![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/5c/df/3e5cdff1d67a2266d157d2b8af7d8f06/656x438_1:5603_ab8646b505ccd269b4636a6bb9dfe2f1@2500x1667_0xm67sfp6K_7941771623565394758.jpg.webp)
Дорогие читатели, мы запускаем рубрику «Маленький, но гордый бизнес», которая посвящена омичам, рискнувшим открыть своё дело. Наша первая героиня Ольга Батенькова любит создавать вокруг себя праздник — она занимается организацией детских квестов. Корреспондент NGS55.RU Ирина Буркина узнала, как этот бизнес перенёс режим самоизоляции и какими проектами Ольга хочет удивлять омичей в будущем.
Ольге было всего 17 лет, когда она начала работать детским аниматором. Сейчас с умилением вспоминает своё первое место работы — кафе «Курочка Рядом» — и скромную зарплату — 200 рублей за двухчасовой праздник. Ольга уже тогда сама мастерила реквизит для мероприятий и придумывала сценарии. С самого начала пути она относилась к своей работе как к любимому хобби. С годами любовь к детям и весёлым праздникам стала больше во всех смыслах — теперь Ольга владеет одним из самых крупных в Омске агентств по организации развлекательных мероприятий.
Первые попытки начать свой бизнес
Благодаря сарафанному радио, отзывов о частном аниматоре Оле становилось всё больше. Ещё тогда родители запомнили её имя, и к нему почти сразу присоединилось звонкое «ля». Получилось «Оля-ля» — на французский манер. Сейчас бренд Ольги носит такое же название.
Ольга очень много работала и старалась откладывать заработанные деньги. Вскоре ей удалось накопить на аренду небольшого помещения в Старом Кировске под игровую комнату для детей. Собственными силами она сделала там ремонт и разрисовала стены (здесь пригодилось художественное образование). Однако, как это часто бывает, первая попытка начать собственный бизнес получилась не совсем удачной.
— Мне тогда казалось, что у нас есть явные заявки на успех. Очень много людей было на празднике в честь открытия нашей игровой комнаты. Да и в самом микрорайоне проживало довольно много детей. Но к нам в итоге никто не пошёл. Одного или двоих детей в день приведут — и всё. И родители всё время спрашивали: «А можно ли оставить у вас ребёнка на полный день, как в детском саду?», — анализирует свой первый предпринимательский опыт Ольга.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/4f/45/2b4f45baab487dc141c7b7761853cef0/656x438_1:5603_5ed3ac6099008bc2f36da2b99793b1d5@2500x1667_0x1HGTS4Eu_7482436085695288506.jpg.webp)
Постоянные вопросы родителей натолкнули омичку на размышления о смене направления развития бизнеса. Ольга приняла решение открыть собственный детский сад. Он, как и его предшественница — игровая комната, открылся на том же месте под вывеской «Оля-ля».
— Можно сказать, тогда принимала это решение, руководствуясь принципами «Слабоумие и отвага». Я ведь тогда ничего в этом толком не понимала. Мне всего-навсего 21 год был на тот момент. Но глаза боятся, а руки делают. Я наняла воспитателей, взяла с родителей первый взнос — по 3,5 тысячи рублей — и на эти деньги купила кроватки и шкафчики, — вспоминает Ольга.
Параллельно Ольга продолжала работать частным аниматором. Даже во время беременности она не бросала любимое дело.
— На одном из праздников маленький мальчик спросил у меня: «Фея, а почему ты такая толстая?» А ведь я тогда считала, что мой живот ещё не очень заметен. Вот тогда я поняла, что мне уже пора уходить на отдых и искать аниматоров себе на замену.
Однако оказалось не так уж просто найти профессионала, который с успехом проведёт праздник и понравится как детям, так и родителям. Клиенты не всегда оставались довольны работой аниматоров, которые приезжали на праздник вместо полюбившейся всем девушки по имени Оля-ля.
