24-летние Полина и Влад из села Азово Омской области рассказали о том, как путешествовать автостопом.
У обычного омича на путешествия есть не больше месяца в году, все остальные 11 месяцев занимает работа. У Полины Кнейс и Влада Бакуменко всё наоборот: осенью прошлого года они отправились в путешествие, в котором провели 11 месяцев.
За это время они смогли увидеть более 20 стран. Были в Болгарии, Бельгии, Италии, Греции, Бразилии, Аргентине, Эквадоре, на Кубе и во многих других странах. Всего же благодаря автостопу они побывали в 33 странах.
Часть пути они преодолели на самолётах (летали лоукостерами), но в основном Полина и Влад перемещались автостопом. На путешествие они накопили 85 тысяч рублей, к тому же зарабатывали в дороге: Полина делала фотооткрытки и продавала их, а иногда они с Владом превращались в уличных музыкантов — играли на маракасах и укулеле и таким образом зарабатывали за вечер от 5 до 100 долларов.
Месяц пара путешествовала по Турции, ещё три месяца провела в Европе и целых семь месяцев — в Южной Америке и на Кубе.
Первым путешествовать автостопом начал Влад. Молодой человек очень хотел увидеть мир, а денег на путёвки не было. Первая попытка доехать на попутке до Новосибирска в 2014 году не увенчалась успехом — стоял 30-градусный мороз, и водители не останавливались, чтобы подобрать путешественников. После этого Влад автостопом сумел добраться до Тюмени.
— Мне пока было страшно её (Полину. — Прим. ред.) брать [с собой], я не представлял, что это такое, — вспоминает молодой человек.
Первое совместное путешествие пара совершила в августе 2015 года, тогда они отправились в Крым.
— Поначалу-то, конечно, страшно было. Думала, что буду звонить маме и рассказывать, какие номера у машин, на которых я еду, — со смехом вспоминает Полина.
Спустя неделю ребята уже были в Крыму. По дороге они не торопились и позволяли себе задерживаться в интересных городах — Екатеринбурге, Казани и Новороссийске. На обратный путь тоже ушла неделя.
Влад уверяет, что люди сами создают мифы об опасности автостопа.
Полина поделилась, что на дороге нужно привлекать внимание водителей: надевать яркую одежду и выходить на видное место. У некоторых автостопщиков есть приметы. Например, многие из них считают, что тебя подберут быстрее, если будешь одет в жёлтую одежду. А вот если путешествовать в одиночку и облачаться в камуфляж, то у водителей это вызовет лишь недоверие. Но омской паре везло — даже дальнобойщики с охотой подвозили их.
За границей, в криминальных странах типа Бразилии, ребята советуют ловить попутки рядом с местными полицейскими — так безопаснее. По словам Влада, лучше не показывать, что у тебя с собой есть фотоаппарат и другая техника.
Одни из самых главных проблем для автостопщиков — это холод и голод. Важно контролировать запасы скоропортящихся продуктов и количество еды. Иногда омичи заранее запасались продуктами: когда они отправились в пятидневный поход в Чили, то взяли с собой рыбные консервы, рис, печенье и захватили маленькую газовую плиту.
По словам ребят, российские водители понимают культуру автостопа, поэтому в нашей стране пара легко могла добраться до любой точки маршрута. Некоторые автолюбители охотно подбирали путешественников, потому что им хотелось общения в дороге. Встречались и те, кто впервые подвозил автостопщиков.
Что касается дальнего зарубежья, то там люди не понимают или просто не признают автостоп и просят за свои услуги деньги. Как говорят омские автостопщики, важно заранее предупредить человека о том, что экономишь на транспорте. Однако говорить с иностранцами было не так-то просто — путешественники плохо знают английский язык, поэтому иногда приходилось общаться на пальцах или ехать в полной тишине. В Южной Америке и вовсе говорят только на испанском языке. А вот китайцы относились к ним с пониманием: многие даже закачивали переводчик на телефон и с помощью него общались с омичами.
Но в пути паре почти всегда было легко. А на границах омичи сталкивались с проблемами. После Китая, Вьетнама и Лаоса ребята проехали 650 км в кузове пикапа и почти добрались до Тайланда, но машину остановили на КПП. Там выяснилось, что один из пассажиров пикапа вёз наркотики. Сибирским путешественникам помогли тайцы, которые поймали другой пикап и попросили увезти омичей.
В Монголии перейти границу невозможно — местный КПП разрешено пересекать только на машине. Ребятам пришлось специально ловить транспорт. На границе с Китаем предприимчивые монголы на этом зарабатывают: неподалёку стоят машины, которые перевозят за 300 рублей одного человека.
Опасные ситуации случались и в дороге. Однажды водитель грузовика, который вёз пару, заснул и едва не выехал на встречку, но в последний момент проснулся, молниеносно среагировал и вернулся на свою полосу, чуть не устроив ДТП.
Но, к счастью, обычно в пути ребятам везло — обошлось без криминала и других серьёзных трудностей.