Дорогие читатели, мы запускаем рубрику «Маленький, но гордый бизнес», которая посвящена омичам, рискнувшим открыть своё дело. Наша первая героиня Ольга Батенькова любит создавать вокруг себя праздник — она занимается организацией детских квестов. Корреспондент NGS55.RU Ирина Буркина узнала, как этот бизнес перенёс режим самоизоляции и какими проектами Ольга хочет удивлять омичей в будущем.
Ольге было всего 17 лет, когда она начала работать детским аниматором. Сейчас с умилением вспоминает своё первое место работы — кафе «Курочка Рядом» — и скромную зарплату — 200 рублей за двухчасовой праздник. Ольга уже тогда сама мастерила реквизит для мероприятий и придумывала сценарии. С самого начала пути она относилась к своей работе как к любимому хобби. С годами любовь к детям и весёлым праздникам стала больше во всех смыслах — теперь Ольга владеет одним из самых крупных в Омске агентств по организации развлекательных мероприятий.
Первые попытки начать свой бизнес
Благодаря сарафанному радио, отзывов о частном аниматоре Оле становилось всё больше. Ещё тогда родители запомнили её имя, и к нему почти сразу присоединилось звонкое «ля». Получилось «Оля-ля» — на французский манер. Сейчас бренд Ольги носит такое же название.
Ольга очень много работала и старалась откладывать заработанные деньги. Вскоре ей удалось накопить на аренду небольшого помещения в Старом Кировске под игровую комнату для детей. Собственными силами она сделала там ремонт и разрисовала стены (здесь пригодилось художественное образование). Однако, как это часто бывает, первая попытка начать собственный бизнес получилась не совсем удачной.
— Мне тогда казалось, что у нас есть явные заявки на успех. Очень много людей было на празднике в честь открытия нашей игровой комнаты. Да и в самом микрорайоне проживало довольно много детей. Но к нам в итоге никто не пошёл. Одного или двоих детей в день приведут — и всё. И родители всё время спрашивали: «А можно ли оставить у вас ребёнка на полный день, как в детском саду?», — анализирует свой первый предпринимательский опыт Ольга.
Постоянные вопросы родителей натолкнули омичку на размышления о смене направления развития бизнеса. Ольга приняла решение открыть собственный детский сад. Он, как и его предшественница — игровая комната, открылся на том же месте под вывеской «Оля-ля».
— Можно сказать, тогда принимала это решение, руководствуясь принципами «Слабоумие и отвага». Я ведь тогда ничего в этом толком не понимала. Мне всего-навсего 21 год был на тот момент. Но глаза боятся, а руки делают. Я наняла воспитателей, взяла с родителей первый взнос — по 3,5 тысячи рублей — и на эти деньги купила кроватки и шкафчики, — вспоминает Ольга.
Параллельно Ольга продолжала работать частным аниматором. Даже во время беременности она не бросала любимое дело.
— На одном из праздников маленький мальчик спросил у меня: «Фея, а почему ты такая толстая?» А ведь я тогда считала, что мой живот ещё не очень заметен. Вот тогда я поняла, что мне уже пора уходить на отдых и искать аниматоров себе на замену.
Однако оказалось не так уж просто найти профессионала, который с успехом проведёт праздник и понравится как детям, так и родителям. Клиенты не всегда оставались довольны работой аниматоров, которые приезжали на праздник вместо полюбившейся всем девушки по имени Оля-ля.
— Тогда ко мне пришло осознание, что моя работа частным аниматором — это совсем не бизнес. Вроде бы я на этом зарабатываю, но как только у меня пропадет возможность выезжать на заказы, то нет и никакого дохода, — рассказывает Ольга.
Квесты под ключ
На дворе стоял 2015 год. Конкуренция на рынке развлечений для детей росла — заказов становилось всё меньше. Ольга понимала, что ей нужно придумывать что-то новое. Перед Новым годом она арендовала площадку в ещё существовавшей тогда галерее «Микс» на Ленина, 20 и начала организовывать квесты для детей.
— На квесты приходили дети в возрасте от четырёх лет. За короткий промежуток времени через нас прошло, наверное, около тысячи детей. Билеты были недорогими — около 200 рублей. Мы начали замечать, что анимация интересует омичей гораздо меньше, а вот квесты, наоборот, пользуются всё большей популярностью, — отмечает Ольга.
Детские сады под брендом «Оля-ля» Ольга к тому времени решила продать — вести этот бизнес параллельно с другим направлением оказалось непросто. Они и сейчас продолжают работать под этим названием. Девушка решила полностью сосредоточиться на организации квестов. Вскоре она нашла на левом берегу помещение, которое можно было купить в ипотеку.
— Сумма платежа за ипотеку была точно такой же, какую мы бы отдавали за аренду помещения. За свою первую аренду я платила 15 тысяч рублей в месяц, но их плати хоть сто лет — эти квадратные метры так твоими и не станут. И я подумала: «Какой смысл платить арендодателю, если помещение может стать моим за эти же деньги?»
