Рынок автокредитования в Омске начал восстанавливаться после резкого падения в марте из-за спецоперации на Украине. К такому выводу пришли аналитики банка «Открытие», оценив показатели блока автобизнеса в мае 2022 года. Напомним, только за первую неделю антироссийских санкций новые иномарки подорожали на 33%, или на 479 076 рублей, отечественные авто — на 18%, или на 124 150 рублей. Но и наличие денег не гарантировало покупки: цены стали выше, а выбор — меньше. Автомарки массово объявляли о приостановке производства или отгрузки машин дилерам. Рекордное повышение ключевой ставки Банком России с 9,5 до 20% окончательно отбило желание брать автокредит. Но именно с ее постепенным снижением до докризисного уровня эксперты связывают оживление рынка автокредитования.
— Изменения ключевой ставки ЦБ напрямую сказались на объеме продаж автомобилей в кредит. Так, в марте после повышения ключевой ставки до 20% рынок автокредитов резко просел. Однако уже в апреле, когда ключевая ставка стала равна 17%, количество автокредитов начало расти. За этот месяц в «КЛЮЧАВТО» было продано на 12% больше новых авто и на 64% автомобилей с пробегом в сравнении с мартом 2022 года. На конец апреля — май пришлось два снижения ключевой ставки ЦБ — до 14 и 11% годовых, на что авторынок сразу отреагировал положительной динамикой по кредитным сделкам. Так, в сети дилерских центров «КЛЮЧАВТО» по России в мае текущего года количество кредитных сделок в сегменте новых автомобилей увеличилось на 96% относительно марта текущего года, а в сегменте автомобилей с пробегом — на 150%, — рассказали NGS55.RU в автомобильном холдинге.
По данным банка «Открытие», от прошлогодних показатели блока автобизнеса существенно отстают, но восстановление рынка очевидно. В Омске число заявок на автокредиты в мае выросло по сравнению с апрелем в 1,5 раза, выдача автокредитов — на 38%. Год назад заявок было в 1,4 раза больше, чем сейчас, договоров — в 1,7 раза. Правда, средний чек в автокредитовании, напротив, снижается.
— Весь май роста цен не наблюдалось ни среди большинства популярных моделей на рынке новых авто, ни в сегменте автомобилей с пробегом, цены в котором уже вернулись к февральским. Те дилеры, которые еще могли похвастать наличием автомобилей, охотнее шли на уступки в цене, чтобы стимулировать замерший покупательский спрос. Также на снижение среднего чека по автокредитам оказали влияние более взвешенная лимитная политика банков в текущих условиях и сдвиг выдачи в сторону автомобилей с пробегом, — объяснили в «Открытии Авто».
Это привело к тому, что доля кредитов на подержанные машины в банке выросла с 86% в марте до 92% в мае, а средний чек снизился с 767 тысяч до 613 тысяч рублей. По данным аналитиков, омичи предпочитают брать автокредит на сумму до 500 тысяч рублей с первоначальным взносом 20–30% на срок 4–5 лет. Чаще всего они покупали Toyota, Nissan, KIA и Lada.
Рынок продаж новых автомобилей в России сократился в полтора раза по сравнению с январем — маем прошлого года, а в последний месяц весны и вовсе рухнул на 84%. Выбор тоже сильно сузился. Поставки если и были, то эпизодические, и в основном автомобилей российских, китайских и корейских марок. И теперь за месяц дилеры продают столько автомобилей, сколько раньше уходило за 6–7 дней. В доходах теряли и банки. Средний чек автокредита в мае составил всего 1,6 миллиона рублей против 3 миллионов рублей в марте.
В холдинге «КЛЮЧАВТО» отмечают, что сейчас определенный товарный запас в салонах есть. В Омске в наличии более 440 новых автомобилей и более 240 автомобилей с пробегом. Именно на подержанные автомобили возлагают большие надежды в банке «Открытие».
— В условиях снижения ставок и стабилизации цен часть покупателей возвращается к вопросу приобретения авто, в том числе с помощью заемного финансирования. Ведь автомобиль остается для многих россиян весьма крупной покупкой, которую не все готовы осилить без автокредита. В июне выдачи автокредитов, скорее всего, продолжат рост на фоне дальнейшего снижения ставок. При этом в ближайшие месяцы сохранится высокий спрос на автомобили с пробегом. Этот сегмент будет драйвером восстановления рынка автокредитования в ближайшие месяцы, — прогнозируют в «Открытии Авто».
На вторичном рынке автомобилей с аукционов в Японии, где сделки в основном заключают за наличные, в последнее время ажиотаж. Ему крепкий рубль и антироссийские санкции оказались только на руку. В месяц в Россию завозится 25–30 тысяч подержанных иномарок, и они уходят с завидной скоростью.
— Лето — сезон, когда все покупают автомобили. Но в этом году объемы намного выросли, ориентировочно в два раза. Причина: и автомобилей в салонах стало меньше, и курсы просели. Стоимость автомобиля в Японии считается в йенах, а йена просела очень сильно, таможенная пошлина считается в евро, евро также очень сильно просел, — рассказал NGS55.RU менеджер по продажам компании «Азия Импорт» Иван Ярцев. — У людей был бюджет на один автомобиль; новый автомобиль, какой хотели, они приобрести теперь не могут, но деньги остались, и они хотят приобрести что-то хорошее [с пробегом], на чем они будут долго ездить, поэтому заказывают автомобиль из Японии.
По словам Ивана Ярцева, одинаковым спросом пользуются и бюджетные варианты, по 550–600 тысяч рублей, и автомобили за 3,5, 4, 5 миллионов. Хотя за последние месяцы баланс всё-таки сместился в пользу иномарок подороже.
— Это и инвестиция, и цена сейчас намного дешевле. Мы привозим Prado за 3,1–3,2 миллиона рублей, а такой же автомобиль на вторичке стоит 4,5–5 миллионов. Естественно, люди хотят сэкономить и купить автомобиль без пробега под 100 тысяч [километров], где владельцев было пять штук, — объяснил он.
Как долго продержится повышенный спрос на подержанные авто из Японии, зависит от курса валют и политической обстановки в нашей стране. Запрет на экспорт в Россию иномарок с пробегом менеджер считает маловероятным. По его мнению, он невыгоден обеим сторонам.
— Таможенные пошлины — колоссальные. 25 тысяч автомобилей в месяц заходит, у которых средний чек по таможенной пошлине 600–700 тысяч. Закрывать ввоз нецелесообразно, — подытожил Иван Ярцев.