Проблема городского общественного транспорта — одна из самых насущных в Омске. С наступлением зимы горожане все чаще не могут «втиснуться» в автобусы и нормально доехать до работы или дома. NGS55.RU в минувшем ноябре уже поднимал эту проблему. С перекрытием на ремонт моста у Телецентра эта проблема усугубилась еще больше. Мы решили изучить, а сколько перевозчики зарабатывают? Как обстоят дела у предпринимателей и предприятий, добровольно пожелавших войти в этот считающийся убыточный бизнес?
Поскольку больше всего жалоб горожан именно на работу автобусов, то в качестве анализа мы взяли перевозчиков, у которых такие машины имеются. В городе работают всего несколько предпринимателей, располагающие автобусным парком среднего класса, вмещающем до 60 пассажиров. Кроме того, проанализировали и работу муниципальных перевозчиков — «Пассажирского предприятия № 8» и «Электрического транспорта», в чьем распоряжении имеются трамваи и троллейбусы. Как оказалось, экономические показатели у омских перевозчиков сильно разнятся.
Ремонтировали школы, а теперь возят омичей
С января 2024 года на два популярных у горожан маршрута № 42 (Бархатовой-ПО «Иртыш») и 58 (Чкаловский-ПО «Иртыш») зашла новая компания — «Автоград55». Ее учредителем является известный омский перевозчик Фазыл Залялитдинов. Помимо 42 и 58 маршрутов он в качестве индивидуального предпринимателя обслуживает востребованные маршруты 47 Н (Большие Поля-Московка-2), 500 («Лента» — ДСК-2) и 503 (Мега-пос. Загородный). В сфере пассажирских перевозок Фазыл Залялитдинов работает уже два десятка лет.
Интересно, что до 2020 года «Автоград55» назывался «СТТК „Горизонт“» и занимался ремонтом социальных учреждений. В частности, в 2015 году будущая компания-перевозчик за 1 миллион рублей отремонтировала среднюю школу № 63 и детскую библиотеку «Отечество» (контракт на 338 тысяч). А вот конкурсы на ремонт корпусов ОмГТУ и СибАДИ «Горизонт» не смог выиграть.
С наступлением пандемии «Горизонт» сменил название на «Автоград55», а также сферу деятельности. Правда, большой выручкой компания похвастаться не может. По данным ресурса «Контур.Фокус», за 2022 и 2023 годы заработок составил всего по 300 тысяч рублей с прибылью в 175 и 184 тысячи рублей соответственно. При этом в штате у перевозчика, работающего по двум востребованным маршрутам, на конец 2023 года числился всего один сотрудник.
Выручка перевозчика выросла почти в 300 раз
Рекордный рост выручки демонстрирует другой частный омский перевозчик — компания «Омсктар». Если в 2022 году выручка этой компании, обслуживающей 20-й (ОНПЗ-Московка-2) и 51-й маршруты (СНТ «Заря-3»-СНТ «Березка»), составляла всего 237 тысяч рублей, то за 2023 год она выросла в 291 раз и достигла 69 миллионов рублей. Численность сотрудников возросла в 12 раз — с 1 до 12 человек. При этом перевозчик получил почти 6 млн рублей убытков.
До 2020 года этой компанией владел нынешний руководитель объединения перевозчиков «Омский транспортный союз» Николай Артемьев. Затем владельцем и руководителем «Омстара» стал предприниматель Александр Терентьев.
Взял маршруты и погряз в убытках
Убыточна и еще одна компания, входящая в «Омский транспортный союз» — ООО «Альянс». Этот частный перевозчик, принадлежащий предпринимателю Михаилу Медведеву, обслуживает два популярнейших у горожан маршрута № 59 (ОНПЗ-Биофабрика) и 73 (Романенко-Стрельникова). За три года с 2020 по 2023-й годы выручка перевозчика увеличилась с 23 до 257 млн. По этому показателю «Альянс» практически догнал такую крупную транспортную компанию как «Омск-пригород».
Но вот с экономической эффективностью у «Альянса» дела обстоят не столь хорошо. Так, если в 2022 году «Альянс» получил прибыль в 15,5 млн рублей, то в 2023 году компания заработала убыток в 120 млн рублей. Кредиторская задолженность перевозчика также увеличилась и составила 51 млн рублей.