— Тогда ко мне пришло осознание, что моя работа частным аниматором — это совсем не бизнес. Вроде бы я на этом зарабатываю, но как только у меня пропадет возможность выезжать на заказы, то нет и никакого дохода, — рассказывает Ольга.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/0f/32/210f329c5dc83fcf4236f253796383b0/656x438_1:5603_b227c54c62a5d78df7e924ce8ce9d81d@2500x1667_0xlr5wJzvx_3083468207829725315.jpg.webp)
Квесты под ключ
На дворе стоял 2015 год. Конкуренция на рынке развлечений для детей росла — заказов становилось всё меньше. Ольга понимала, что ей нужно придумывать что-то новое. Перед Новым годом она арендовала площадку в ещё существовавшей тогда галерее «Микс» на Ленина, 20 и начала организовывать квесты для детей.
— На квесты приходили дети в возрасте от четырёх лет. За короткий промежуток времени через нас прошло, наверное, около тысячи детей. Билеты были недорогими — около 200 рублей. Мы начали замечать, что анимация интересует омичей гораздо меньше, а вот квесты, наоборот, пользуются всё большей популярностью, — отмечает Ольга.
Детские сады под брендом «Оля-ля» Ольга к тому времени решила продать — вести этот бизнес параллельно с другим направлением оказалось непросто. Они и сейчас продолжают работать под этим названием. Девушка решила полностью сосредоточиться на организации квестов. Вскоре она нашла на левом берегу помещение, которое можно было купить в ипотеку.
— Сумма платежа за ипотеку была точно такой же, какую мы бы отдавали за аренду помещения. За свою первую аренду я платила 15 тысяч рублей в месяц, но их плати хоть сто лет — эти квадратные метры так твоими и не станут. И я подумала: «Какой смысл платить арендодателю, если помещение может стать моим за эти же деньги?»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/94/83/c09483bcd26b1cef300fb8b359e5fec5/656x438_1:5603_f70ad7798e9e6584d688e00115324f1c@2500x1667_0xF8wmBgEx_2453956778284414733.jpg.webp)
Помимо первого взноса за ипотеку (эта сумма была совсем небольшой) на запуск квестов Ольге пришлось потратить ещё около 300 тысяч рублей. По словам омички, ей удалось сэкономить на реквизите — практически все атрибуты для праздников делались своими руками. Квест «Логика» открылся в ноябре 2016 года и оказался очень удачным проектом. Он буквально выстрелил — в то время квесты были на волне популярности и семьи с детьми шли буквально толпами.
— После появления собственной площадки мы установили ценник в пять тысяч рублей за квест под ключ. Праздник включал в себя квест для детей, дискотеку, а также время на банкетную зону. За пять тысяч рублей родители могли заказать у нас полноценную организацию дня рождения для своего ребёнка.
Заказов было так много, что вскоре Ольге пришлось искать ещё одно помещение для работы. Вторая «Логика» открылась в августе 2017 года в центре Омска — на улице Маяковского.
— Основные сложности в бизнесе были связаны с тем, что я изначально была не предпринимателем, а просто творческим человеком. Приходилось постоянно дополнять и перерабатывать договор на оказание услуг, и вообще было очень много проблем, связанных с юридическими формальностями. Возникли сложности и с правильным ведением учёта. Я ничего не понимаю в работе с налоговой, поэтому этот вопрос я сразу отдала на аутсорсинг. Также для меня по сей день является сложным учёт всех коммунальных платежей, — отмечает Ольга.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/f6/b9/8af6b964a88ad04df638c5d9807a4ec9/656x438_1:5603_48ee75972500c06469efcbd407458f26@2500x1667_0xHDKhHqXT_8525152208832704458.jpg.webp)
Типовой договор на оказание услуг пришлось переписывать около 50 раз. Всякий раз, когда юристы, казалось бы, приходили к конечному варианту, всплывали какие-то подводные камни — их приходилось учитывать и вносить в договор. Сейчас наконец удалось написать версию документа, которая исправно работает и остаётся в неизменном виде на протяжении полутора лет.
