Корреспондент НГС.ОМСК отправился на улицу Масленникова и поговорил с соседями 80-летней пенсионерки Зайтуны Нагумановой, которая живёт в полуразрушенной избушке, а также дозвонился до руководства ХК «Акция»
История 80-летней омички Зайтуны Нагумановой, которая живёт в полуразрушенной избушке в центре города по соседству с новой высоткой, вызвала большой интерес у читателей. В комментариях к фоторепортажу НГС.ОМСК и в соцсетях горожане спорили, действительно ли пенсионерка живёт в этом доме, а некоторые рассказывали, что семья пожилой женщины когда-то отказалась от компенсаций застройщика.
Корреспондент НГС.ОМСК решил вновь отправиться на улицу Масленникова и поговорить с соседями пенсионерки.
Соседи
Саму Зайтуну Нагуманову увидеть на этот раз не удалось — в вечернее время возле дома она не сидела, дверь никто не открыл, хотя из трубы на крыше шёл дым, а в окне был виден свет, горевший на кухне. Автор прошёл дальше мимо пса, который усердно лаял, и постучался в соседний дом. Владельцы оказались на месте и согласились коротко ответить на вопросы.
«Мы обращались к ним (холдинговая компания "Акция". — НГС.ОМСК) миллион раз, [экс-губернатор Виктор] Назаров здесь жил, но никому ничего не надо», — начала разговор соседка пенсионерки, отказавшаяся представиться. В дверях появился молодой человек, по всей видимости, её сын. Он рассказал, что до стройки была встреча жильцов участка с представителями застройщика, однако после этого, по его словам, им никто ничего не предлагал.
«Когда у нас была претензия, что стройка прямо у забора, они сказали, что мы им не мешаем. Мы судились с застройщиком, им присудили штраф в 50 тысяч, и всё. И они продолжали строить», — вспомнила женщина. На вопрос, пытались ли они сами решить вопрос с застройщиком, они объяснили, что прийти к договоренности им не удалось. По словам жильца дома, ни денег, ни квартир им не предлагали.
«Сейчас соседи получили разрешение на строительство дома, и мы так же сами получим и здесь будем строить. Архитектуре города Омска мы не мешаем. Если нас частный инвестор какой-то выкупит… Хотя он нас не выкупит, тут дольщиков очень много», — заключил молодой человек.
Ещё один комментарий автору дал жилец дома № 101 на улице Маршала Жукова Николай (в этом же доме живёт экс-губернатор Омской области Виктор Назаров). По словам омича, он живёт здесь давно и строительство многоквартирного дома на улице Масленникова, 58 проходило у него на глазах.
«Я знаю одного из них (жильцов частного сектора. — НГС.ОМСК). Никто им ничего не предлагал. — заявил Николай, но добавил. — Был здесь мужик, дом у него был на том участке, где пятиэтажка стоит, потом дом сгорел. Он упёртый был, ему застройщик дал 5 миллионов. Его земля была приватизированная».
По наблюдению Николая, на небольшом участке в частном секторе живёт много людей: «Я насчитал на этом участке 13 дымящихся труб, грубо говоря, это 13 семей. 13 семей, значит, счастья ждут».
Но, как считает омич, на участке живут в основном сыновья и внуки бывших хозяев домов. «Машины там неплохие стоят, возле двора, во дворе», — поделился Николай. По его мнению, людям не дают приватизировать землю и строительство новых домов на ней не одобрят.
На вопрос про Зайтуну Нагуманову Николай говорит, что общался с ней и пенсионерка сама была бы рада поменять жильё: «Я спросил: "Где вы моетесь?". Она говорит, что ходила к подруге раньше, тут по соседству, но потом подруга умерла, и она далеко куда-то ездить стала. Бабушку эту никто не возит никуда, она в доме постоянно живёт. Я тут сам постоянно нахожусь, на велосипеде катаюсь. Она никому не нужна, кто бы её привозил? Дочь её я ни разу не видел, хотя про дочь она говорила. В магазин она сама ходит. Говорит, что на заводе 30 лет проработала». Сама Зайтуна Нагуманова на вопрос автора, не предлагали ли ей денег за выселение из дома, ранее отвечала отрицательно.
Однако две другие жительницы соседних многоэтажек уверены, что владельцам «частника» застройщик деньги предлагал, но они вовремя не согласились, а сейчас остались ни с чем. Об этом корреспонденту НГС.ОМСК в переписке рассказали Марьяна Рудсон и Лада Артемьева. По их словам, на собрании с застройщиком задавали вопрос, есть ли возможность построить детскую площадку на том месте, где сейчас стоит частный сектор, и что будет с этим «чудесным видом» из окон. Со слов Лады Артемьевой, застройщик объяснил, что вид из окон останется прежним, поскольку жильцы частного сектора запросили крупные суммы, а в домах прописано много людей, и их затратно расселять.
