Несколько месяцев назад корреспонденты NGS55.RU были в гостях у омского мастера Михаила Засорина. Он показывал, как реставрирует американский ретроавтомобиль Dodge D13 1939 года выпуска. Тогда машина была практически готова, ее оставалось только покрасить. Закончил работу реставратор совсем недавно, и, конечно, мы не могли удержаться, чтобы снова не заглянуть в его мастерскую.
В этот раз нашему корреспонденту Екатерине Шрайнер удалось не только посмотреть на редкий автомобиль, но и прокатиться на нем, а еще — поговорить с мастером о его жизни и необычном увлечении.
В мастерской
Мастерская Михаила Засорина — двухэтажный гараж, в котором, кажется, есть всё. Многочисленные рабочие инструменты и запчасти для автомобилей разложены по полкам. Повсюду тряпки, коробки и бутылки. В воздухе повис легкий запах бензина. Для постороннего человека всё это может показаться настоящим хаосом, но хозяин гаража среди сотни имеющихся тут вещей ориентируется прекрасно.
Рядом с мастерской — тот самый Dodge. Сказать, что он сильно выделяется на фоне современной городской действительности, — не сказать ничего. Смотришь на него, и кажется, что где-то рядом вот-вот должен заиграть американский джаз в духе начала прошлого века. Черная лакированная поверхность блестит на солнце и сразу притягивает взгляд.
Михаил Засорин с гордостью говорит об этом автомобиле. Чтобы вернуть ему былую красоту, мастеру пришлось здорово повозиться. На реставрацию ушло около двух лет. Изначально Dodge выглядел практически как груда металлолома.
— У этого автомобиля была сломана рама. Он попал в страшную аварию когда-то. Вся крыша была гармошкой от удара. Я сначала удаляю краску, потому что сварочные работы не могут проводиться по покрашенной поверхности. Металл должен быть чистым. А потом уже начинается разборка и сварка, — рассказал нам реставратор.
Найти оригинальные запчасти для раритетного автомобиля, конечно, можно, но стоить это будет очень дорого, поэтому многие детали Михаил Засорин заменил на отечественные аналоги. Но, если этого не знать, разницу можно и не заметить. К тому же в автомобиле осталось много «родного». Реставратор сумел сохранить ободки фар, хром, подвеску и приборную панель.
Под капотом раритета всё как в обычном автомобиле: двигатель, радиатор, аккумулятор и прочие приборы. Машина на ходу, можно смело садиться за руль и ехать. Создавать «мертвые» музейные экспонаты Михаил Засорин не хочет, гораздо интереснее вдохнуть в ретроавто вторую жизнь.
— А для чего я делаю машины? Чтобы таскать их на веревке, что ли?! — смеется он.
На Dodge по омским улицам
Убедиться в работоспособности автомобиля нам удалось на собственном опыте. Реставратор предложил прокатиться, и мы с радостью согласились.
Ручка на дверце автомобиля оказалась очень тугой, а сама дверца — тяжелой. Открыть ее получилось только с мужской помощью.
— Вот именно поэтому раньше женщинам дверь открывали, — пошутил наш фотограф Александр Румянцев.
Внутри автомобиля — аккуратные серые кресла. Сидеть на них вполне удобно.
Как только ключ поворачивается в замке зажигания, машина начинает громко рычать. Она вообще очень шумная, если сравнивать с современными автомобилями. А еще чувствуется, насколько Dodge тяжелый. Кажется, будто едешь на грузовике, а не на легковом авто.
— Она весит около 2 тонн. 85 лет машине, даже люди не всегда столько живут, — объяснил мастер.
Готовые машины Михаил Засорин обычно продает или сдает в аренду на свадьбы. Спрос на них большой. Вот и Dodge планирует арендовать омский телеканал для съемки фильма.
— Считай, что это (Dodge D13. — Прим. ред.) 21-й автомобиль в моей биографии. Сейчас у меня в наличии 6 машин осталось. Остальные все проданы. Богатые люди содержат частные музеи и покупают для них машины. А еще каждую неделю арендуют машины на свадьбы. Некоторые за полгода даже заказывают, — рассказал мастер, когда мы возвращались в гараж.
«Это как болезнь»
С ретроавтомобилями Михаил Засорин работает уже 20 лет. А началось всё случайно: с застолья на даче.
— Как у русского человека обычно? Всё начинается с бутылки, — со смехом приступил он к рассказу. — Сидели мы с соседом по даче на День Военно-Морского Флота, выпивали. А у него ГАЗ-21 «Волга». Он на ней уже лет 30 не ездил. Она вся сгнила. Он мне говорит: «Завтра цыгане забирают у меня машину». Я говорю: «Цыганам нельзя отдавать, я ее заберу». С тех пор и пошло. Это же как болезнь. Я 29 лет уже на пенсии. Позанимался немножко бизнесом мелким, а потом плюнул на это дело. Зачем оно мне, я уже всё заработал в своей жизни.
Сейчас в мастерской Михаил Засорин появляется практический каждый день. На втором этаже он даже обустроил себе что-то вроде жилой комнаты.
— Что мне делать? Жена на даче, я — здесь. Тут не только ночевать, но и жить можно. У меня и душ есть, и холодильник, и плита электрическая, и микроволновка. Всё что угодно, — рассказал он.
На стенах комнаты — множество фотографий и дипломов. А еще тут хранятся интересные коллекции автомобильных деталей. Их мастер накопил за годы своей работы.
— Я раньше ездил каждый год по городам разным. Выставка была в Новосибирске, называлась «АвтоСиб». После ковида ее перестали проводить. Каждый год я гонял туда новый автомобиль. Мои машины ездили в Новосибирск, Тюмень, Кемерово и так далее. Мы (реставраторы. — Прим. ред.) друг друга все знаем. По Западной Сибири особенно. Все мероприятия при нашем участии проходят: День города, День Победы, День автомобилиста, — перечислил Михаил Засорин.
20 лет назад мастер нашел себе дело по душе и бросать его не собирается.
— Мне лет уже много. В Советской армии 29 лет прослужил, повоевал, поездил по Советскому Союзу. Жизнь разносторонняя. Мне уже можно лежать, в принципе, но вот не лежится, — улыбнулся он.
Ранее Михаил Засорин уже показывал NGS55.RU отреставрированный автомобиль-воронок, немецкий ретроавтомобиль Opel Kapitän и 76-летний Chevrolet Fleetmaster.