Авто проблема Омичи стали реже успешно сдавать на права. Мы сходили на экзамен, чтобы узнать, в чем проблема

Омичи стали реже успешно сдавать на права. Мы сходили на экзамен, чтобы узнать, в чем проблема

По статистике, с первого раза практическую часть сдают только 11% кандидатов в водители

Нередко практический экзамен длится не больше пяти минут

С 1 апреля 2021 года правила экзамена на получение водительского удостоверения изменились. Главным отличием стало объединение «Площадки» и «Города» в один этап. Теперь будущие водители демонстрируют навыки парковки на тихой улочке или у здания МЭО ГИБДД (а не на автодроме, как раньше) и затем сразу выезжают на оживленную дорогу. Причем баллы за нарушения также идут в одну копилку — по достижении пяти экзамен считается проваленным. С новым регламентом статистика получения прав значительно снизилась (данные на инфографике приведем в конце материала).

В первый день лета мы побывали на экзамене в межрайонном экзаменационном отделе ГИБДД на 8-й Ремесленной и посмотрели на его проведение, а также пообщались с инспекторами и кандидатами в водители. Рассказываем, как проходит сегодня сдача экзаменов, какие ошибки допускают омичи, мечтающие о правах, и сколько из них успешно проходят испытания с первого раза.

«Теория»

Как сдают теоретическую часть

«Теория» — первый из двух этапов экзамена для получения водительского удостоверения. За отведенные на него 20 минут кандидат должен ответить на 20 вопросов из правил дорожного движения (всего их 800). Вопросы делятся на четыре блока. Допускается в сумме два неправильных ответа из двух разных блоков. В качестве штрафа за ошибку дается еще пять вопросов без шанса промаха. На каждый штрафной блок выделяются дополнительные пять минут.

Теоретический экзамен сдают на компьютерах со специальной программой, которая мгновенно выдает результаты тестирования. Весь этап проходит в закрытом кабинете с видеонаблюдением и под присмотром инспектора. За списывания или подсказки соседям предупреждений не дают — кандидат сразу отправляется за дверь до пересдачи (такая практика редко, но всё же бывает). При этом задавать вопросы по работе с компьютером можно, тем более людям старшего возраста.

Перед тем как курсант займет свое место, его внешность сверяют с фотографией в паспорте, который затем показывают в камеру. Это сделано для того чтобы при проверке, если таковая понадобится, можно было отследить подмену или еще какие-либо нарушения. Когда все места заняты, инспектор проводит инструктаж, объясняет правила работы с компьютером и дает старт.

В течение первых же двух минут из кабинета выходят двое молодых парней. После двух ошибок на их экранах отобразились красные прямоугольники с объявлением о провале экзамена. Позднее мы увидим, что один из них завалился уже на третьем вопросе, а другой в реальной жизни мог бы устроить ДТП, проигнорировав правило «правой руки». Еще через минуту вышел и третий потенциальный водитель. На этом список заваливших этап закончился — восемь остальных кандидатов с переменным успехом, но всё же сдали.

Уже на «Теории» был виден уровень стресса людей. До старта экзамена кабинет наполнился тяжелыми вздохами, шуршанием трясущихся ног нервными постукиваниями по столу. Сдать удалось не всем

«Практика»

Как сдают практическую часть

«Практика» — второй и заключительный этап экзамена. Кандидату в водители предстоит выполнить параллельную парковку, заезд в бокс и разворот на закрытом участке, а затем отправиться на оживленную дорогу. При этом инспектор сидит на переднем пассажирском сиденье, а инструктор из автошколы — на заднем. Экзамен длится порядка получаса. За это время необходимо выполнить около 15 заданий экзаменатора и набрать не более четырех штрафных баллов.

Практический экзамен у всех проходит по-разному. Одни начинают его прямо на парковке у МЭО, другие отправляются на площадки неподалеку. Для начала мы посмотрели, как проходит экзамен на «механике» у кандидатов автошколы омского ДОСААФа.

