ОмскАфишаВыставкиВладеть ценным сокровищем. Русский рисунок и акварель XVIII — начала XX века

Владеть ценным сокровищем. Русский рисунок и акварель XVIII — начала XX века

Выставка
Живопись
0+
Владеть ценным сокровищем. Русский рисунок и акварель XVIII — начала XX века

Расписание сеансов

Дата
Площадка

По выбранным параметрам сеансов не найдено

О выставке

График работы: вт–вс 10:00–19:00 (касса — до 18:00) Выходной: понедельник Выставка продлится с 27 августа по 1 декабря 2024 Русский рисунок и акварель XVIII — начала XX века в коллекции Музея имени М. А. Врубеля Состав выставки: свыше 70 произведений — подготовительные эскизы, натурные зарисовки и академические штудии, законченные станковые композиции, театральная графика, созданные в различных техниках: графитный и угольный карандаши, сангина, пастель, акварель, гуашь и многие другие. Некоторые из работ прошли серьезную реставрацию и будут впервые представлены публике. Выставка впервые в истории музея широко знакомит зрителя с оригинальной графикой замечательных русских мастеров второй половины XVIII — начала XX века. Музейное собрание рисунков и акварели русских художников конца XVIII — начала XX века насчитывает около 200 единиц хранения. Во многом это заслуга первого директора музея Ф. В. Мелёхина. Он стремился не только представить образцы русского классического искусства, но и познакомить сибиряков с новыми тенденциями в отечественной культуре рубежа XIX–XX столетий. Неслучайно коллекция произведений этого периода — одна из лучших среди региональных музеев. Значительная часть работ поступила в Омск еще в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, куда вошли произведения из расформированных частных собраний дореволюционной России. В числе бывших владельцев — крупнейшие коллекционеры и меценаты: И. Е. Цветков, М. К. Тенишева, И. А. Морозов, Д. В. Высоцкий, А. В. Касьянов, И. П. Свешников и другие. Часть произведений, представленных в экспозиции, ранее хранилась во дворцах великих князей Романовых: Михаила Александровича, Константина Константиновича, Николая Михайловича. Во второй половине XX века основным источником пополнения коллекции оригинальной графики стали частные собрания Москвы, Ленинграда, Омска, Нижнего Новгорода. Выставка построена по хронологическому принципу и включает три тематических раздела. Первый из них посвящен русскому рисунку второй половины XVIII — первой половины XIX века и во многом связан с деятельностью Императорской Академии художеств, ориентированной на каноны классической красоты Античности и Возрождения. На примере рисунка «Натурщики» (вторая половина XVIII века), предположительно авторства Антона Павловича Лосенко, а также работ Николая Павловича Шлейна, выполненных в конце XIX века, можно говорить о достижениях русской академической школы и ее выдающихся мастерах. Безусловный интерес представляют произведения выдающихся мастеров первой половины XIX столетия: Александра Осиповича Орловского, Федора Антоновича Бруни, Максима Никифоровича Воробьёва. Значительное место в коллекции оригинальной графики занимают акварели и рисунки русских мастеров, созданные во второй половине XIX века. Их отличает тематическое разнообразие и реалистическая манера исполнения. В числе таких работ «Черкес, скачущий на лошади» (1870) Петра Петровича Соколова; акварели одного из учредителей Общества русских акварелистов Луиджи (Людвига Осиповича) Премацци, а также мастерски выполненные листы его выдающегося ученика Альберта Николаевича Бенуа. Особо хочется отметить акварель «Привал охотников» (1886) кисти известного художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского, рисунки Константина Яковлевича Крыжицкого «Пейзаж с рекой» (1893) и «Лес зимой» (1906) и, конечно, работы «богатыря русского леса», одного из лучших рисовальщиков в России Ивана Ивановича Шишкина. Один из самых ярких разделов экспозиции посвящен графике Серебряного века (рубеж XIX–XX веков). Здесь зрители смогут познакомиться с творчеством целой плеяды выдающихся русских художников: Александра Николаевича Бенуа, Николая Константиновича Рериха, Филиппа Андреевича Малявина, Константина Федоровича Юона и многих других. Здесь же представлены эскизы костюмов и декораций, исполненные в начале XX столетия создателями сценографии знаменитых оперных и драматических спектаклей: Александром Яковлевичем Головиным, Иваном Яковлевичем Билибиным, Петром Борисовичем Ламбиным. Произведения оригинальной графики этого периода демонстрируют новые мировоззренческие подходы к изображению окружающего мира. Стилистика этих работ органично вписывалась в эстетику модерна — последнего большого стиля в русском искусств. Поистине звездный состав выставки ярко иллюстрирует гениальное высказывание Микеланджело: «Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем...». Но и сама русская оригинальная графика, безусловно, «ценное сокровище», которым по праву гордится Музей имени М. А. Врубеля.