Помимо первого взноса за ипотеку (эта сумма была совсем небольшой) на запуск квестов Ольге пришлось потратить ещё около 300 тысяч рублей. По словам омички, ей удалось сэкономить на реквизите — практически все атрибуты для праздников делались своими руками. Квест «Логика» открылся в ноябре 2016 года и оказался очень удачным проектом. Он буквально выстрелил — в то время квесты были на волне популярности и семьи с детьми шли буквально толпами.
— После появления собственной площадки мы установили ценник в пять тысяч рублей за квест под ключ. Праздник включал в себя квест для детей, дискотеку, а также время на банкетную зону. За пять тысяч рублей родители могли заказать у нас полноценную организацию дня рождения для своего ребёнка.
Заказов было так много, что вскоре Ольге пришлось искать ещё одно помещение для работы. Вторая «Логика» открылась в августе 2017 года в центре Омска — на улице Маяковского.
— Основные сложности в бизнесе были связаны с тем, что я изначально была не предпринимателем, а просто творческим человеком. Приходилось постоянно дополнять и перерабатывать договор на оказание услуг, и вообще было очень много проблем, связанных с юридическими формальностями. Возникли сложности и с правильным ведением учёта. Я ничего не понимаю в работе с налоговой, поэтому этот вопрос я сразу отдала на аутсорсинг. Также для меня по сей день является сложным учёт всех коммунальных платежей, — отмечает Ольга.
Типовой договор на оказание услуг пришлось переписывать около 50 раз. Всякий раз, когда юристы, казалось бы, приходили к конечному варианту, всплывали какие-то подводные камни — их приходилось учитывать и вносить в договор. Сейчас наконец удалось написать версию документа, которая исправно работает и остаётся в неизменном виде на протяжении полутора лет.
В команде Ольги работает уже более 30 человек — сама владелица бизнеса давно не надевала костюм сказочной феи. В основном штат аниматоров состоит из студентов Колледжа культуры и искусств, а также актёрского отделения факультета культуры и искусств ОмГУ имени Достоевского.
Режим самоизоляции
В марте, когда вспышка коронавируса приобрела во всём мире характер пандемии, Ольга вместе с мужем и детьми находилась на отдыхе в Таиланде. 27 марта — в день рождения дочери Милы — Ольга провела для неё онлайн-праздник с аниматорами. Тогда омичка ещё не догадывалась, что в таком формате ей придётся работать ближайшие месяцы.
— Вообще можно сказать, что онлайн-аниматорством начали заниматься ещё до того, как это стало мейнстримом. Хотя я тогда ещё не верила в то, что всё закроют и мы окажемся в режиме самоизоляции. Это был наш первый опыт. Как только Мила проснулась в свой день рождения, я сказала, что ей пришло какое-то сообщение. Это было видеопоздравление от Русалочки. Русалочка рассказала дочке, где спрятан её подарок. Мила настолько поверила в эту историю, что потом спрашивала у меня, когда я буду дарить ей свой подарок, ведь сувенир, который она нашла в шкатулке, был от самой Русалочки, а не от родителей. Сейчас мы уже провели несколько праздников в онлайн-формате. Мы ставим перед аниматорами камеру, созваниваемся с родителями, показываем детям фокусы, поздравляем и даём задания в форме квеста. Это может быть как прямой эфир по зуму или скайпу, так и заранее подготовленные видеоролики, которые мы присылаем через мессенджеры, — рассказывает Ольга.
Также в период самоизоляции Ольга организовала доставку боксов, в которых хранятся записки с заданиями и пожеланиями от сказочных персонажей. К набору прилагается инструкция для родителей, в которой подробно расписано, куда нужно спрятать ту или иную записку. Ребёнку нужно найти QR-код, под которым зашифровано видеообращение от аниматора. Технологию шифрования QR-кодов Ольга и её сотрудники осваивали сами. Записки с заданиями распечатывали на принтере в офисе.
— Мы разослали костюмы ребятам-аниматорам, чтобы они могли вести видеотрансляции для детей прямо у себя дома. Сейчас прямые эфиры снимаются из офиса.
По словам омички, её типичный клиент — это современный родитель, который хорошо понимает своего ребёнка и следит за современными тенденциями.
— Наши клиенты — это родители детей-дошкольников, которые уже видели анимацию и хотят для своих детей чего-то большего. Квест — это день рождения с пользой и одновременно праздник для ума. Поэтому мы и взяли такое название — «Логика». И, как ни удивительно, наши клиенты — это ещё и дети старше десяти лет, которые сами могут сформулировать свой запрос и попросить у своих родителей заказать им квест на день рождения.
После окончательного выхода из режима самоизоляции Ольга хочет совершенствоваться, не меняя основного направления работы. В её планах — ставить мюзиклы и кукольные спектакли для детей. Ольга считает, что запросы детей и их родителей не перестанут меняться — если ещё пять лет назад квесты приводили всех в бешеный восторг, то теперь всем хочется чего-то нового и ещё более необычного.