Кандидат № 1

Первым за руль садится молодой парень Кирилл. Неуверенность выдает ручник, оставленный в удерживающем положении после старта. Первое упражнение Кирилла — бокс, в который он заезжает лишь со второй попытки. С параллельной парковкой проблем у парня не возникло, и его выпускают на оживленную дорогу. При каждом старте дрожь в ногах сказывается на работе сцепления. На это обращает внимание инструктор и советует парню успокоиться. Сразу после этого машина глохнет. Лимит баллов исчерпан, экзамен провален. Мы проехали два поворота.

В какой раз сдаешь? В третий.

Какие ошибки у тебя были до этого? До этого в разы хуже было, ни одно упражнение не мог выполнить.

На площадке заваливался или здесь, в городе? Я теорию не мог два раза сдать.

Как оцениваешь свои навыки вождения? Удовлетворительно.

В чем сейчас проблема была? Проблема в том, что начинаю глохнуть иногда из-за нервов.

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нету вопросов.

Что скажешь тем, кто только учится и готовится сдавать? Хорошо готовьтесь к экзаменам, не переживайте, не нервничайте.

Кандидат № 2

Другой курсант — Максим. Движение, как это обычно бывает у неопытных водителей, начинается с гула двигателя от повышенных оборотов. Парень едет неприлично медленно, пытаясь не оступиться. Но даже это не помогает: спустя 200 метров Максим увеличивает скорость до 30 км/ч при разрешенных 20 км/ч. Экзамен провален.

В какой раз сдаешь? Первый.

Ты понял свою ошибку? Да.

Невнимательность или занервничал? Нервничал.

Как оцениваешь свои навыки вождения? Нормально. Просто на этой машине я вообще не катался.

А на какой машине учился? На «Ладе-Калине».

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нет.

Кандидат № 3

Следующий претендент на получение прав — Даниил. Со сцеплением и управлением он справляется лучше своих предшественников. Его стиль вождения даже можно назвать дерзким. После нескольких перекрестков Даниила просят повернуть налево. Здесь бы следовало перестроиться в крайнюю левую полосу, но парень проглядел соответствующий знак. Невнимательность стоила ему пяти баллов, экзамен не сдан.

В какой раз сдаешь? Третий.

Какие ошибки у тебя были до этого? «Площадка».

Как оцениваешь свои навыки вождения? Низко.

Чего тебе не хватает? Опыта.

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нет.

Что скажешь тем, кто только учится и готовится сдавать? Опыт нужен.

Навыки парковки курсанты демонстрируют на улочке в районе ресторана «Шато»

Для большей объективности мы пересели в машину автошколы «Автопрофи» с другим инспектором. Их стартовой площадкой была парковка возле ресторана «Шато». Среди кандидатов были одни девушки, они тоже сдавали на «механике».

Кандидат № 4

Кресло водителя занимает девушка по имени Олеся. Старт ей дается неудачно: при попытке тронуться она слишком быстро отпускает сцепление и глохнет. Второй старт, хоть и проходит с пробуксовкой под рев мотора, но всё же удается. Параллельная парковка и разворот в ограниченном пространстве проходят на малой скорости и с большой неуверенностью. При заезде в бокс стресс выливается в то, что Олеся паркуется посреди разметки. Инспектор перечисляет ошибки и подытоживает: экзамен не сдан.

В какой раз сдаешь? Первый.

Как оцениваешь свои навыки вождения? Для новичка, наверное, пойдет.

Ты уверенно едешь за рулем, если это не экзамен? Если не экзамен — да. Я здесь просто растерялась.

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нет. Все вежливые, добрые.

Что скажешь тем, кто только учится и готовится сдавать? Пусть учат сразу, с первого раза. Учат, повторяют, практикуют. Теорию учат.

