Ровно четыре месяца прошло с тех пор, как из центра Омска убрали частные микроавтобусы, обслуживающие два десятка маршрутов, и отправили их по дублирующим улицам. Городские власти посчитали, что транспорт с малой вместимостью не справляется с потоком пассажиров (особенно в часы пик) и создает пробки. К каким результатам привела новая реформа и как повлияла на рынок перевозок — в материале NGS55.RU.
С чего всё началось
С 1 июля на 18 городских маршрутах, которые обсуживают частники, изменились схемы движения. Полтысячи микроавтобусов перестали ходить по Интернациональной, Гагарина, Думской, Красному Пути и проспекту Карла Маркса. Их пустили по дублирующим улицам: Фрунзе, Булатова и Маршала Жукова. Реформу запустил департамент транспорта. Его сотрудники обратились к ученым СибАДИ, которые и разработали новую схему. По словам главы дептранса Вадима Кормильца, в центре был переизбыток машин, которые ходили по 54 направлениям. К тому же малогабаритные «Газели» не справлялись с пассажиропотоком. Перед коммерческими перевозчиками поставили единственное условие: если они хотят вернуться в центр, то пусть покупают автобусы среднего класса.
Что происходило в первые дни после реформы
Хоть в департаменте транспорта и пытались активно анонсировать изменения, но не все омичи были в курсе того, что маршрутки с 1 июля больше не идут по центральным магистралям. В первые дни у пассажиров возникал один вопрос: «А куда мы едем?» Раздраженные водители, которым и без того хватало забот, то и дело повторяли, что они идут в объезд. Омичи начали жаловаться, что теперь они не могут добраться до нужных им точек.
Например, если раньше от «3-го Разъезда» до «Театральной» можно было доехать на маршрутках № 212 или 514, то теперь по этому направлению идет только один автобус № 72. У жителей микрорайона Кузьминки забрали маршрут № 307, не оставив им выбора, — из центра они могут добраться до дома на автобусе № 78, в который теперь стало невозможно протолкнуться.
Много жалоб поступает на маршрут № 550, который ходит из Амура-2 до ПО «Иртыш»: вечером люди не могут дождаться машин. Дело в том, что перевозчик после реформы столкнулся с нехваткой водителей — им стало невыгодно работать. Часть машин остается в гараже, так как на них некому ездить. Такая же проблема возникла на маршруте № 385 (ПО «Иртыш» — Стрельникова): омичи по утрам ждут транспорт по 30–50 минут из-за «неукомплектованности маршрута водительским составом», как заявили в дептрансе.
Одна из омичек написала в редакцию NGS55.RU, что настолько устала от вечных пробок и опозданий на работу, что решила сменить место жительства. Она переехала с Левого берега в район у «Каскада»:
— Купила квартиру в центре, чтобы тупо не зависеть от автобусов.
И это лишь толика жалоб от омичей. В связи с этим мэр Омска Сергей Шелест по поручению губернатора решил проехаться и в маршрутках, и в автобусах вечером, в час пик, и проверить их работу после изменений. После чего пришел к выводу, что транспорт не перегружен.
Что изменилось
Из 18 маршрутов на прежние «рельсы» к сегодняшнему дню встали только два. Это маршрут № 346 («Ул. Труда» — «Магазин "Весна"»): спустя ровно месяц после изменений предприниматели купили на него 12 автобусов среднего класса. А также № 31Н («Пос. Светлый» — «ТК "Лента"») — перевозчик приобрел к концу августа 8 машин необходимой вместимости.
С 6 сентября маршрут № 307 («Ул. Труда» — «Ул. Ватутина») прекратил работу. Перевозчик объяснил это нехваткой водителей и убыточностью бизнеса. Под угрозой исчезновения сейчас находится маршрут № 470, по этому направлению машины ходят всего лишь дважды в день.
Оставшиеся перевозчики были бы и рады вернуться в центр, да только денег, чтобы приобрести машины среднего класса, у них нет.
С 16 октября департамент транспорта увеличил число муниципальных автобусов на 11 маршрутах. В их числе есть те, на которые после реформы «свалилось» большое количество пассажиров. Например, автобусы № 95 и 94 (Крупской — пос. Загородный). Спустя полторы недели добавили так называемые укороченные рейсы (в утренние часы пик) по маршрутам № 24 («Железнодорожный вокзал» — «Пос. Солнечный») и № 78 («Пожарная часть» — «Микрорайон Рябиновка»), чтобы улучшить транспортную связь Кузьминок, микрорайонов Прибрежный и Кристалл с центром города.
Какие выводы делают в департаменте транспорта
Глава департамента транспорта Вадим Кормилец рассказал NGS55.RU, что одна из основных задач — разгрузить центральную часть Омска — выполнена:
— Когда мы выполнили перенос этих маршрутов на улицу Маршала Жукова, у нас до 42% снизилась интенсивность движения транспорта по улице Гагарина, Интернациональной и Думской. Это привело к увеличению скорости проезда. Пассажирский транспорт (мы делали по навигации засечки по времени) проезжал в утренний час пик в центральную часть города быстрее, чем обычно. Иногда на 3–4 минутки, иногда на 8, но были результаты до 15 минут.
Еще один положительный пункт, который отметил Вадим Кормилец, — автобусы стали меньше времени проводить в толкучке на остановках.
— Перенасыщение автобусов малого класса в центральной части города приводило к тому, что подвижной состав — и большие автобусы, и троллейбусы, и вперемешку с ними маршрутные такси — организовывал своеобразный паровозик. Грубо говоря, когда вагончики один за другим просто простаивают, ждут возможности подъехать к остановке для выполнения посадки и высадки пассажиров. От этой болезни в центральной части города этим мероприятием мы, безусловно, избавились, — заявил глава департамента.
Поток пассажиров на муниципальных маршрутах, которые обслуживают центральную часть города, с 1 июля увеличился в среднем на 7%. При этом, по словам Кормильца, «никакой задачи искоренить частных перевозчиков из Омска нет»: они по-прежнему составляют порядка 60% от общего объема пассажирских перевозок в городе, оставшиеся 40% — у муниципального транспорта.
Какие выводы делают частные перевозчики
По словам перевозчика Анатолия Войтенко, который обслуживает несколько маршрутов в Амуре-2 и на Левом берегу, его доход упал примерно на 40%:
— У меня 20 автобусов в лизинге. По маршруту № 470 ходило примерно 20 машин, а через 3 дня [после реформы] водители мне сказали, что смысла им работать нет и мне тратиться — тоже, что будут искать другое место. Пришлось мне переставлять людей на маршрут № 343 и доплачивать по тысяче рублей, чтобы удерживать хоть каким-то образом. Пришлось и по новой раскатывать маршруты. Вроде бы получилось, но на это ушло 3 месяца. Кстати, я не смог выплатить платежи, и мне пришлось брать 2 миллиона в кредит, чтобы погасить долг, чтобы машины не забрали. В общем, я справился, но очень много денег потерял.
Анатолий Войтенко уверен, что его убытки могли бы быть еще больше, да несчастье помогло — одни конкуренты свернули бизнес и ушли с маршрутов, у других не хватает водителей, соответственно, рейсов выполняется меньше. Из-за этого пассажиры вынуждены делать пересадки — на его маршруты. В отличие от Вадима Кормильца, он считает, что всё идет к тому, что в ближайшее время закроются и другие маршруты, например те, что пустили по улицам-дублерам. Чтобы вернуться в центр, нужно купить автобусы среднего класса стоимостью от 8,5 до 11,5 миллиона рублей. Не у всех перевозчиков есть такие суммы. Также он предполагает, что в будущем муниципалы полностью вытеснят частников:
— Если уберут частные маршрутки, всё равно муниципальные автобусы столько пассажиров не вывезут. Как правило, даже если им новые автобусы приходят, то они просто на замену старым. Много убитых на дорогах, которым лет по 10. Они уже точно убыток несут, потому что расход у них сумасшедший — и по запчастям, и по топливу. Я не знаю, как справляются пассажирские предприятия у нас, их руководителям памятник можно поставить.
Как вы оцениваете итоги транспортной реформы, из-за которой из центра убрали несколько маршрутов?