Закрытие бизнеса — естественный процесс. Но кризисные явления в экономике могут его ускорить. В этом году таким катализатором стала пандемия коронавируса. По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, с марта по май 2020 года закрылись (не временно, а навсегда) 3105 организаций — на треть меньше, чем прошлой весной. Но, учитывая особенности процедуры ликвидации, решение о прекращении деятельности было принято до пандемии. В справочнике 2ГИС информация о работающих компаниях обновляется быстрее. Аналитики сравнили количество организаций в марте и мае, а NGS55.RU составил топ-5 сфер, в которых открылось и закрылось наибольшее количество бизнесов.
В количественном выражении в Омской области больше всего за два месяца закрылось ногтевых студий — 73 или 6,3% от общего количества. Но с учётом 23 новых компаний отрицательная динамика составила 4,3%. Интересный факт: в соседнем Новосибирске ногтевых студий в марте было в три раза меньше, чем в Омске, а к июню их количество даже выросло на 8%.
Сильно пострадал рынок общепита. Ушли 56 кафе (14,5% от общего количества в марте) и столько же заведений быстрого питания (7,6%), которые не смогли перестроиться на доставку блюд. Свернул работу почти каждый десятый магазин по продаже чая и кофе, в чей ассортимент не входили товары первой необходимости, которые позволяли обслуживать покупателей и во время самоизоляции.
Ликвидировались 47 магазинов женской одежды (3,8%), 21 магазин детской одежды (3,6%) и 20 магазинов мужской одежды (3,5%). И неудивительно. По данным «Яндекс.Денег», количество платежей в магазинах одежды в апреле снизилось на 86%, в мае — на 65% относительно уровня прошлого года, средний чек сократился на 5% в апреле (до 1690 рублей) и на 16% в мае (до 1188 рублей).
Кафе и фастфуды вошли в топ-5 по открытию компаний, хотя общая динамика в этих сферах всё-таки отрицательная. С марта по июнь открылось 26 и 28 заведений соответственно, то есть в два раза меньше, чем закрылось.
— Интерес омичей к ресторанам и кафе также упал. Количество платежей в марте снизилось на 61%, в апреле — на 90%, в мае — на 88% относительно весенних месяцев 2019 года. Заметно уменьшился и оборот: в марте — на 53%, в апреле — на 82%, в мае — на 76%, — отметили в «Яндекс.Деньгах».
По расчётам 2ГИС, в числе прочих закрылся 31 алкомаркет, 30 цветочных магазинов, 28 салонов по продаже мобильных телефонов, 26 магазинов с игрушками и столько же магазинов парфюмерии и косметики.
На весну пришёлся пик запуска новых продовольственных магазинов и доставок готовых блюд. С учётом бизнесов, прекративших работу, их количество выросло на 8,5% и 19,1% соответственно. Работу продуктовых магазинов правительство Омской области не ограничивало, а во время всеобщей самоизоляции поход за покупками был одним из немногих легальных поводов выйти из дома. Свежи воспоминания и об очередях в первые дни после введения режима повышенной готовности, когда омичи бросились скупать крупы и туалетную бумагу.
— Количество платежей в продуктовых магазинах Омска увеличивалось всю весну: в марте — на 21%, в апреле — на 19%, в мае — на 22% по сравнению с такими же периодами 2019 года. Средний чек в марте вырос на 10% (до 306 рублей), в апреле — на 21% (до 337 рублей), в мае — на 13% (до 302 рублей). Подрос и оборот таких платежей: в марте — на 33%, в апреле — на 44%, в мае — на 38%, — рассказали в «Яндекс.Деньгах».
Аномально жаркая весна спровоцировала рост киосков с мороженым на 6,3%. На 29 открывшихся точек пришлось всего девять закрывшихся.
В целом, по данным Омскстата, оборот розничной торговли в апреле и мае сократился на четверть относительно уровня прошлого года, оборот общественного питания — более чем на треть. Но уже по итогам прошлого месяца стало понятно, что бизнес адаптировался к новым условиям работы. По мнению заместителя председателя регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Дерябина, поводов для оптимизма у бизнеса пока нет.
— Конечно же, больше всего пострадали те, на кого впрямую распространялся запрет на работу. Это рестораны, фитнес-клубы, кинотеатры... Но вслед за последствиями шоковой остановки экономики разворачивается мировой экономический кризис, последствия которого мы будем ощущать ещё достаточно долго. Если говорить о настроениях бизнеса, и наши опросы это подтверждают, в мае наступил период «стабилизации» в отношении бизнеса к текущей ситуации. Предприниматели отмечают сильное падение выручки и ухудшение ситуации в бизнесе. Многие из них уже провели сокращения или их сотрудники ушли в неоплачиваемый отпуск. Наиболее успешными оказались те бизнесы, которые в большей степени были ориентированы на дистанционную работу. Это, к примеру, онлайн-торговля. В программе акселерации бизнеса Scale Up, которую мы реализуем, есть молодой бизнесмен, который за март-апрель превысил по выручке показатели прошлого года! — рассказал Александр Дерябин.
Впрочем, по данным рекрутёров, малый и средний бизнес в Омской области всё-таки начал подавать признаки жизни. Так, аналитики из «Авито Работа» отмечают рост количества вакансий в мае по сравнению с апрелем на 31%. Причём в сфере административной работы он составил 85%, в образовании и науке — 75%, в охране и безопасности — 67%. Управляющий директор «Авито Работы» Артём Кумпель также подчёркивает, что это не динамичный рост, а именно восстановление. Оно продолжится, если лето обойдётся без сюрпризов.