Кандидат № 5

Следующая претендентка по имени Светлана в отличие от других была в хорошем настроении и даже первую свою ошибку — остановку двигателя при заезде в бокс — встретила со смехом. Вся дальнейшая поездка прошла бы идеально, если бы двигатель снова не заглох на светофоре. За полчаса Светлана вдоль и поперек объехала Орджоникидзе, Герцена и Северные, выполнив больше десятка маневров из экзаменационного листа. Но на предпоследнем повороте от финиша девушка проигнорировала команду инспектора повернуть на перекрестке. Потом она объяснит, что пропустила поворот, поскольку до этого инспектор каждый раз уточнял — «регулируемый» перекресток, а в последний раз не стал. Вот она автоматически и проехала мимо участка без светофоров.

В какой раз сдаешь? Во второй.

Какие ошибки у тебя были до этого? На нерегулируемом перекрестке вылетела машина справа.

Авария была? Нет. Я ехала по главной, хотя там знаков приоритета нет. И со съезда во дворы вылетела машина на большой скорости. Так как знаков приоритета нет, я его не пропустила.

Как оцениваешь свои навыки вождения? По какой шкале?

Пятибалльной. Четыре с плюсом, наверное, точно.

Чего тогда тебе не хватило сейчас и в прошлый раз? Опыта, конечно. Внимательности, наверное.

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нет.

Что скажешь тем, кто только учится и готовится сдавать? Терпение и труд всё перетрут. Терпения всем.

Кандидат № 6

Последней из женской тройки за руль села Елена. Элементы «Площадки» она прошла с большим напряжением, но, выехав на Орджоникидзе, стала набирать скорость. Да так, что чуть не подрезала «Субару» при перестроении. После череды разворотов, поворотов, остановки и пары обгонов экзамен подходит к концу. Елена на сегодня единственная, чью победу мы увидели.

В какой раз сдаешь? В первый.

И сразу получилось. Как оцениваешь свои навыки вождения? То, что дали первоначальные навыки в автошколе, это хорошо, но всё же требуется опыт, больше практики.

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нет, я считаю всё нормально, всё хорошо. Сотрудник ГИБДД не давил, своим присутствием никак не напрягал, для меня лично было комфортно. Единственное, я замечаю, что у меня пока нет практики, что ее должно быть больше. Между экзаменами большой перерыв: был бы между обучением в автошколе и экзаменом в ГИБДД перерыв поменьше, хотя бы две недели. Навык всё равно забывается, поэтому приходится немножко нарабатывать и потом немножко неуверенно себя в этом чувствуешь. А так всё отлично.

Что скажешь тем, кто только учится и готовится сдавать? Я брала дополнительные часы. Советую больше ездить, больше кататься, не бояться. Ничего страшного нет. Хотя страх будет, у всех есть страх. Я тоже шла с настроем, что не буду бояться, а саму аж немножко потрясывает.

Бонус. Кандидат, который сдает экзамен в пятый раз

Молодая девушка по имени Виолетта сегодня еще не садилась за руль. В ожидании начала экзамена она сильно переживает и едва сдерживает смех, вспоминая предыдущие попытки получить права.

Какие ошибки допускала? В первый раз инспектор сказал мне развернуться на нерегулируемом перекрестке, а я поехала к регулируемому — пропуск задания. Второй раз — несколько раз заглохла, в том числе в конце на парковке. В третий раз я выезжала на главную дорогу и не пропустила маршрутку, она мне просигналила. А в четвертый раз и с парковкой всё отлично, и маршрутку пропустила, но у пешеходного перехода стоял откровенный алкаш, и непонятно — собирался он переходить дорогу или нет. Меня прервали за то, что я не пропустила пешехода. И вот, сегодня пятый раз, надеюсь, последний. А то я уже сюда как на работу.

Как оцениваешь свои навыки вождения? Я уже знаю, какие ошибки могут быть, за что и какие штрафные баллы. Я, кажется, уже сама могу принимать экзамены. Уже знаю, чего ожидать.