Убыточный «Омскоблавтотранс» заставили возить горожан
Еще на двух городских маршрутах — № 13 (Чкаловский-Осташково) и 26 (Чкаловский- пос. Булатово) с осени 2024 года работает крупнейший региональный перевозчик — компания «Омскоблавтотранс». Ранее эта хронически убыточная компания, погрязшая в долгах, занималась только внутриобластными перевозками.
За 2023 год «Омскоблавтотранс» при выручке в 480 млн рублей получил 253 млн рублей убытков. Последние четыре года выручка предприятия стабильно сокращается, а убытки растут.
Растут и долги компании — в 2023 году они составили 806 млн рублей, удвоившись за год. Кредиторы неоднократно пытались обанкротить «Омскоблавтотранс», и только поддержка областных властей позволила предприятию «остаться на плаву».
С 2020 года количество сотрудников предприятия сократилось с 1000 человек до 670. В 2023 году средняя зарплата в «Омскоблавтотрансе» составила всего 35 тысяч рублей при среднеобластном показателе почти в 60 тысяч рублей.
«Муниципалы» наращивают убытки и долги
А что же муниципальные перевозчики? После транспортной реформы, проведенной экс-мэром Оксаной Фадиной, в городе осталось одно пассажирское предприятие № 8, в парке которого около 400 автобусов среднего и большого класса. Именно они теперь, а не маршрутки составляют основную «ударную» силу по перевозкам горожан. За 2023 год предприятие обслужило 59,8 млн пассажиров.
За последние 4 года выручка муниципального гиганта выросла с 1,96 млрд рублей до 2,36 млрд. При этом в 2023 году ПП-8 получило убыток в 66 млн рублей. Кредиторская задолженность предприятия выросла с 246 млн рублей в 2021 году до 450 млн в 2023 году.
При этом предприятие в октябре 2024 года заключило несколько контрактов с департаментом транспорта на осуществление перевозок на общую сумму почти в 84 млн рублей.
Трамваи и троллейбусы, приносящие прибыль
Еще один крупный городской перевозчик — предприятие «Электрический транспорт» не располагает парком автобусов, но тоже играет важную роль в осуществлении пассажирских перевозок в городе. За 2023 год «Электрический транспорт» перевез 29 млн пассажиров.
И в отличие от других городских пассажирских предприятий, этот перевозчик последние три года является прибыльным. С 2021 по 2023 годы выручка «Электрического транспорта» выросла с 1,48 млрд до 1,92 млрд рублей, а прибыль со 110 млн до 350 млн. В годы, когда «Электрический транспорт» наращивал выручку и прибыль, этим предприятием руководил депутат горсовета Сергей Фролов. Но летом 2024 года Фролов неожиданно ушел на пенсию и «Электрический транспорт» в статусе и. о. возглавил Вадим Филонов.
«Пассажирские перевозки в Омске становятся невыгодными»
Как оказалось, большинство перевозчиков в городе — убыточные компании. Существенной прибылью может похвастаться только один перевозчик — «Электрический транспорт». Руководитель «Омского транспортного союза» Николай Артемьев не видит в этом ничего необычного. По словам эксперта, пассажирские перевозки в Омске становятся все более невыгодными и непривлекательными для частного бизнеса.
— Причина — это отсутствие поддержки частных перевозчиков, отсутствие субсидирования при покупке новых автобусов. Та же ситуация с защитой тарифа. Мы пытаемся защитить тариф в Региональной энергетической комиссии, пытаемся им доказать, что экономика сильно изменилась. Запчасти, резина — все это дорогое, это нужно привезти в Омск. Стоимость топлива просто невероятно выросла. Это все ведет к удорожанию перевозок. Но в прошлом году защищенный тариф был 38 рублей, а провозная плата — 40 рублей. Как такое вообще может быть? Какая это экономика? Поэтому и будут банкротиться перевозчики, — рассказал NGS55.RU Артемьев.
Добавим, что помимо частных транспортных компаний и муниципальных перевозчиков в городе работают почти три десятка индивидуальных предпринимателей, в чьем автопарке имеются маршрутки — «Газели». Однако, «ИПэшники» не отчитываются о прибылях и убытках, поэтому изучить экономику в этом секторе перевозок не представляется возможным.