Бизнес фоторепортаж Пилот построил аэродром под Омском

Пилот построил аэродром под Омском

Скоро здесь будут гостевые домики, баня, мангальные зоны, прокат квадроциклов и снегоходов, детский городок

Омский лётчик Александр Анисимов построил собственный аэродром. Там побывал корреспондент НГС.

По кличке Фаберже

С высоты в три сотни метров пикируем на аэродром. Бреющий над взлёткой, открытый дроссель, максимальные обороты… «Горка»! Александр бросает самолёт вверх метров на сто, а потом резко его выравнивает, сбрасывая газ. Только что вжимало в сиденье — и накатывает невесомость. Пустота в животе и голове тоже — от восторга: тут и «мёртвой петли» не надо.

Маленькая, но удаленькая «Сигма-4»

— Это какая перегрузка была? — спрашиваю, вываливаясь из самолёта после посадки. Конечно, ожидаю услышать, что держался молодцом, что вестибулярка для неподготовленного классная…

— Да не больше трёх G, — улыбается Александр. — У истребителей около шести.

— Ох.

Аэродром в Поповке, вид сверху

Такой вот двухместный аппарат с небольшим налётом обойдётся в сумму, на которую можно купить средней руки иномарку. И содержать его оказалось совсем не так дорого, как можно было представить. Но об этом чуть позже.

По авиационным меркам комбинация приборов «Сигмы» минималистичная

Всё началось с мечты


Договариваясь о встрече с Александром Анисимовым, я ожидал увидеть старого пилота, которого в отставку списали, а небо не отпустило. Лётный шлем времён этак Великой Отечественной, списанный же полуразобранный «кукурузник», который мечтатель надеется когда-нибудь восстановить… И взлётная полоса, откуда регулярно приходится выгонять коров.

Нет, Александр Анисимов тоже мечтатель. С детства всё, что было тяжелее воздуха и летало, по его словам, вызывало щенячий восторг. Штудировал библиотеки, с полувзгляда различал пролетающие самолёты, строил авиамодели… Сначала по советскому «Юному технику», потом по профильным изданиям. Естественно, участвовал в соревнованиях и был уверен, что станет пилотом. Но в последний момент всё-таки поступил не в лётное училище, а в ОмГУПС и стал железнодорожным инженером. Занялся компьютерным бизнесом, увлёкся трофи-рейдами.

Этот УАЗ много раз вывозил Александра из непролазной грязи на пьедестал

— Мы занимали призовые места на чемпионате Сибири по трофи-рейдам — объездили Новосибирск, Кемерово, Барнаул... — рассказывает Александр. — Старались не пропускать этапы на протяжении четырёх лет. Потом меня захватили квадроциклы со снегоходами — там тоже были награды.

Тем временем бизнес шёл в гору: в 2008 году Анисимов отучился на лётчика и купил первый самолёт.

— SkyRanger — в простонародье «джинсовый самолёт», — рассказывает Александр. — Интересный самолётик — каркас обтянут тканью, даже лючки обслуживания на молниях. Даже сейчас скучаю по нему. Потом повысил квалификацию, купил более серьёзный самолёт, затем ещё более серьёзный… Сейчас как частный пилот могу пилотировать одиннадцать моделей сверхлёгких и лёгких воздушных судов — до 5800 килограммов максимальной взлётной массы.

Четыре самолёта стоят на открытом воздухе, три в ангарах

А год назад Анисимов начал ни много ни мало строить свой аэродром.

В Крым — на своём самолёте

— Идея создать не просто аэродром, а полноценный центр семейного активного отдыха у меня появилась несколько лет назад, — рассказывает Александр. — В прошлом году выбрал участок, подал документы, купил землю и начал строить. Я много полетал по России, поэтому хорошо представляю, какой должна быть инфраструктура частной посадочной площадки.

Будущий центр управления полётами, стилизованный под парашют

Для пилотов перелетающих бортов лётчик поставил дом на колёсах, купил автомобиль, чтобы при желании можно было съездить в город. Заправляет самолёты любым топливом — керосином, авиационным бензином, обычным девяносто пятым… Это, между прочим, целая проблема для представителей лёгкой и сверхлёгкой авиации во всех центральных аэропортах: там чаще всего отсутствует 95-й бензин.

Сидит, за порядком на аэродроме следит

Наконец, аэродром Поповка предоставляет и стоянку для техники. Здесь уже базируются семь самолётов — от двух- до двенадцатиместного.

По словам Александра, сейчас этот Р-301, наверное, лучший борт для парашютистов в Омской области

— Сейчас у меня два собственных самолёта, — рассказывает Александр. — Р-301 пригнал в мае. В прошлом это биплан АН-2, теперь он представляет глубоко модернизированную версию с турбовинтовым двигателем. Сейчас этот самолётик спокойно поднимается на четыре тысячи метров, куда старичку АН-2 забраться не под силу. В планах — развивать парашютный спорт в Омской области!

В Р-301 приборов побольше

Второй самолёт Александра — Cessna-210, который преодолевает до двух тысяч километров со скоростью триста километров в час. Этим летом семья Анисимовых летала на нём в Крым: одиннадцать лётных часов и три посадки в одну сторону.

