Две недели назад у испанских берегов потерпела крушение яхта «Сила Сибири». Для жителей Омска эта история представляет особый интерес, благо принадлежит корабль местному строительному олигарху, депутату Законодательного собрания Валерию Кокорину. Пресс-служба владельца отказывается комментировать эти события, и нам остаётся только предполагать, что яхту никто не бросит. Для такого она слишком красива, слишком дорога и слишком заряжена патриотической идеей.
Если верить Русскому географическому обществу, капитану судна Сергею Щербакову, активно постящему новости о яхте в «Фейсбуке», и прочим членам экипажа (у них есть специальный паблик во «ВКонтакте»), с патриотизма всё и начиналось. До 200-летия со дня открытия русскими мореплавателями Антарктиды осталось совсем недолго, и эта годовщина явно должна быть отмечена особым образом.
— 28 января 2020 года исполняется 200 лет со дня открытия шестого континента нашей планеты, Антарктиды, русскими исследователями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный», — пишут на сайте Омского отделения РГО. — Это крупнейшее географическое открытие последних двух веков трудно переоценить, оно играет исключительную роль в поднятии престижа России на международной арене как морской державы и будет широко отмечаться российской и мировой общественностью.
Отмечаться в том числе и плаванием до самых высоких широт Южного полушария, чтобы в тот самый день русские путешественники снова увидели берега Антарктиды. У Фонда поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции» есть яхта «Сибирь», прошедшая 100 тысяч морских миль за 20 лет, но она для решения столь серьёзной задачи не годится — и в марте 2017 года фонду предоставили ещё одну «красавицу»: 32,5 метра в длину, 108 тонн водоизмещения, на борту могут находиться до 14 человек.
Купил яхту Валерий Кокорин. Об этом писали тогда все омские СМИ, и нынешний капитан корабля Сергей Щербаков открыто это признал в интервью для «Омскрегиона». Изначально за этот бермудский кеч, построенный в 2012 году, просили 3,5 миллиона евро, но конечная цена в два с лишним раза ниже — 1,6 миллиона. Между тремя вариантами названия — «Слава Сибири», «Звезда Сибири» и «Сила Сибири» — выбрали последний, и знаменитый газопровод в Китай тут, по-видимому, ни при чём.
Побывать в Омске кокоринской красавице не суждено: высота её мачт 30 метров, а пропускная способность местных мостов — всего 15. Поэтому участники антарктической экспедиции планируют взойти на её борт 1 августа следующего года в Салехарде, спустившись туда по Иртышу и Оби на «Сибири». Дальше — по Северному морскому пути до Гренландии, через Атлантический океан на юг (Азоры — Канары — Рио-де-Жанейро и дальше), вокруг всего побережья Антарктиды с шагом в сторону до Сиднея и снова на север через Атлантику, чтобы вернуться в устье Оби с запада. Итого — кругосветное путешествие за 15 месяцев.
Год с лишним «Силу Сибири» готовили к далёкому плаванию.
— Яхта просто прекрасна! — сообщают нам в одноимённом паблике во «ВКонтакте». — Но эта красота требует ежедневного заботливого ухода. До того как корабль стал под флаг России, он долго простоял без дела. Но уже год упорным трудом сменной команды под руководством старпома Романа Волкова она вновь приобрела гордый вид.
Прошлую зиму «Сила Сибири» провела в Новороссийске, а в этом году направилась из турецких вод в Петербург. Члены экипажа регулярно публиковали в социальных сетях новости типа «Сегодня побывали в Наваринской бухте», «Выходим из Палермо», «Отправляемся от Сардинии к Балеарским островам», «Три дня драили палубу, посмотрите, как красиво» и делились своими впечатлениями от плавания как такового.
— Эгейское море радует хорошим ветром, — пишет 22 августа член экипажа Александр Азаров. — А корабль приводит в восторг своей красотой и мощью, которую северный мельтеми превращает в движение… Нет, в сумасшедшую скорость, в настоящий полёт! И это всего 8 узлов. По сообщению капитана, он разгонял «Силу Сибири» до 12 узлов! Ванты на корабле, прутья из высококачественной стали 2 сантиметра толщиной, звенят от напряжения, как струны. В снастях воет ветер, а паруса чуть слышно гудят, закручивая вокруг себя воздух. Если потрогать натянутый капроновый шкот, он на ощупь как железный. Вокруг всё живёт особой жизнью, подчинённой законам физики, вложенным в проект корабля его создателями.
В общем, всё было замечательно — и только у берегов Майорки в один из октябрьских дней случилось непредвиденное.
— Случилось несчастье, сорвало с обоих якорей, — написал тогда Сергей Щербаков в «Фейсбуке». — Сейчас на Пальме идёт спасательная операция. Слава богу, все целы и здоровы!
Морякам пришлось самим охранять выброшенный на камни корабль от гипотетических мародёров (испанская полиция отказалась это делать). На днях местная судостроительная компания Shore Marine отбуксировала яхту в порт, чтобы там начать полноценный ремонт. В общем, эта конкретная проблема решается, но непонятно, остаются ли в связи с этим форс-мажором неизменными планы антарктической экспедиции. Денег организаторам не хватает уже давно, и Сергей Щербаков этой весной разослал по разным инстанциям просьбы о помощи. Те отвечают в основном туманными обещаниями поддержки (сканы этих ответов есть в социальных сетях), а в письмах МИДа и Всероссийской федерации парусного спорта почему-то есть один и тот же абзац, начинающийся со слов «Открытие шестого континента нашей планеты 28 января 1820 года…». В телефонной беседе с корреспондентом NGS55.RU Сергей Щербаков сообщил, что сейчас он находится в Омске, но от комментариев по поводу дальнейших планов экипажа отказался.
Остаётся только надеяться, что средиземноморский шторм не будет иметь серьёзных последствий для экспедиции. Страховая компания сейчас выясняет размеры и причины ущерба — возможно, от этого зависит, увидит ли Антарктида Андреевский флаг в день икс.