Редакция NGS55.RU узнала о ситуации с мобилизованным Владимиром Нечаевым. Омич уже отслужил в СВО, вернулся в отпуск и оформил справки по уходу за матерью. И вроде закон сработал — приказ о его мобилизации отменили, а военный комиссар ходатайствовал уволить мужчину. Но сразу начались сюрпризы — оказалось, что в Рязани на Нечаева завели уголовное дело, а в Омске ничем не могут помочь. Вдобавок пришла новая повестка.
Танкист-десантник
Владимиру Нечаеву сейчас 30 лет, и он живет в Черлакском районе. 12 лет женат, растит двоих сыновей и работает приемщиком металлов. Точнее, работал до частичной мобилизации, которую объявили 21 сентября 2022 года. Уже 30 сентября Владимир получил повестку. Его прикомандировали к войсковой части под Рязанью и отправили в тренировочный лагерь в Луганск. Омич стал рядовым воздушно-десантного полка в должности наводчика. Хотя к ВДВ ранее Владимир не имел отношения. У него был опыт службы, но в танковом училище.
Через месяц мужчина позвонил супруге Елене, сказал, что его увозят на СВО. Так Владимир оказался на передовой.
График службы был прост — около трех недель на первой линии, потом передышка в Луганске. К счастью, обошлось без ранений. По словам его супруги, была контузия, но с ней справлялись на месте.
— Обещали, что месяц и, возможно, домой. Потом стало понятно, что домой [так быстро] он не вернется, — рассказала Елена корреспонденту NGS55.RU.
Храбрая женщина настолько тосковала по супругу, что дважды летала в Луганск во время его «передышек», на 3–4 дня:
— Не страшно было. Дома страшнее. Дома ждешь, пока дети уснут, и всю ночь молишься.
Хороший сын
Пока Владимир отдавал долги Родине, его жена ходила по всем инстанциям и просила отпустить супруга в отпуск. Елена обращалась в военкомат, прокуратуру, военную прокуратуру. Потом начала писать в Москву. В итоге, по ее словам, она нашла поддержку в Министерстве обороны РФ. Благодаря ему в начале июня Владимира вытащили прямо из окопа и отправили домой. Он был на спецоперации почти восемь месяцев.
Кроме отдыха он занялся делом. Мужчина уже долгие годы ухаживает за матерью. У нее несколько серьезных диагнозов, которые мы не имеем права озвучивать. Главное, что 68-летняя женщина нуждается в постоянном уходе. С юности Владимир ухаживал за ней без бюрократических вмешательств. Когда он был на работе, помогала Елена. График супругов позволял, чтобы пожилая женщина не оставалась без присмотра. Пока муж служил, Елена чудом выкручивалась.
В итоге Владимиру после отпуска пришлось выбирать: служить дальше и оставлять мать с женой, у которой на руках еще двое детей, или оформлять уход за пожилой женщиной. По закону оформление ухода означало, что Владимиру не нужно возвращаться на службу в качестве мобилизованного. Кроме того, ему пришлось еще и уволиться. Добытчиком в семье стала Елена. Супруг же взял на себя домашние обязанности.
Справку об уходе за матерью Владимиру Нечаеву выдали в июне. Тогда же он подал собранные супругой документы в военный комиссариат.
25 августа 2023 года призывная комиссия Черлакского муниципального района приняла решение отменить приказ и освободить Владимира от службы. Также военный комиссар Черлакского района 6 сентября отправил в адрес командира войсковой части Рязани, где числился Владимир, ходатайство об увольнении омича.
Потом выяснилось, что этого мало и мужчине нужно было самостоятельно приехать в Рязань, написать рапорт на увольнение. По дороге в Рязань ему позвонили из рязанской военной прокуратуры и огорошили, что на него возбуждено уголовное дело за уклонение от службы. Заявление, что он «дезертировал», написала воинская часть. По приезде Владимир Нечаев сразу явился в прокуратуру и рассказал о своей ситуации, отдал все документы и пояснил, что омский военный комиссариат уж точно знал, что мужчина не скрывается, и тем более ратовал за его увольнение. В прокуратуре документы приняли и посоветовали прикомандироваться к омской части для дальнейшего прохождения службы.
11 сентября Владимир действительно поехал в омскую комендатуру, и ему назначили отбывать службу в омской части на Московке.
Новая повестка
Семья Владимира успокоилась, но ненадолго. Оказалось, что ходатайства военного комиссариата Омской области об увольнении недостаточно. Последнее слово за командиром части, куда он был мобилизован изначально, — снова Рязань. И 26 октября за подписью командира и на основании его же приказа Владимиру Нечаеву пришла повестка с требованием явиться в войсковую часть города Рязани «для дальнейшего прохождения службы» к 29 октября.
Корреспонденту NGS55.RU Елена пояснила, что по повестке супруг не поехал. С помощью юриста он написал рапорт и снова приложил документы.
«На данный момент я являюсь опекуном Нечаевой (ИО) и освобожден от несения воинской службы по мобилизации. Таким образом, на текущий момент наличествуют уважительные причины неисполнения требования», — пишет Владимир в рапорте на адрес омского военного комиссариата.
В документе он также поясняет, что при отправке в отпуск ему не выдали денежное довольствие, в том числе отпускные. Сейчас семья ждет, что будет дальше. Остается актуальным еще один вопрос — уголовное дело. Никаких последствий от его возбуждения Владимир Нечаев не почувствовал, хотя прошло уже почти два месяца. Елена сильно переживает за супруга и за будущее их семьи:
— Мне кажется, он уже через столько прошел. У него жизнь была не ахти, и с детства ничего не было. Отец умер, бабушка умерла. И они вдвоем с мамой остались. И сейчас ничего не получается. Он очень старается для детей, для матери. Почему командир [рязанской части] так делает — «когда хочу, тогда уволю». Я не понимаю.
Редакция NGS55.RU отправила запросы в адрес Военной прокуратуры Омского гарнизона и Военного комиссариата Черлакского района Омской области.
Ранее к нашим коллегам из NGS24.RU обратился 21-летний Кирилл из Красноярского края. Он уже почти год живет в воинской части в Омске. Осенью 2022 года его мобилизовали, но из-за серьезных проблем со здоровьем на фронт так и не отправили. Однако и домой его не отпускают. А недавно на него начали давить, чтобы он сам согласился ехать на СВО.