Российский авторынок понемногу оправляется от санкционного шока. Продажи растут, но и цены тоже. Корейские и европейские бренды «покинули чат», а параллельный импорт из-за девальвации рубля и высоких ставок утильсбора потерял привлекательность. Каким для покупателей и дилеров будет 2024 год? Об этом NGS55.RU поговорил с руководителем центра продажи авто «Автобан» Иваном Белановым.
— По вашим прогнозам, как скоро восстановится рынок до докризисных показателей. В ближайшие год-два это реально?
— Двукратное повышение цен по сравнению с 2021 годом значительно затормозило продажи. Например, сейчас в России продается 5 миллионов автомобилей с пробегом в год, а всегда было под 10 миллионов. Поэтому, чтобы вернуться к цифрам, которые мы хотим, либо должны снизиться цены, допустим, из-за роста предложения, либо удвоиться доходы населения. Вот два условия. Но цена не снизится, потому что цена на автомобили, как и на квартиры, никогда не снижалась в России за 30 лет свободной продажи. И предложение автомобилей не вырастет, поскольку мы ориентируемся только на внутренний рынок. Никаких точек двукратного роста по доходам в нашей стране в ближайшие полгода также нет. Мы ничего этого не увидим, потому что и бизнес испытывает сложности с ростом, с развитием, с инвестициями и государство инвестпрограммы сокращает.
«После кризиса 2008 года, когда цены в 2 раза прыгнули, продажи восстановились за 2 года. Со свободной экономикой за 2–3 года реально их вернуть»
— В чем самая большая проблема? В узком выборе или в высоких ценах?
— Еще в отсутствии спроса. Эти три фактора давят одинаково. Отсутствие выбора давит на цену, отсутствие спроса давит на продажи. Получается, что у нас и цены растут, и продажи падают одновременно. И этот ком накапливается и накатывается очень сильно, что на авторынке формирует отложенный спрос. Машину невозможно не купить, ты просто откладываешь ее обновление в силу внешних факторов. Ты ее всё равно купишь, просто чуть позже. Поэтому сказать, что сейчас с продажами очень большая проблема, нельзя. Плюс на росте цен повышается маржинальность у всех игроков, на рынке хаоса не видно. Все ждут.
Но, с другой стороны, замораживаются программы по строительству, по развитию, по увеличению складов, сервисных мощностей. После ухода европейско-корейских дилерских центров в них заехали китайские, никто же ничего не построил — просто вывески поменяли. На 5–10 лет вперед сейчас никто не думает и не развивается.
К тому же крупные игроки уходят из автобизнеса, были банкротства, те, кто не смог на китайцев переориентироваться, пересдали дилерские центры под пробег. Процент закрытых автоцентров — около 10 в целом по России. В Омске пока закрыт автоцентр Renault на Кондратюка, Volkswagen год стоял закрытый, сейчас его сдали под пробег (продажу автомобилей с пробегом. — Прим ред.), Lexus был закрыт — только недавно туда Omoda приехала и т. д. Так что в Омске законсервированные автоцентры тоже имеются и никаких причин для их открытия не видно. Да, есть сложности инвестиционно-стратегического характера, но автобизнес это несильно напрягает, маржинальность всё равно высокая.
— К чему готовиться в 2024 году нам, покупателям, и вам, продавцам?
— По прогнозу «Автостата», в 2024 году ожидается рост рынка на четверть. Я думаю, что ничего серьезного не произойдет. Для меня понятно, что цены, которые есть сейчас, зафиксируются и расти не будут. Все привыкнут к этим ценам и потихоньку начнут покупать.
«Если снизится ключевая ставка, то я согласен, что рынок будет расти. Но если считать, с какой низкой базы он растет, этому не надо сильно радоваться»
Он будет расти только благодаря тому, что существует очень сильный отложенный спрос, и люди вынуждены будут менять автомобили, которые они не меняли год-два-три-четыре. До 2022 года средний срок замены автомобиля был 4 года, сейчас этот срок продлился до 6 лет. Так что да, если цены зафиксируются, если ставка понизится, то спрос на автомобили увеличится.
Минусом 2024 года станет уровень доступности автомобилей. Автомобилей будет всё меньше из-за естественного выбытия, изъезженности, старения российского автопарка. Но за счет того, что люди решат менять автомобиль, в том числе на новый китайский, а свою корейскую, европейскую, японскую группу начнут сдавать, на рынок пробег всё-таки будет попадать постепенно.
— Как в этой ситуации помочь авторынку?
— Если бы заградительные пошлины на иномарки с пробегом убрали, это было бы неплохое решение. Хотя, даже если их уберут, они всё равно под санкциями. Их больше не ввезешь: с той стороны перекроют канал. Только если в Казахстан и Белоруссию ехать и скупать у них автомобили, тогда да. Но этого, конечно, никто не сделает: деньги государству сейчас нужны больше, чем рынок автомобилей с пробегом.
— Что в этом году будет с продажами, с ассортиментом, с ценами?
— Ожидаем рост продаж, потому что низкая база — раз, потому что отложенный спрос — два, потому что зафиксировались цены — три. Если уменьшится ставка рефинансирования — это четыре. Структура рынка уже состоялась: вторичка сама на себя ориентируется, на новых автомобилях — дальнейшая экспансия китайцев, переоткрытие дилерских центров под новые бренды.
Пятый тренд, хороший для нас, это то, что смежные товары очень сильно подорожали. Мы же всегда конкурируем с недвижимостью, с туризмом, с ремонтом и со вкладами. Сейчас возможности омичей покупать недвижимость снизились. С ремонтом тоже сложно — кто в строительные магазины ходит, знает, что там творится с ценниками и с качеством товаров.
Значит покупатели должны подумать либо о машине, либо о туризме. Я думаю, они выберут машину, потому что туризм — это просто деньги потратить, а сейчас не то время, да и ехать особо некуда.
«На зиму самый лучший вариант покупать автомобиль, деньги с которого всегда можно быстро вернуть: у хороших авто мгновенная ликвидность»
Авторынок, я думаю, оживится в 2024 году, и, скорее всего, сразу с января, несмотря на все те сложности, которые он сейчас переживает. Продавать есть что, единственный минус — это, конечно, цены. Но мы на них не влияли, они росли сами по себе на свободном конкурентном рынке. Это та же самая ситуация, что и с яйцами. Экономика сейчас подстраивается под другой рубль.
В декабре мы публиковали интервью с Иваном Белановым об итогах 2023 года. Он рассказал, сколько автомобилей продается в кредит (спойлер — слишком много).