уже
Необходимо сконцентрироваться на том, что уже введено. Например, масочный режим проще контролировать, чем QR-коды. Почему масочный режим не контролируется в городе? Я еду по улице и заглядываю в окна маршруток, картина одна — маски на подбородке. Если наш глава Роспотребнадзора призывает полицию и Росгвардию, сажайте их в общественный транспорт и заставляйте людей носить маски. Пусть заходят в каждую маршрутку и проверяют маски, вот и будет действенный способ борьбы с эпидемией.
QR-коды тоже повлекут серьезные затраты. В каждом объекте питания должен стоять на входе человек, который будет считывать QR-код и сверять данные с паспортом. Представим себе столовую, где за час должны пообедать 200 человек. Будет очередь из людей, в которой возможность заразиться будет больше. Еще одна проблема — ресурсная. Сегодня вообще нет лишних людей ни в одной отрасли омского потребительского рынка. Есть колоссальная нехватка людей — работать некому. А здесь нужно будет нанимать еще какое-то количество персонала, платить им, чтобы осуществлять систему допуска. Ради чего? Где эффект от этой меры? Либо нужно было повсеместно вводить это. Только я боюсь, что никто не пойдет на то, чтобы ввести тотальный доступ к услугам только по QR-кодам. Поэтому выбирают отрасли, и получается как в фильме: «Опять Гуськов?!»