Время отпусков закончилось, а вам еще хочется отправиться куда-нибудь за впечатлениями? Корреспондент NGS55.RU Мария Носенко съездила в старейший город Омской области и рассказала о нетипичных местах для отдыха в выходной. На маршрут у нее ушло 24 часа. Где находится дом из крышечек, атмосферный готический парк на месте кладбища и место, где продают таежные ягоды — читайте далее.
Дорога
Тара — это северный город Омской области, самое старое русское поселение в нашем регионе. Доехать до него из Омска можно на машине или на автобусе. Дорога становится двухполосной после Красного Яра, зато нет фур. Ехала я на большом и новом автобусе, поэтому чувствовала себя прекрасно, сидя возле окна и греясь на осеннем солнце. Только затекла спина от долгой дороги. Таким образом добралась до города за 4 часа. На путешествие у меня в запасе есть ровно один день.
Деревянная Тара
Самое скучное место — это гостиница, поэтому быстро бросаю вещи и иду на улицу. Тара состоит из частных и трехэтажных многоквартирных домов. На «тарских патриках», то есть на главной улице Ленина, где вечером тусуется молодежь на старых «Ладах», — пусто. Отправляюсь вглубь частника — именно там можно посмотреть на деревянный город.
Тара основана в 1594 году, но древних построек вы здесь не найдете. Город горел несколько раз за время своего существования, и сохранились здания только первой половины XX века. Большинство из них — ветхие и в аварийном состоянии. На домах вижу золотые таблички об особом статусе, но взгляд неизбежно падает на покоцанные ставни, выбитые окна или заросший фундамент.
Среди построек выделяется аккуратный деревянный дом, наполовину выкрашенный в бирюзовый цвет. Его хозяйка — 89-летняя Мария Павловна, ее я встречаю на лавочке. Ухаживать за домом пенсионерке помогает старшая дочь. Только я успеваю восхититься ее кошкой, как Мария Павловна начинает рассказывать о деле всей своей жизни, работе главной свинаркой в колхозе, и называет меня «милым ребенком». Все мысли Марии Павловны заняты родной деревней, которая вымерла 20 лет назад.
— Живя там, я уже и забыла про колхоз, а ко мне подходили то одни, то другие люди. Здоровались и здоровались. И все вспоминали, что я была главной свинаркой. И я так была рада. Четырех детей родила в деревне. И первое счастье там было, и первые глупости. Сейчас по-другому. Телом я здесь, а стоит только уснуть, как я вижу свою деревню. Но и здесь я дарю людям тепло, всем махаю обоими руками. И тебе рада, милая доченька!
Дом с крышечками
Самое интересное в Таре находится за окнами таких маленьких домов, где горит свет и виднеются силуэты на кухне. Иду дальше до улицы Немчиновской и замечаю дом, отделанный разноцветными крышками и мозаикой из плитки. Здесь меня встречает 72-летний Виктор Степанович. Я делаю комплимент его дому, а он скромно молчит. На вопрос о том, как у него это получилось, пенсионер рассказывает, что несколько лет назад пережил инсульт. Творчество стало не только его отдушиной, но и возможностью сохранить память и сообразительность. И автор идеи — его жена.
Рассматривать дом хочется бесконечно. Пластиковыми крышечками отделаны двери и колонны, а еще дом украшен огромными панно с изображениями церкви, льва, лебедей и коней.
— Я точно не считал, сколько крышечек потратил. Может, тысячи. Помогают дети приносить, где-то они их берут. А времени на панно по-разному уходило, может, и день, а может, и неделя.
Говорить Виктору Степановичу непросто, и закончить мысль помогает ему жена, которая выходит на улицу. Она напоминает мужу, что скоро нужно собираться на прием в поликлинику. Спустя 10 минут Виктор Степанович выезжает туда на старенькой машине. Я же остаюсь рассматривать пальмы из бутылок и лебедей из покрышек.
Церковь в стиле сибирского барокко
Тем, кто больше народного творчества любит исторические здания, советую посетить деревянный дом, в котором в детстве жил актер Михаил Ульянов. Это тот самый «ворошиловский стрелок» из фильма 1999 года. До дома времен 1910-х годов постройки от улицы Немчиновской можно дойти за 15 минут. Считай, центр города.
Гуляя по центру, я замечаю высокую белую церковь. Спасский кафедральный собор — это первое каменное здание в Омской области, построенное в 1753 году. Церковь признали памятником истории и архитектуры федерального значения. К тому же, как мы писали ранее, здание выполнено в стиле сибирского барокко. На это указывает резной портал, который расположен над дверью. Звучит необычно, правда?
Как сообщается на сайте собора, в советские годы здание использовали под зернохранилище, музей и архив, фильмотеку и даже спортивную школу. Страдала церковь не только от людских рук — дважды в нее попадала молния, после чего испорченные элементы приходилось восстанавливать.
Я брожу рядом с церковью и натыкаюсь на сквер, который разбили в середине XIX века тарские купцы Щербаковы. Больше всего мое внимание привлекает маленький бюст Пушкина, возвышающийся на высоком пьедестале среди кучи лавочек.
Также в Таре можно увидеть реконструированную крепостную стену, напоминающую об истории создания города. Она находится неподалеку от главной улицы Ленина, до которой от парка всего пять минут ходьбы. На обзорной площадке мое лицо резко обдает воздух. Здесь точно есть, где можно обниматься или смотреть вдаль, думая о чем-то высоком.
Готический парк на месте кладбища
Еще более подходящее место для любителей романтики — Комсомольский парк. На протяжении долгого времени здесь располагалось Тихвинское кладбище, на котором хоронили всех жителей Тары с 1770-х годов. В 1950-х его сравняли с землей, включая мраморные памятники и ажурные кресты, которые растащили. Кладбищенскую же рощу выпилили на дрова. Читаю эти факты на табличке и думаю, что это похоже на правду. Готичности у этого парка не занимать: при свете дня тут темно, а деревья нависают над тобой, будто сейчас из-за угла выйдет семейка Аддамс.
Вокруг красивые и высокие деревья, есть несколько лавочек и мемориальный комплекс. По словам местных, в парке всегда тихо и спокойно, поэтому можно читать книги, устраивать пробежки или свидания.
Что продают на тарском рынке
Местный рынок здесь находится также в центре города. Оживает он в утреннее время, а к обеду самые активные продавцы уходят. Это пенсионерки, которые занимаются перекупом таежных ягод и кедровых орешек у местных собирателей. Последние здесь не появляются: для охоты за орехами мужчины на несколько недель уезжают вглубь лесов, а возвращаются уже с товаром. Клюкву и бруснику тарчане находят возле местных болот. Я прихожу на рынок рано утром, перед отъездом, и еле не поддаюсь искушению взять с собой баночку.
Так подходит к концу мое время в Таре, и мне уже нужно спешить на автобус. Впереди — командировка дальше, на север. Напоследок строю глазки очаровательному котейке, который сидит рядом с бабушкой, и обещаю ему, что вернусь в город за более долгим приключением.
Ранее мы рассказывали про тарскую экотропу, мараловую ферму и латышскую деревню недалеко от города. Также вы можете почитать колонку Марии Носенко об отдыхе в Выборге (его она назвала «мечтой ребенка из Сибири») и Анастасии Власовой о Казани.