Прыгай — не хочу

— Люди часто тратят по двести тысяч на обычный отдых за границей, — улыбается Александр. — У меня на транспортные расходы ушло чуть меньше ста. В следующем году хочу потратить на это больше времени, слетать на Байкал, побывать на «Нашествии». Даже у нас в области очень хорошая география: есть пять озёр, Тара, озеро Эбейты, Ачаирский монастырь…

«Многие тратят на автомобили больше, чем потребовал бы самолёт»

Роскошь и средство передвижения

Конечно, держать два самолёта — достаточно обременительное удовольствие для семейного бюджета. Расходы — одних налогов на сто тысяч в год. А к ним ещё и поддержание летной годности бортов, стоянка, обслуживание, заправка...

— В Омской области самый большой налог на авиацию общего назначения по России, — сетует Александр Анисимов. — В Новосибирске в четыре раза дешевле: там 25 рублей за лошадиную силу, вместо наших ста за ту же лошадиную силу. Чем это обусловлено, я не понимаю.

Но есть техника и поэкономичнее, например отечественный самолёт «Сигма».

Год эксплуатации этого самолёта обойдётся тысяч в сто тридцать без учёта топлива

— Я свой взял с рук, чуть больше чем за миллион, — рассказывает владелец самолёта. — Летает на девяносто пятом, всего десять литров на сотню ест.

— Годовые расходы на него такие: налог — десять тысяч, стоянка — около шестидесяти, сертификат лётной годности — пятьдесят, — дополняет Александр Анисимов. — Плюс ещё тысяч десять на техобслуживание. В общем, меньше ста пятидесяти тысяч в год: как на приличную иномарку.

600 метров взлётной полосы требуют регулярного внимания

А летает значительно лучше. Во всяком случае многим авиаторам-любителям техники такого уровня хватает надолго — без желания пересесть на что-нибудь помощнее. Да, профессиональным лётчикам «Сигма» покажется игрушечной. Но её задача — приносить удовольствие, а не бить рекорды скорости или грузоподъёмности.

— У сверхлёгкой авиации своя роль, — говорит Александр. — Например, мы активно сотрудничаем с поисковым отрядом «Лиза Алерт». Если появляется необходимость, активно принимаем участие в поиске и спасении потерявшихся людей на добровольных началах.

«Колдун» — по ветру

Суши к самолёту

Научить летать можно любого. А вот принимать решения, по словам Александра, — далеко не каждого. У лётчиков не считается зазорным вернуться назад или уйти на запасной аэродром.

Взлётная полоса — вид сверху

— Есть у нас такая шутка: самый безопасный полёт — несостоявшийся, — смеётся пилот. — Но, если серьёзно, правила авиационной безопасности для нас на первом месте и мы не вправе подвергать свою, а уж тем более жизни рядом летящих людей какой-либо опасности. Вот неделю назад выполнял полет из Новосибирска в Омск. Погода на маршруте заставила уйти на запасной аэродром вблизи посёлка Краснозёрское. Уж не знаю, кто там полосу держит, — ни души не было, но бетонная полоса была абсолютно чистой и ухоженной! Когда-то это был, судя по всему, аэродром местных линий. Так вот, смотрю на небо и понимаю: сидеть мне тут ещё часа два как минимум. А обеда с собой, конечно, не взял. К своему удивлению, в близлежащем посёлке оказался суши-маркет. Удивленным голосом девушка приняла заказ и через час вкуснейшая порция японской кухни была на борту! А я через два часа успешно взлетел и добрался до своего аэродрома.

«Самый безопасный полёт — несостоявшийся полёт»

Закон и беспорядок

Возвращаясь к аэродрому в Поповке: Александр утверждает, что изучил всё профильное законодательство перед тем, как вложить в затею первую копейку. И теперь немного недоумевает:

«Только в России человек не может легально зафрахтовать частный борт»

— Есть указ президента по развитию авиации общего назначения. Там всё хорошо. А я здесь почему-то постоянно натыкаюсь на «палки в колеса»: за год у меня уже четвёртая проверка — отписываюсь, объясняю, трачу своё личное время... Транспортная прокуратура, Росреестр, Россельхознадзор и так далее... Возвращаясь к налогам: да, была новость о том, что у нас в области зарегистрировано более пятидесяти бортов и собирают с них больше миллиона рублей в год. Судя по всему, ещё и гордятся этим фактом. Но сколько нужно зарабатывать пилоту или владельцу воздушного судна, чтобы была возможность содержать технику и просто осуществлять свою мечту? Вот тут и встает вопрос, имеет ли смысл заниматься коммерческой авиационной деятельностью на посадочной площадке?

Александр Анисимов недоумевает по поводу странных законов, касающихся частной авиации

Есть проблемы и с жителями Поповки: жалуются на Анисимова в прокуратуру - заявляют, им теперь негде пасти коров.

Наконец, есть и ещё один интересный момент: нынешнее законодательство не позволяет авиации общего назначения заниматься прямой коммерческой деятельностью, точнее деятельностью, связанной с перевозкой людей.

— Для этого нужна большая авиакомпании с большим парком самолетов и обслуживающего персонала. И ведь экскурсионный полет не является коммерческой перевозкой... Но, к сожалению, надзорные органы имеют другую точку зрения... И ведь желающие есть полетать, «боинги» и «аирбасы» вряд ли подарят то ощущение полета, какое могут подарить легкие самолетики! На данный момент приходится принимать от людей добровольные пожертвования на развитие аэродрома и предлагать прокатиться с пилотом абсолютно бесплатно.

Впрочем, всё возможно — были бы ресурсы и терпение. А когда к этому добавляется мечта… Мы видим, что получается. Даже сверху на это посмотрели — когда лёгкая «Сигма»-Фаберже заставляла дыхание замирать, а руки — трястись от адреналина.

Антон Малахевич
Фото, видео: Антон Малахевич

Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства