2020 год оказался очень непростым. Коронавирус и пандемия подкосили многих. И речь идёт не только о здоровье. Из-за самоизоляции пришли в упадок дела у многих компаний и предпринимателей. Люди банкротились, закрывали своё дело или делали перерыв, меняя сферу деятельности и дожидаясь лучших времён. Для киноиндустрии всё складывалось особенно сложно. Летом работа кинотеатров была запрещена, не было громких премьер и крупных сборов. Продюсеры перенесли многие значимые премьеры на 2021 год, а сами кинотеатры начали работать одними из последних после режима самоизоляции.
Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов пообщался с руководителями трёх омских кинотеатров, которые рассказали о своём видении ситуации и перспективах бизнеса до конца года.
Замдиректора по рекламе и прокату кинотеатра «Маяковский» Константин Красков рассказал, что, пока кинотеатр был закрыт, сотрудники заведения зря время не теряли. В кинотеатре привели в порядок фасад, занялись ремонтом и другими работами, которые сложно проводить при большом потоке посетителей.
— Мы не оперируем понятием «выручка», мы оперируем понятием «зрители». Если оценивать сегодняшнее положение, то оно ниже плинтуса. Голливуд выдал всё, что мог. «Довод» и «Мулан» собрали каких-то зрителей… и всё. Но опять же нужно понимать, что ни у одной голливудской студии в учредительном документе нет пункта «поддержка омских кинотеатров». А наши продюсеры показали своё истинное лицо. Вот сейчас как раз можно поговорить о патриотизме, о воспитании в зрителе интереса к отечественному кино. Кто они есть, они показали всем. Очень удобно брать у государства деньги, надувать щёки, говорить, какие мы крутые, убирать голливудские фильмы с каких-то дат, чтобы якобы воспитывать интерес к российскому кино. Но вот эти даты освободились. И что? Где фильмы? Эти ребята просто понимают, что без Голливуда они не соберут ни копейки. Им нужно, чтобы Голливуд им разогрел рынок, призвал зрителей в кинотеатры. Они могут работать только под Голливудом, — рассказал Константин Красков.
По его мнению, западная киноиндустрия — это очень грамотно выстроенный бизнес, где ни одна премьера, ни один трейлер не выходит просто так. Там постоянно подогревается интерес к качественному продукту.
— У нас же — кто в лес, кто по дрова. Интерес только один — побыстрее хапнуть денег хоть откуда и свалить. Никакого интереса к глобальному рынку, к тому, что потом скажет зритель. Это хапуги, привыкшие таскать деньги из бюджета. Нет там ни мастеров, ни патриотов, — посетовал Константин.
Он убежден, что в последнее время не было ни одного достойного российского фильма для массового зрителя. Ему вспомнился лишь «Текст», вышедший в августе 2019 года, и пара артхаусных лент.
— Закрыв глаза, могу что-то сказать ещё про «Холопа». Да, это попса, развлекаловка, абсолютно массовый продукт, но это хотя бы удобоваримо. Всё остальное — это сырое, вялое, сделанное на коленке скучное «Г», которое можно показывать только с бешеной поддержкой ТВ и раздутыми щеками патриотов российского кино. И вот люди, которые делают это сырое «Г», тоже переносят свои премьеры на 2021 год, когда начнёт выпускать свои фильмы Голливуд, чтобы он разогрел им рынок. Они ждут, когда начнутся нормальные фильмы, когда зритель пойдёт в кино, и они смогут засунуть ему своё «Г», — утверждает мужчина.
При этом Константин считает, что западных продюсеров, которые сейчас не выпускают фильмы, можно понять, поскольку в штатах не работают кинотеатры.
— Работающие кинотеатры — это основа их сборов. Я их понимаю. Понимаю, зачем все эти передвижки. Они, опять же, никогда не декларировали, что будут патриотами российского кино. Да, нам очень плохо без них, очень плохо. Мы за гранью выживания, но сделать мы ничего не можем. Европа также выживает за счёт Голливуда. Там те же «Довод» и «Мулан» собирали. Единственная страна, которая собирает на национальном кинематографе, — это Китай.
Кинотеатры, по словам Константина, генерируют убытки, а владельцы вкладывают деньги в то, чтобы бизнес продолжал работать. Редко получается заработать хотя бы на зарплату сотрудникам, не говоря уже про аренду, коммуналку, налоги и прочие выплаты.
В масочном режиме, ограничениях по заполняемости зала и шахматной рассадке Константин Красков не видит глобальных неудобств. Единственная проблема — отсутствие продукта, на который пойдет зритель.
— Сложно выживать на третьесортных фильмах. Ситуация равна 1989 году, когда национального кино не было, а Голливуд шёл категории ниже B. Кинотеатры закрылись, и в них стали торговать диванами. А перспективы… Перспективы у нас всегда есть, и они постоянно меняются не в лучшую сторону. Буквально пару часов назад у меня был ноябрьский репертуар, и он мне виделся вполне нормальным, сейчас он видится плохим. Два часа назад ушли два крупных голливудских проекта, их перенесли на 2021 год. Пандемия, — сказал он.
«Министру культуры надо взять за руку продюсеров и поговорить с ними совсем другим тоном: "Ребят, вам дали деньги — с вас хорошие фильмы. Работайте"»
— Если они послушаются и выпустят фильмы хотя бы чуть выше уровня детского сада, то тогда мы выживем, индустрия и отрасль выживет. «Холоп» то ведь тоже был не шедевр, а деньги собрал бешеные. В СССР рынок упал, потому что кормили плохим продуктом. Да, человек сходит и посмотрит, может быть, даже не скажет «фи», но в глубине души он понимает, что отдал свои кровные 120–160 рублей за некачественный продукт. Вот вы идёте в магазин и покупаете продут, сыр, к примеру, а он некачественный. Сколько раз вы его там купите? Тут ситуация ровным счётом такая же. Без большого кино, большого Голливуда нам подняться нереально. А большой Голливуд стоит до 3 декабря. До декабря — так, легкие дуновения ветра, независимое кино и фильмы категории B. Можно ещё держаться, но с натяжкой, — заключил Константин Красков.
Самоизоляция далась многим трудно (как морально, так и материально), но кинотеатру «Галактика» удалось начать работу достаточно неплохо, рассказывает директор по кинопрокату и маркетингу Елена Хлебникова.
— Нам повезло, что весь персонал остался прежним, что не нужно было тратить время на обучение. А по фильмам — не скажу, что сентябрь был самым ужасным по репертуару. Даже если с прошлыми годами сравнивать, то сентябрь никогда не отличался какими-то значимыми премьерами. Блокбастеры кинопрокатчики не выпускают обычно. Учебный год, пора отпусков. Поэтому, даже несмотря на всю эту пандемию, мы отработали достаточно неплохо. Но вообще в такой ситуации мы живём сегодняшним днём, конечно, — поделилась Елена Хлебникова.
Она убеждена, что сейчас в кинобизнесе многое зависит от того, как отечественные прокатчики поддержат кинотеатры. На ноябрь уже готовят расписание, в котором будут как российские, так и зарубежные фильмы.
— В конце октября выходят «Ведьмы». На него надеемся. Надеемся и верим. Верим в лучшее. Аналитики пока никакой не делаем, так как смысла нет. Мы ещё не были в подобной ситуации, сравнивать не с чем. А считать что-то, а потом разочаровываться я не хочу. Мы планируем, что итог будет не самым печальным. А какие цифры будут, поживём — увидим. Я не знаю, насколько помогает масочный режим, но пока, лично по моему мнению, кинотеатр — это место, где можно наиболее безопасно провести время, — поделилась Елена.
Директор кинотеатра «Слава» Дмитрий Савельев считает, что сентябрь был достаточно хорошим месяцем для киноиндустрии.
— У каждого фильма есть свой зритель. Даже когда выходит хорошая премьера, всегда есть второстепенные факторы — погода, городские и международные праздники, крупные телевизионные проекты. У слабой премьеры могут быть крупные сборы, потому что не было альтернатив, а у сильной премьеры, — наоборот, маленькие сборы, просто потому, что, например, в эти дни показывали чемпионат мира по футболу или был День города, — поделился Дмитрий Савельев.
Он утверждает, что на российских кинотеатрах сильно сказывается то, что некоторые западные кинодистрибьюторы решили перенести значимые премьеры на 2021 год. Владельцам кинотеатров остаётся только дожидаться, когда все ограничения снимут и снова получится вернуться к обычному потоку зрителей.
— Люди сейчас идут на любой фильм, потому что соскучились по кино, или всё-таки выбирают?
— Первую неделю шли на всё, потому что соскучились. А сейчас, конечно, выбирают. Публика делится по категориям, в зависимости от фильма. Семейные, подростковые, детские и другие — для каждой целевой аудитории. Сейчас, на самом деле, неплохой репертуар, есть что посмотреть.
— А от русских продюсеров ждёте каких-то крупных новинок, на которые могут массово пойти люди?
— Нет, до конца года таких премьер не предвидится.
Дмитрий Савельев считает, что предписания, вызванные пандемией, нужно соблюдать и оспаривать мнения медиков в этом вопросе бессмысленно.
— Говорить, что масочный режим и шахматная рассадка не помогают, можно только отучившись на медика и получив диплом. Иначе это просто болтовня. Мне кажется, маска во время просмотра фильма никак не мешает, — заключил директор кинотеатра.