Гуляя по вечернему Омску, наверняка вы могли заметить проезжающие автомобили, которые, кажется, днищем царапают асфальт, — их корпус находится чуть ли не в нескольких сантиметрах от дороги. И это далеко не спорткары по типу Ferrari или Lamborghini, а российские ВАЗы. Нередко у этих авто еще и сильно затонированы окна, а из салона играет громкая музыка. Одних жителей такие тачки раздражают — они считают это глупостью или уродством, у других вызывают интерес. NGS55.RU выяснил, что такое «БПАН» и для чего омские водители так тюнингуют свои машины.
На Бударина у Комсомольского моста — сходка. Среди других припаркованных автомобилей здесь можно рассмотреть около 15 с заниженной подвеской — «десятки», «пятнашки», «Нивы». Их водители представляют движение «БПАН», которое расшифровывается как «Без Посадки Авто Нет». Они собираются, чтобы пообщаться и провести досуг вместе. Его представителями движет любовь к отечественному автопрому. Один из них отдельно отметил, что АВТОВАЗ «ближе к душе».
— Все привыкли видеть АВТОВАЗ с плохой стороны, а движение «БПАН» показывает, что русский автомобиль может выглядеть как солидная иномарка, — поделился Влад, который передвигается на модифицированном ВАЗ-2110.
Но кроме любви к Родине у водителей были и более прагматичные причины при покупке отечественного авто — низкая стоимость и доступность деталей. У ВАЗов есть и косметический тюнинг: например, тонировка или наклейки с оригинальными надписями типа «Боюсь высоты», Mafia, именами владельцев и ссылками на их социальные сети.
Определенных мест для сборов у водителей заниженных авто в Омске нет. Как рассказал один из представителей движения, самое главное — это открытая парковка. Чаще всего они встречаются у торговых центров, где места достаточно и, конечно, по вечерам, поскольку многие представители «БПАН» днем на работе.
— В основном контингент, наверное, начиная с 18 лет, как права получили, потому что это не выходит из моды, ну и до 45 лет — я видел дядьку тоже на посадке, — рассказывает один из водителей.
По его словам, любители «БПАН» очень тщательно ухаживают за своими авто и редко можно встретить их на улице с грязными дисками или запылившимися окнами.
— У нас ездит в Омске — вон красная «десятка». Цвет его машины и как она ухожена прям нравится. Всегда чистая, вылизанная, намытая — ну всё прям блестит и смотрится красиво очень, — считает участник группы «посадочников» — так парни сами себя называют.
Тюнинг автолюбители делают разными способами. Одни обращаются в автомастерские и отдают круглую сумму для того, чтобы получить машину своей мечты, другие перебирает автомобиль в гараже, тратясь только на инструменты и запчасти.
— Дорого это. Ну смотря как, есть кто колхозит, пилит пружины, ну это и непрочно, и небезопасно, если она пиленая. А есть специальные стойки короткоходные, также пружины. Всё ставится быстро, но дороговато выходит.
Несмотря на модификации, по заявлениям водителей, поломки заниженного автомобиля случаются не чаще, чем у заводской машины, однако ездить на нем не так удобно, но зато «есть свой кайф».
— Ну лишний раз желательно не попадать на кочки. Надо ездить уметь. Знать дороги, по которым едешь, кочки, ямы. Эти машины не для повседневной езды делают. По работе так тем более. Не та машина, — поделился Егор, водитель «десятки».
В социальных сетях любители подобных модификаций авто создают отдельные группы и чаты, в которых делятся фотографиями своих машин, обсуждают проблемы, связанные с ними, и публикуют объявления о покупке/продаже автозапчастей и целых автомобилей. Самое популярное сообщество во «ВКонтакте» на тему «БПАН» насчитывает более четырехсот тысяч подписчиков, другая аналогичная омская группа — более десяти тысяч.
У представителей «БПАН» есть свой праздник, который они отмечают 5 мая. «Посадочники» собираются на свободной парковке и проводят соревнования по «замерам», в которых определяют лучшую заниженную машину в разных категориях. За призовые места владельцы получают медали, грамоты и подарки, которые помогают поддерживать техническую и визуальную части автомобиля: например, чернители для шин, очистители дисков и прочее.
Причина, по которой автолюбители занижают свои машины, — привлечение внимания. Они наслаждаются эстетикой тюнингованного автомобиля сами и любят, когда на их транспорт обращают внимание окружающие. Многие омичи, находясь в пробке или стоя на загруженной парковке, по мнению Влада, просто не могут игнорировать ярко-синюю «Ладу» с заниженной подвеской, черными стеклами по всему периметру и громким автозвуком.
— Очень нравится, как люди обращают внимание, фотографируются, в потоке не оставляют незамеченным. Даже бывало, что сотрудники ДПС тормозили и хвалили за аккуратность автомобиля, что меня сильно удивило, — говорит Влад.
По информации ГИБДД по Омской области, зачастую водители таких заниженных авто не вносят изменения в технический паспорт. Посему сотрудники полиции могут составить административный протокол за нарушение по ч. 1 статьи 12.5 КоАП с требованием устранить нарушение на месте (это касается также и тонировки). Если водитель этого не делает, то водитель уже понесет ответственность по другой статье — 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», после чего дело направляется в суд. Также, по информации ГИБДД, на водителей нередко поступают жалобы от жителей — из-за громкой музыки.