В команде Ольги работает уже более 30 человек — сама владелица бизнеса давно не надевала костюм сказочной феи. В основном штат аниматоров состоит из студентов Колледжа культуры и искусств, а также актёрского отделения факультета культуры и искусств ОмГУ имени Достоевского.
Режим самоизоляции
В марте, когда вспышка коронавируса приобрела во всём мире характер пандемии, Ольга вместе с мужем и детьми находилась на отдыхе в Таиланде. 27 марта — в день рождения дочери Милы — Ольга провела для неё онлайн-праздник с аниматорами. Тогда омичка ещё не догадывалась, что в таком формате ей придётся работать ближайшие месяцы.
— Вообще можно сказать, что онлайн-аниматорством начали заниматься ещё до того, как это стало мейнстримом. Хотя я тогда ещё не верила в то, что всё закроют и мы окажемся в режиме самоизоляции. Это был наш первый опыт. Как только Мила проснулась в свой день рождения, я сказала, что ей пришло какое-то сообщение. Это было видеопоздравление от Русалочки. Русалочка рассказала дочке, где спрятан её подарок. Мила настолько поверила в эту историю, что потом спрашивала у меня, когда я буду дарить ей свой подарок, ведь сувенир, который она нашла в шкатулке, был от самой Русалочки, а не от родителей. Сейчас мы уже провели несколько праздников в онлайн-формате. Мы ставим перед аниматорами камеру, созваниваемся с родителями, показываем детям фокусы, поздравляем и даём задания в форме квеста. Это может быть как прямой эфир по зуму или скайпу, так и заранее подготовленные видеоролики, которые мы присылаем через мессенджеры, — рассказывает Ольга.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/b0/44/62b044baef3af63bde953a1df3293f51/656x438_1:5603_2e8d9d954f82ece69a329676050e1d2e@2500x1667_0xGfB2cCPg_4254022005362299368.jpg.webp)
Также в период самоизоляции Ольга организовала доставку боксов, в которых хранятся записки с заданиями и пожеланиями от сказочных персонажей. К набору прилагается инструкция для родителей, в которой подробно расписано, куда нужно спрятать ту или иную записку. Ребёнку нужно найти QR-код, под которым зашифровано видеообращение от аниматора. Технологию шифрования QR-кодов Ольга и её сотрудники осваивали сами. Записки с заданиями распечатывали на принтере в офисе.
— Мы разослали костюмы ребятам-аниматорам, чтобы они могли вести видеотрансляции для детей прямо у себя дома. Сейчас прямые эфиры снимаются из офиса.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/12/26/f31226bc5c9ec715fde1516bb42d7638/656x438_1:5603_99e912c5fa5e9665647db40d115b1fa1@2500x1667_0xp21h13rL_5885455070080462950.jpg.webp)
По словам омички, её типичный клиент — это современный родитель, который хорошо понимает своего ребёнка и следит за современными тенденциями.
— Наши клиенты — это родители детей-дошкольников, которые уже видели анимацию и хотят для своих детей чего-то большего. Квест — это день рождения с пользой и одновременно праздник для ума. Поэтому мы и взяли такое название — «Логика». И, как ни удивительно, наши клиенты — это ещё и дети старше десяти лет, которые сами могут сформулировать свой запрос и попросить у своих родителей заказать им квест на день рождения.
После окончательного выхода из режима самоизоляции Ольга хочет совершенствоваться, не меняя основного направления работы. В её планах — ставить мюзиклы и кукольные спектакли для детей. Ольга считает, что запросы детей и их родителей не перестанут меняться — если ещё пять лет назад квесты приводили всех в бешеный восторг, то теперь всем хочется чего-то нового и ещё более необычного.