1 июля около двадцати маршрутов убрали из центра. Транспорт пустили по Фрунзенскому мосту и улице Маршала Жукова. NGS55.RU публиковал репортаж с первого дня изгнания маршруток. Вчера, 3 июля, мы вновь отправились на остановки общественного транспорта. Как прошел первый рабочий день без маршруток в центре города — в нашем репортаже.
Успеть на работу
Раннее утро. 385-я маршрутка поворачивает с Красного Пути на 7-ю Северную. С кресла вскакивает мужчина и бросается к водителю: «Это что за маршрутка? Как вы едете? На остановке можно?» Казалось, впереди этого пассажира ждала важная встреча, и поездка по Фрунзенскому мосту в его планы не входила. Вслед за мужчиной на 7-й Северной выбегает еще пара человек. Одна из пассажирок, став свидетелем драматической сцены, теперь ищет утешения у водителя:
— Вы же у «Флагмана» остановитесь?
— Да, — вздыхает он.
07:15. На остановке «Городок Водников» тормозит маршрутка № 31Н. Из нее вываливается человек шесть. Они явно знают, что будет дальше. А дальше водитель повернет налево, на 7-ю Северную, и вгонит в ступор тех, кто рискнул остаться в салоне. Захожу, расплачиваюсь, приходится стоять.
Водитель пропускает пару встречных машин и уходит на 7-ю Северную. Сонные пассажиры мигом пробуждаются, начинают внимательно смотреть в окна и переглядываться. В салоне тишина. Идет процесс осмысления. У многих в голове вопрос: «Что это было?»
— А куда мы сейчас едем? — не выдержав, обращается ко мне мужчина. Кажется, он понял одну вещь: теперь ему будет сложнее добраться до работы вовремя.
— Маршрут изменили. Уйдет на Герцена, а затем на Фрунзенский мост, — отвечаю я.
К диалогу подключается женщина:
— Маршрут изменили?! Очень пло-о-охо! — произнесла она с нотой отчаяния и потянулась к выходу. Пассажиры начали перешептываться, кто-то качал головой и бросал взгляд на водителя. Обычно так смотрят на провинившегося ребенка. Но водитель молчал. Он явно устал повторять одно и то же.
Некоторые вышли на 7-й Северной. Улица Герцена была не сильно загружена, но добирались мы до «Флагмана» гораздо дольше, нежели субботним утром. Следом за нами прибыла 222-я маршрутка. Из нее вышло около восьми пассажиров. Все они направились к улице Герцена, в сторону Главпочтамта.
Кто будет первым
08:10. К остановке на Булатова катят две маршрутки — 31Н и 385-я. Водители соперничают за право быть первым. Один пытается обогнать другого. 31Н оказалась победителем, но 385-я пользуется моментом и едет дальше, чтобы забрать пассажиров на других остановках. Оба маршрута с 1 июля изгнаны из центра. Кажется, конкуренция обострилась.
Захожу в салон маршрутки № 31Н, присаживаюсь. Поворачиваем на Герцена, затем на 7-ю Северную. Водитель по рации разговаривает с товарищем:
— 85-я меня объехала и взяла одного пассажира. И какой был смысл? — произнес он язвительно. — Е-мае! Прошло 36 минут, а я еще на Северной! У нас же сейчас конкурент 83-й автобус. Они по Магистральной едут и как раз по 7-й Северной...
Идет время. Водитель почти доехал до Красного Пути.
— Фух, наконец-то знакомая дорога! На Водников выезжаю, — докладывает он по рации, но затем эмоционально выдает: «Да блин, еще даже не Красный Путь!»
В этот момент я вспомнил разговор водителя 385-й маршрутки с пассажирами, который случился в субботу вечером. Мужчина сказал, что если через две недели на новых остановках не появятся люди, он поставит машину в гараж и уйдет.
«Ну извините, откуда ж мы знали?»
09:05. В маршрутке № 31Н атмосфера накалена до предела. Как только машина совершила тот самый «поворот не туда», в салоне «начался сущий кошмар». Всё началось с нынче популярного вопроса к водителю: «А как вы едете?»
— По Жу-ко-ва! По улице Маяковского! — отвечает нервно мужчина за рулем. В этот момент в салоне начинается галдеж. Каждый хотел узнать, сможет ли он добраться до своей остановки.
— Нам только центр обрубили… — продолжает водитель. Но его ответ прерывает мужское разочарование: «Да-а е...»
— А вы где поворачиваете, у «Флагмана»? — заговорила другая пассажирка. Было видно, что она встревожена. — А где там остановка-то?
Пришлось женщину успокоить. Объяснил ей, где нужно выйти.
— Вы бы повесили в салоне [объявление], что у вас изменилось. Потому что многие-то не знают! — возмущается еще одна пассажирка.
Водитель стал нервничать еще сильнее.
— Уже столько передают в интернете! У вас нет ни интернета, ни телевизора! Вы не смотрите, я понимаю, но вот есть табличка [в окне маршрутки]. Там написано: «7-я Северная, Герцена, Жукова».
В ответ из салона полетели фразы: «По привычке все ездят!», «Ну извините, откуда ж мы знали?», «Десять лет ездим, зачем читать каждый день?», «И чем они помешали центру...»
— Ну мы тут только на неделе ездим, — решил закончить водитель беседу. — Мы уходим отсюда! Кому это надо? Нам сокращают его. Сказали, будем ездить только до Транспортной и обратно.
Это людей не только успокоило, но и огорчило. Все быстро сошлись во мнении о том, что № 31Н — очень важный для них маршрут. Машина доехала до «Флагмана», затем покатила по Фрунзенскому мосту, Маршала Жукова и Маяковского.
На «Академии транспорта»
Я вышел возле остановки «Академия транспорта» на Карла Маркса. Здесь можно было встретить немало маршруток, изгнанных из центра. Вот спустя время на «Академии» остановилась одна из них — 399-я. Вышла женщина, громко ругается. Затем сказала: «Да что тут вообще происходит?» и побрела в сторону Ленинградского моста.
На часах — около 10:00. На остановке «Ленинградская площадь» тормозит 414-я маршрутка, прибывшая с Левого берега. Она набита пассажирами до отказа. Дверь открывается, оттуда выходят человек десять минимум. Если ранее эта маршрутка уходила в центр, в сторону «Голубого огонька», то теперь всё изменилось. Теперь она следует по улицам Маяковского и Маршала Жукова, а также по Фрунзенскому мосту.
Реакции у пассажиров не было. Никто не удивился изменениям, не нашлось возмущенных. Не возникло просьб срочно остановить машину. Возможно, те, кто хотел уехать в центр, были осведомлены, поэтому и вышли на «Ленинградской площади». А может, для кого-то перебраться с одного берега на другой — уже победа.
P. S.
Уже ближе к вечеру, в 16:00, на маршрутке проехал и вице-мэр Евгений Фомин. Единственный минус, который он обнаружил — заставленные машинами остановки.
«Решил, что называется, на себе опробовать новую маршрутную сеть. В 16:00 был на остановке у ТК "Флагман". Каждые две-три минуты подходит автобус малого класса. Люди на остановках есть, о нововведениях знают. Проехал по маршруту № 385 по улице Жукова. Пообщался с пассажирами. Изменения оценивают вполне позитивно», — процитировали в релизе мэрии Евгения Фомина.