Сейчас гараж омского инженера-механика и реставратора Михаила Засорина украшает американский раритет — Dodge D13. Автомобиль 1939 года выпуска. Смотришь на него и представляешь гангстерскую разборку в Чикаго, где серьезные люди в черных костюмах, вооруженные пистолетами-пулеметами Томпсона, пытаются кому-то преподать урок. В голове всплывают песни Фрэнка Синатры и Бинга Кросби.
Эту ласточку омский мастер приобрел около трех лет назад, чтобы вдохнуть в нее новую жизнь. И у него это получилось. Корреспондент NGS55.RU Вячеслав Кумпан побывал в гостях у Михаила Засорина и взглянул на раритет своими глазами.
Трофейное авто
Компания Dodge из штата Мичиган начала производить похожие машины в середине 1930-х годов. Характерной чертой моделей D стала элегантность, которая вкупе с производительностью выглядела привлекательно для зажиточных американцев. Яркая решетка радиатора, изящно изогнутые крылья, комфортабельный салон, в котором детали из дерева сочетались с мягкими на ощупь сиденьями — всё это покоряло сердца современников.
На шедевры американских автопроизводителей заглядывались в других странах. И нередко купленные машины через воды Атлантики отправляли в Европу. Модели Dodge D12 и D13, как правило, производили для канадского рынка и экспорта. До войны машина Михаила Засорина попала в Германию. После разгрома нацистского режима ее отправили в Советский Союз.
— Авто трофейное, — говорит мастер. — В свое время богатые немцы покупали эти машины. Наши в 1945 году всё оттуда вывозили. Каждому генералу был положен автомобиль. Полковнику, например, мотоцикл с коляской. Ниже — ружья, посуда, аккордеонов много вывозили. И вот какой-то генерал привез эту машину.
Как дальше пользовались этим автомобилем — достоверно неизвестно, но, по слухам, на нем в Томской области ездили сотрудники НКВД, а затем и МГБ. Позже машину списали, и она попала в частные руки. В какой-то момент Dodge D13 приобрел предприниматель из Томска. В 2019 году он позвонил Засорину, с которым приятельствовал.
— Он коллекционер, богатый человек. У него больше ста автомобилей. Говорит: «Вот у меня есть автомобиль Dodge, я его восстанавливать не буду». Я поехал в Томск, посмотрел и купил. Стоял он у меня года три на даче в гараже, пока я делал другие машины. Теперь очередь и до него дошла, — рассказал реставратор.
«Здесь много родного!»
Эта машина нуждалась в большой реставрации. Дно и крылья сгнили, рама и крыша погнуты. Дело в том, что машина попадала в аварию: сильнейший удар пришелся в правую часть с задней стороны. Крупных подножек, которые сейчас выглядят необычно, практически не было. Всё это Михаил Засорин смог исправить. Находил оригинальные фото Dodge D13 и, ориентируясь на них, создавал детали.
Двигатель он поставил отечественный — от грузовика ГАЗ-52 мощностью в 75 лошадиных сил, а педали — от «Волги». При этом в Dodge D13 сохранилось много оригинального, что действительно впечатляет. Чего только стоит потрясающий спидометр с выпуклым стеклом: на нем даже сохранились обозначения на английском языке.
— Здесь очень много родного! Приборы, сиденья, передняя подвеска, хром по кругу практически весь родной. Ободки фар оригинальные, таких нет ни на каких машинах. Руль родной, — перечисляет омский мастер.
Капот в машине выглядит необычно. Он открывается не целиком вверх, как в современных авто. На левой и правой сторонах капота есть своя крышка. Здесь же стоит оригинальная эмблема Dodge: в свое время из Америки ее заказал бывший владелец. Есть еще один раритетный значок Dodge, который Михаил Засорин установит на багажнике.
Багажник автомобиля — отдельная история. Он настолько большой, что там может поместиться человек. В Америке гангстерских времен наверняка были в курсе.
Михаил Засорин говорит, что практически весь автомобиль уже загрунтован. Он продолжает шпаклевать на машине отдельные неровности. Покраску мастер начнет, когда на улице станет тепло. Делает он это сам: услуги специалистов обходятся дорого. Реставратор решил, что машина будет черного цвета. Оригинальный цвет был голубой.
— Сейчас поставлю эмблемку сзади. А так, машину я практически собрал. Буду ее разбирать: что-то грунтовать, подетально красить. Практически всё уже сделано, она такая и будет, — говорит он.
Будущее машины
Мастер пока не решил, что будет делать с автомобилем после реставрации. Ранее некоторые из его машин были куплены музеями разных компаний: например, восстановленную им «Победу» приобрела «Татнефть».
Возвращаясь к Dodge D13, он заметил, что в ближайшее время продавать машину не будет, но позже ради интереса попробует это сделать. Он понимает, что такое авто может продаваться годами, ведь здесь нужен эксклюзивный покупатель.
— Считай, это 21-й автомобиль в моей биографии. С 2003 года! Что делать пенсионерам? Вот и ковыряемся. Буду ли брать новую машину? Ну если здоровье позволит. Представь, мне уже 73 года. Если здоровье будет, то сидеть дома не буду. У меня ж половина России знакомых: позвоню и что-нибудь всё равно найду.
Напомним, в январе NGS55.RU публиковал материал о трофейном Opel Kapitän с 80-летней историей. Реставрацией этого раритетного автомобиля тоже занимался Михаил Засорин.