«Окна у меня выходят на эти домики — за пять лет моей жизни в этом доме ни разу не топилось и не было иных показателей какой-либо постоянной жизни. Ну и видели, что бабушку эту регулярно утром привозит, а вечером увозит мужчина, порой между ними возникают ссоры, что бабушка возмущается — сколько ещё можно приезжать и торчать здесь», — заявила Лада Артемьева.
Марьяна Рудсон добавила, что на территории «частника» по проекту действительно должна была появиться детская площадка, но застройщик заверил, что жильцы домов запросили слишком большие суммы. Она также убеждена, что Зайтуна Нагуманова в своём доме постоянно не живёт: «Возможно, сейчас она там и проживает, чтобы хоть не лакомый, но хоть какой-то кусочек получить. Раньше её там не было».
Предыстория
Ещё во время строительства, в 2013-м и 2014 годах, о спорах между жильцами частных домов на улице Учебная и застройщиком сообщал Омский правовой портал.
Тогда независимый журналист Александр Грасс писал, что многоэтажный дом начали строить в 70 сантиметрах от участка семьи Каипов. Их дом находится по соседству с жильём Зайтуны Нагумановой, на улице Учебная, 134«а». Омичка Кульпаш Каип жаловалась на то, что жить рядом со стройкой опасно — по словам автора материала, во двор к людям летели строительные материалы и пыль. Другому автору — Сергею Асташкину — удалось поговорить с прорабом стройки: «Ну ладно до "ноля" я ещё могу довести, а как выше-то строить?! Там зона отчуждения по инструкции 7 метров. Не дай бог, что-нибудь сорвётся, это же срок», — сказал он.
Жильцы жаловались в полицию и различные инстанции. Как рассказывала жительница одного из домов на участке Алия Калиева, подрядчика оштрафовали на 50 тысяч рублей, но стройку не остановили.
В то же время Александр Грасс сообщал, что со многочисленной семьёй Каипов пытались договориться: «С Каипами ещё до начала строительства велись от лица ХК "Акция" (по информации Грасса, новостройку возводили подконтрольные ей фирмы. — НГС.ОМСК) переговоры о расселении. Десять собственников (а по семейному составу это почти два десятка семей) запросили у "Акции" порядка двадцати квартир, затем аппетиты заметно умерили и ограничились суммой в 23 миллиона рублей. На всех. Застройщик предложил всем… одну двухкомнатную квартиру».
«Акция»
Как рассказал НГС.ОМСК председатель совета директоров холдинговой компании «Акция» Сергей Калинин, переговоры с жильцами участка вели с 1993 года.
«Дом, который примыкает к стройке, запросил 19 квартир за 40 квадратных метров. В этих условиях дальше продвигаться было бесполезно», — пояснил Сергей Калинин.
Он добавил, что жильцам предлагали коттедж, квартиру, плату за земельный участок, но каждый из прописанных в доме просил по квартире.
«Там было много застройщиков, три как минимум, никто с ними не договорился», — добавил Сергей Калинин.
Он вспомнил, что ещё 15 лет назад жильцам прилегающих к стройке участков предлагали от 4 до 6 млн рублей.
«Я думаю, по тем временам сумма более чем достаточная. Не договорились», — заключил он.
Что делать дальше?
Сейчас стройка завершена, а дом пенсионерки Зайтуны Нагумановой продолжает рассыпаться на глазах. Что делать в такой ситуации? Как минимум попытаться признать дом аварийным.
По информации администрации Омска, программа по расселению людей из аварийного и ветхого жилья пока приостановлена, но попробовать добиться того, чтобы дома признали аварийными и непригодными для жизни, можно.
Для начала необходимо провести экспертизу. Заключение могут составить такие организации, как БТИ, «Сибирская проектная компания», «Лаборатория экспертных исследований» и другие. Стоимость услуги в Омске в среднем составляет около 12 500 рублей. В течение 30 дней комиссия рассматривает заявление и по результатам работы решает, непригодно ли жильё или необходимо провести капремонт либо продолжить оценку недвижимости.
Далее владельцам предстоит собрать документы (перечень указан в постановлении Правительства РФ № 47).
С бумагами нужно идти в департамент городского хозяйства Омска. Там должны создать комиссию для оценки жилья. В её состав включают представителей департамента и надзорных органов. Владельца жилья или его доверенное лицо могут задействовать в работе комиссии, которая признаёт дом аварийным. Более того, у него будет право совещательного голоса.
Заявить о своём решении о передаче документов в межведомственную комиссию и задать вопросы можно по телефону 78-79-31.
Фото Александра Зубова
Инфографика Евгении Бикуновой
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.