Есть вопросы к проведению экзаменов или к сотрудникам ГИБДД? Нет. Дело в том, что я училась, параллельно устраиваясь на работу. Редко занималась — раз в две недели, только по выходным. Всё-таки навык вождения при выходе на экзамен оставлял желать лучшего, поэтому вопросов к экзаменаторам нет. Водила бы чаще, сдала бы быстрее.

Что скажешь тем, кто только учится и готовится сдавать? Мои советы, наверное, будут актуальны, когда я сдам.

Дальше наши пути с Виолеттой разошлись, поэтому узнать, сдала ли она экзамен, не удалось.

Экзамены в ГИБДД начинают сдавать с самого утра

Как ухудшилась статистика сдачи экзаменов

За первые пять месяцев этого года УГИБДД по Омской области выдало 14 287 российских национальных водительских удостоверений и 263 международных. Из 11 099 попыток кандидатов сдать «Теорию» успешными оказались 7214 (4829 сдали с первого раза). «Практику» пробовали сдать 14 703 раза, но успехом закончились только 5566 заездов (1726 сдали с первого раза). Таким образом, с первой попытки «Теорию» сдали 43,51% пытавшихся, а «практику» — 11,74%.

Как мы уже говорили, после реформы в апреле 2021 года статистика сдачи «Города» с первого раза сильно просела. Отчасти это доказывает и наш наглядный опыт. В день нашего присутствия теоретический экзамен в ГИБДД сдавали 104 кандидата — из них 33 провалились. Практические навыки будущих водителей оказались куда хуже: из 133 человек 89 в ближайшее время не получат водительские удостоверения.

Если сравнивать показатели до введения реформы и после (то есть с января по март в 2021 году и в 2022-м), становится ясно: экзамен стал сложнее. Если раньше «Город» с первого раза сдавали 36,24% кандидатов, то теперь — 10,43%. Сами сравните цифры на инфографике.

После изменений в правилах сдавать «Город» стали чаще, но в сравнении с дореформенным периодом количество успешных попыток лишь упало

По мнению кандидатов, инструкторов и инспекторов, с которыми мы пообщались в тот день, большинство неудач на экзамене происходят не по вине экзаменатора или непривычного руке автомобиля, а из-за стресса и неопытности. Порой эти два фактора и вовсе взаимосвязаны — чем меньше времени человек провел на занятиях в автошколе, тем хуже он ориентируется на дороге и понимает порядок выполнения маневров. Напомним, что курсанты должны просидеть за «механикой» не меньше 56 часов, а за «автоматом» — не меньше 54. При этом даже добросовестно откатавшим свои часы этого иногда не хватает и им приходится брать дополнительные занятия.

Кстати, о нехватке часов нашим коллегам из Кургана рассказывал Максим Андреюк, автоинструктор с 14-летним стажем. В своей колонке для 45.RU он дал советы, как сдать экзамен, побороть страх вождения, и объяснил, сколько часов требуется ученикам для уверенного управления автомобилем.

Стоит ли усложнять испытания для начинающих водителей? Вопрос спорный, поэтому обратимся к статистике. За прошлый год в Омской области по вине владеющих водительскими удостоверениями меньше двух лет произошло 136 ДТП, часть из них привела к смерти 6 человек, еще 199 получили ранения. Годом раньше эта статистика была чуть выше.

Больше всего ДТП среди начинающих случаются от столкновения с другим авто. На втором месте — наезд на пешехода

Сколько попыток вам потребовалась, чтобы получить водительское удостоверение?

Сдал(а) с первой попытки
Мне хватило двух
Лишь с третьей
На четвертый раз наконец-то сдал(а)
Пять и больше
Не сдавал(а) на права
Приходилось сталкиваться с проблемами при сдаче экзаменов? Расскажите о своем опыте в комментариях.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства